Автор: Чубукова Светлана Васильевна
ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
Художественная роспись по дереву
«Городец»
Работу выполнила: Чубукова С.В
Учительница начальных классов
МБОУ « Ковалинская ООШ»
Чувашская Республика, Урмарский район
Ковали
2018
Содержание
Введение………………………………………………………………………………3
Актуальность …………………………………………………………………………4
1.Основная часть
1.1. Проблема………………………………………………………….…………….5
1.2. Цель и задачи проекта……………………………….…………………………5
1.3. Звёздочка обдумывания…………………………………………………………
1.4.История росписи дерева ………..………………………………………………..5
1.5.Виды росписи ………………………………………………………………………..8
1.6 .Цветовой круг………………………………………………………………….13
1.7.Банк идей и предложений………………………………………………………14
1.8.Дизайн – анализ…………………………………………………………………16
2.Технологическая часть
2.1 Выбор материалов, инструментов и приспособлений………………………..16
2.2 Технология росписи……………………..……………………………….……19
2.3 Экологическое обоснование……….……………………………………………20
2.4 Экономическое обоснование……………………………………………….….21
2.5 Рекламный проспект…………………………………………………………….22
3. Заключение……………………………………………………………….……..23
Список используемой литературы……………………………………………..….24
Актуальность темы
Скоро праздник День матери. Как лучше поздравить маму? У нас появилась прекрасная возможность изготовить подарки для мам своими руками.
По возвращении домой я спросила у мамы:
«Что тебе подарить на День матери?». Она с улыбкой посмотрела на меня и ласково сказала: «Мне бы хотелось получить в подарок расписную разделочную доску».
1.Основная часть
1.1 Выбор и обоснование проблемы
Расписную разделочную доску можно купить в магазине, но она стоит немалых денег, которых у меня нет. Разделочную доску можно расписать самой, так как на уроках изобразительного искусства мы изучали различные виды росписи. Больше всего мне понравилась «Городецкая роспись». Думаю, что моей маме она тоже понравится. Сделать доску я попрошу папу, потому что он мастер на все руки.
1.2. Цель и задачи проекта
Цель: выполнить художественную роспись на разделочной доске по народным мотивам.
Задачи:
1. Изучить виды художественной росписи
2. Подготовить деревянную разделочную доску
3. Расписать заготовку в технике «Городецкая роспись»
1.3. Звёздочка обдумывания.
Выбор и обоснование проблемы |
Материалы, инструменты, приспособления |
История росписи дерева |
Художественная роспись по дереву «Городец» |
Технология росписи |
Банк идей и предложений |
Дизайн – анализ |
Экономическое, экологическое обоснование |
1.3 История росписи дерева
История развития традиционной росписи уходит далеко в прошлое. Первые пещерные рисунки появились на заре человеческой истории. Как предполагают ученые, они играли роль мишеней в тренировках охотников, были предметами бытовой магии, культа или рассказами.
Раскопки археологов говорят о том, что изобразительное искусство зародилось в глубокой древности. Уже в те времена, когда человек пользовался каменными орудиями, жил в пещерах и одевался в звериные шкуры, он украшал предметы орнаментом, лепил фигурки людей и животных, передавая тем самым свои представления о мире.
К той же эпохе, отдаленной от нас тысячелетиями, относится и зарождение искусства живописи. Весь мир поразили открытые в свое время рисунки первобытного человека, найденные в глубинах темных труднодоступных пещер. Эти рисунки были выбиты примитивным каменным орудием в толще твердых скал при свете факелов или жировых светильников.
Силуэтные изображения животных, сцены охоты были исполнены выразительно, реалистично, с тонко схваченными деталями. Выразительность этих рисунков настолько велика, что и после открытия наскальной живописи наши современники долго отказывались верить в то, что первобытный человек так чувствовал форму, объем и колорит.
Образцы наскального изобразительного искусства были найдены в пещерах Альтамиры в Испании, в Пиренеях во Франции, в горах Тассиля пустыни Сахары. В нашей стране подобные произведения первобытного искусства открыты в Карелии, в Средней Азии, на Урале и на Кавказе.
На протяжении многих веков искусство живописи продолжало развиваться и совершенствоваться, так как каждое новое поколение художников, перенимая его от отцов, оставляло лучшее, отбрасывало неудачное, добавляло что-то новое, свое.
По законам целесообразности и красоты издавна создают народные мастера вещи, окружающие человека: гончарную, деревянную — резную и расписную посуду, прялки, которые в течение столетий были постоянной принадлежностью женского труда; ткацкие станы, трепала для льна и т. д. Подлинной художественностью обладают конструкции и декор жилых и хозяйственных построек, мебель и оформление интерьера.
Во всем, что выходило из рук народного мастера, в сделанном для своей семьи, для подарка или на продажу, нашел замечательное выражение опыт многих поколений в обработке различных материалов: дерева, глины, шерсти, металла и др. У разных народов вещи приобретали разные формы, отражая местные особенности жизни и природных условий, а в связи с этим — эстетические представления.
Со временем значение расписанных вещей, как предметов бытовой магии, утрачивается, и возрастает их эстетическая роль. Развиваются промыслы, каждый из которых отличается особыми приемами и мотивами. Наиболее благоприятными условиями для развития промысла, являются близость к торговым путям, оседлый образ жизни и стабильность.
Вместе с тем показательно, что у разных народов содержание художественных предметов, восходящее к глубокой старине, имеет много общего, так как выражает добрые пожелания молодой семье, оберег от враждебных сил, добрую магию, связанную с ведением хозяйства.
Красота в народном искусстве неразрывно связана с добром. Эстетическое и этическое содержание вещи живут вместе, наполняя ее особой человеческой значительностью, несмотря на примитивные подчас формы. Возникли разные виды народного искусства в различное время. И каждый создал свою традицию, постоянно отбирая и отшлифовывая лучшее в творчестве мастеров, передавая его новым поколениям.
Направления росписи по дереву условно можно разделить на традиционную и авторскую (живописную). Традиционная развивалась в основном в деревнях на своей исторической родине. Ёе отличает простота, лаконичность, близость к народным корням.
Работы с авторской росписью изготавливались обычно в городах мастерами. Эти работы отличаются изяществом, продуманностью, профессионализмом и авторским прочтением традиций.
К современным художественным промыслам росписи по дереву относятся: хохломская, городецкая, полхов-майданская, мезенская, загорская роспись, изготовление токарных игрушек с росписью.
Городецкая роспись
Один из традиционных декоративных промыслов — городецкая роспись — сложился с середины 19 века в окрестностях Городца, основанного еще в 12 веке, что находится на левом берегу Волги в Нижегородской области. Цвета городецкой росписи всегда были яркими, сочными, все изделия обязательно украшались пышными букетами цветов, напоминавших розы, ромашки. Сложился и свой прием росписи — сначала на изделие наносился фон, одновременно служивший и грунтовкой, затем по нему наносятся толстой кистью крупные цветовые пятна, так называемый «подмалевок». После этого более тонкой кисточкой наносятся необходимые штрихи, затем роспись заканчивает «разживка» — когда рисунок объединяется в цельную композицию с помощью черной краски и белил. Законченную композицию обычно ограничивают рамкой.
В процессе того, как промысел набирал обороты (а к концу девятнадцатого века в нем были задействованы жители из почти десятка деревень), рисунок росписи также дополнялся новыми сюжетами: появились персонажи из народных сказок, сцены из городской жизни, всевозможные «чаепития» за самоваром и «гуляния».
В наши дни в росписи стали использовать масляную краску, цветовая гамма рисунков также разнообразилась, но сюжеты, образы и мотивы старой городецкой росписи присутствуют и в работах современных мастеров. Деревенские живописцы, подражая лубочным картинкам, украшали их веселыми сценками из народного быта в обрамлении цветочных гирлянд и крупных ярких роз. В настоящее время патриархом городецкой росписи называют Аристарха Евстафьевича Коновалова, который восстановил в конце 60-х годов промысел, основав фабрику «Городецкая роспись». Не потеряв традиционного орнамента с пышными розами, конями и птицами.
1.6 Банк идей и предложений
Из всего многообразия различных техник росписи по дереву можно выделить несколько вариантов росписи разделочных досок.
Вариант № 1
Вариант № 2 Вариант № 3
1.7 Дизайн-анализ
Анализ идей
Критерии отбора |
№1 |
№2 |
№3 |
1. Оригинальность |
+ |
+ |
+ |
2. Cложность темы |
+ |
+ |
— |
3. Творчество |
+ |
+ |
+ |
4. Актуальность |
+ |
+ |
+ |
5. Потребительский спрос |
+ |
+ |
+ |
6. Интерес |
+ |
+ |
— |
Всего |
6 |
6 |
4 |
Из проведенного дизайн – анализа можно сделать вывод, что я могу расписать доску под №1.
2.Технологическая часть
2.1 Выбор материалов, инструментов и приспособлений
Для того чтобы выполнить любой вид росписи нам потребуется:
Деревянные заготовки (в кругах художников по дереву они называются — «бельё» — от слова белый, чистый).
Заготовок великое множество, это: доски, яйца, посуда (миски, тарелки, кружки, ложки, супницы и т.д.), матрёшки, шкатулки, заколки и браслеты, оклады для икон, предметы мебели. Всё, что душе угодно.
Основной материал для росписи — краски. При росписи древесины применяют те же краски, что и в живописи: масляные, темперные, гуашевые, акварельные, а так же анилиновые красители. Для городецкой росписи лучше всего подходят гуашевые и темперные краски.
Инструменты
Основной инструмент мастера росписи — кисть. Чаще всего для росписи используют круглые беличьи и колонковые кисти разных размеров.
В Городецкой росписи нам, как минимум, понадобятся такие кисти:
· круглая колонковая № 1 и № 2 с ворсом средней длины (для контурной работы и обводки черной краской).
· круглая беличья № 2 и № 3 для нанесения красной краски.
· плоская синтетическая или щетинная № 4,5,6 для нанесения грунта и для покрытия лаком.
Идеальная кисть для росписи должна напоминать каплю, семечко, пламя свечи. Приобретая кисточки, проверяйте их по внешнему виду, чтобы были погуще, с аккуратно подобранными волосками. Макните кисть в воду и стряхните ее, чтобы проверить кончик. Найти хорошую кисть не просто, каждая проявляет свой характер. Любимыми кистями мастер очень дорожит, никому не одалживает, потому что каждый имеет свой почерк, а это обязательно отразится на кисточке. Деревянный кончик кисточки тоже рабочий — он используется как “тычок” для нанесения точек: “семечек”, “росинок”. Отработанная кисть еще послужит вам в качестве “тычка”, если аккуратно срезать оставшиеся волоски.
Палитра нужна, чтобы смешивать краски, подснимать с кисти лишнюю краску. Палитрой может служить белое блюдце, кафельная плитка, кусок оргстекла, крышка.
Лаковое покрытие позволяет защитить роспись на дереве от воздействия внешней среды: влаги, перепадов температур, активных веществ. Кроме того, кроющие материалы — олифа, лак, мастика — придают изделию дополнительный декоративный эффект.
Обработка изделия лаком — тоже своего рода искусство. Бывает, что красиво разрисованная вещь под неправильно подобранным или плохо нанесенным лаком теряет привлекательность. Не случайно на предприятиях художественных росписей есть профессия лачилы. Вот кто знает все тонкости лаковых покрытий!
Масляный лак ПФ-283 (4С) зарекомендовал себя с лучшей стороны и наиболее подходит для нас. Он хорошо разбавляется скипидаром (обязательно натуральным)! Это лак прозрачный, достаточно светлый, но придает росписи некоторую желтизну. Сохнет он не менее 72 часов при комнатной температуре. Ни в коем случае не ускоряйте этот процесс в горячей духовке — лак вздуется. При высыхании образуется глянцевая эластичная поверхность, которая имеет повышенные физико-механические свойства и устойчива при контактах с водой. Для работы отливайте небольшие порции лака и разбавителя в небольшие емкости, а большую банку с лаком плотно закройте крышкой и на несколько секунд переверните банку крышкой вниз. Возникшая герметичность не позволит лаку засохнуть. Не старайтесь покрыть изделие в первый же раз толстым слоем лака. Лучше первую обработку сделать лаком пожиже, дать ему хорошо просохнуть, а затем слегка зашкурить.
При нанесении лака, как тампоном, так и кистью на поверхности образуются маленькие пузырьки из-за того, что из пор древесины выходит воздух. По мере высыхания часть из них исчезает, а некоторые остаются. Их особенно трудно ошлифовывать. Чем более разбавленным будет лак, тем меньше будет пузырьков. По мере увеличения слоев лака, каждый последующий слой должен быть тоньше предыдущего.
2.2 Технология росписи
1.Деревянные заготовки шлифуют наждачной бумагой. Это делается для того, чтобы краска легла ровным слоем. Заготовки: разделочные доски, солонки, чашечки выбираются без сучков, ровной гладкой поверхности.
2. Гуашь для росписи покупать лучше отечественных фирм «Гамма», «Луч». Для росписи используют 6 основных цветов + белая и чёрная краска.
3. Кисти для росписи № 1-2 и № 6-8.
4. Лак для покрытия работы.
Этапы росписи.
Прежде чем расписать любое деревянное изделие, нужно пройти несколько этапов ее выполнения.
Первый этап: подобрать разделочную доску.
Второй этап: Рисуем эскиз карандашом на альбомном листе, не забывая о традициях в городецкой росписи.
Третий этап: По готовому рисунку выполняем подмалевок гуашевыми красками.
Четвертый этап: Наносим на подмалевок «тенёвку» более темными цветами.
Пятый этап: Последний этап при выполнении эскиза “оживка”. Наносим белым цветом приписки, оживляем работу.
Шестой этап: Точно при такой же последовательности наносим рисунок на изделия, затем начинаем его расписывать гуашевыми красками. Завершаем работу, покрываем лаком.
Техника безопасности при выполнении работ
· При росписи изделия следить, чтобы краски не касались поверхности кожи;
· При выполнении лакокрасочных работ необходимо одеть спецодежду;
· Работы проводить в хорошо проветриваемом помещении;
· По окончании работы убрать рабочее место.
Санитарно- гигиенические требования
1. Перед началом работы необходимо вымыть руки.
2. Источник света должен находиться слева.
3. Каждые 1–1,5 ч глазам необходим 30-минутный отдых.
4. Для сохранения здоровья во время работы полезно делать разминку для рук, глаз и спины.
2.3 Экологическое обоснование
Современное человечество, вооруженное техникой и использующее огромное количество энергии, представляет очень мощную силу, воздействующую на природу Земли. Если эти воздействия не учитывают природных законов и разрушают установившиеся за миллионы лет связи, возникают катастрофические последствия. Люди уже столкнулись с целым рядом природных катастроф, вызванных их деятельностью, и обеспокоены тенденцией нарастания неустойчивости природы.
Поэтому экология в настоящее время приобретает особое значение как наука, помогающая найти пути выхода из возникающего кризиса.
В работе использовались краски акриловые, кисти из натуральных волокон, деревянные разделочные доски, шкатулки, тарелки, лак. В работе учитывались экологические вопросы, т.е. выполнялись работы из экологически чистых (натуральных) материалов, не причинив никакого вреда природе.
2.4 Экономическое обоснование
№ |
Используемые материалы |
Цена (руб) |
Расход |
1 |
Набор кистей |
150 |
1 шт |
2 |
Краски гаушевые |
146 |
1 шт |
3 |
Лак |
50 |
1 шт |
4 |
Деревянные заготовки (доска) |
80 |
1 шт. |
|
Всего: |
426 руб. |
Затраты на оплату труда:
30% от затрат на материалы = 127,8
Затраты на электроэнергию =0, т.к. работа выполнялась в дневное время.
Себестоимость = сумма всех затрат = 553,8
На рынке такая работа стоит около 1300 рублей, таким образом, выгоднее будет сделать самой. Разделочные доски и все изделия, расписанные своими руками, очень ценятся на рынке. Их можно использовать в качестве подарка к любому празднику.
3. Заключение
Роспись по дереву — это один из древнейших видов декоративно-прикладного искусства. Издавна украшение различных деревянных изделий цветной росписью высоко ценилось, а в каждом доме непременно было несколько расписных досок или тарелок. Сегодня интерес к росписи по дереву возрождается.
Украсить росписью по дереву можно практически все. Это может быть посуда, различные аксессуары для дома, шкатулки, вазы, гребни, браслеты, бусы, серьги, игрушки. Расписывать также можно деревянную мебель, деревянные скульптуры.
Роспись по дереву — это очень интересное и увлекательное хобби.
Приобретенные знания помогут в будущем.
Список используемой литературы
1.Аверина В.И. Городецкая резьба и роспись. — Нижний Новгород, 2006
2.Маврина Т.А. Городецкая живопись. — СПб., 2001
3.Соколова М.С. Художественная роспись по дереву. — М., 1999
4.Энциклопедический словарь. Т.1. — С. 351-359
5.Емельянова Т.И. Хохлома. — Л.: Аврора, 2004.
6.Бардина Р.А. Изделия народных художественных промыслов и сувениры. — М.: Высшая школа, 2007.
7.Супрун Л.Я. Резьба и роспись по дереву. — М.: Легкая и пищевая промышленность, 2007.
8.Орловский Э.И. Изделия народных художественных промыслов. — Л.: Лениздат, 2008.
9.Махмутова Х.И Роспись по дереву. — М.: Просвещение, 2004.
10.Рогов А.П. Кладовая радости. — М.: Просвещение, 2007.
11.Осетров Е.И. Живая древняя Русь. — М.: Просвещение, 2006.
12.БСЭ. Изд. 3-е. — М.: СЭ, 1970-1978.
13.Города России: энциклопедия. — М.: БРЭ, 2008.
14.Жегалова С. К. Русская народная живопись. — М., 2007.