Автор: Козлова Оксана Владимировна
Современные формы работы с родителями в ДОУ.
На сегодняшний день практически все родители заинтересованы, чтобы их дети успешно развивались, социализировались и проходили обучения во всех образовательных учреждениях, включая дошкольные. Все это возможно достичь только при полной включенности родителей в процесс образовательной деятельности ДОУ, активного участия в нем. В данном случае важно желание самих членов семьи, чей ребенок находится в дошкольном образовательном учреждении, потому что его сотрудники делают все возможное, чтобы привлечь их к этому процессу. Например, при поступлении ребенка в детский сад, семья может ознакомиться с его структурой, условиями содержания дошкольников, режимом дня, медицинскими требованиями и программами оздоровления, а также с педагогическим коллективом.
С другой стороны, при зачислении ребенка в ДОУ с родителями проводится собеседование, при котором выясняются его умения и навыки, привычки и вкусы. Эта информация позволяет будущим воспитателям выстроить оптимальную программу взаимодействия с ним. В процессе поступления в дошкольное образовательное учреждение, с родителями заключается договор, в котором прописываются их обязанности в области работы с ребенком в рамках образовательной программы, а также оговаривается соблюдение морально-этических каждой из сторон образовательного процесса.
Данная деятельность еще до поступления ребенка в ДОУ подготавливает родителей к активному участию в данном процессе.
М. Г. Агавелян выделяет формы взаимодействия с родителями:
• Посещение семьи воспитанника.
• Использование элементов наглядной пропаганды.
• Дежурства родителей и членов родительского комитета.
На мой взгляд, наиболее важной формой при взаимодействии дошкольного образовательного учреждения с родителями являются педагогические беседы с родителями — это одна из наиболее доступных форм установления взаимодействия между воспитателями и родителями. Данная форма взаимодействия с родителями возможна только при сочетании с такими методами, как родительское собрание, посещение семьи, консультация. Главной целью этой формы взаимодействия является оказание родителям своевременной помощи в развитии и воспитании ребенка, а также обмен мнениями по различным вопросам, затрагивающим дошкольника и касающимся данной сферы. Ведущую роль педагогической беседе играет воспитатель. Именно он определяет ее цели, составляет список вопросов, которые необходимо обсудить и занимает активную позицию.
Следует отметить, что выше перечислены только наиболее часто встречающиеся формы взаимодействия педагогов с родителями. Все они направлены на то, чтобы не только донести до семьи информацию об успехах или неудачах ребенка, но и помочь справиться с определенной жизненной ситуацией, дать совет. То есть в современной концепции образования родитель рассматривается как равноценный участник, с которым нужно налаживать диалог, а не давать нравоучения.