Автор: Коновалова Мария Иннокентьевна
ЛИТЕРАТУРНЫЙ КЛУБ «СТРАНИЦА» КАК ОДНО ИЗ УСЛОВИЙ ЛИЧНОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ
Коновалова М.И., Шилина О.И., преподаватели
Братского педагогического колледжа
Реализация замыслов профессионального самоопределения студентов возможна как в условиях образовательного процесса в аудиторных формах, так и во внеаудиторной занятости. Включение студентов в разные виды деятельности способствует всестороннему ознакомлению с выбранной профессией. Одной из форм, влияющих на личностно-профессиональное становление, стала клубная деятельность. На базе кафедры общегуманитарных дисциплин создано объединение — литературный клуб «Страница», который способствует реализации инновационной задачи кафедры по теме «Личностно-профессиональное становление студентов в условиях деятельности литературного клуба». Клуб организует взаимодействие студентов всех курсов и преподавателей, позволяющее передавать опыт, традиции учебного заведения, оказывать влияние на мировоззрение и поведение студентов через разнообразные формы заседаний: вечера, встречи, дискуссии, экскурсии, концерты, конференции, гостиные, выставки, литературно-музыкальные композиции, турниры, конкурсы, спектакли, презентации, конференции.
Конкурсы чтецов стали одной из любимых форм, где студенты имеют возможность продемонстрировать талант декламировать стихи. Сегодня редко кто увлекается поэзией, а тем более знает стихи наизусть и умеет читать их перед публикой. Современному педагогу, особенно воспитателю детей дошкольного возраста и учителю начальных классов, необходимо в совершенстве владеть этой профессиональной компетенцией. И в рамках движения «Ворлдскиллс» этот критерий актуален. Поэтому 4 года назад мы решили увлечь наших первокурсников русской поэзией. Немало пришлось приложить для этого усилий, т.к. студенты с трудом запоминали стихи, не умели читать их выразительно, в смущении убегали со сцены. Но программа клуба составлена так, что позволяет «расти» студенту в личностно-профессиональном плане на всех этапах обучения в колледже. На первом курсе студенты только принимают участие в мероприятиях клуба. Организаторами являются преподаватели, которые готовят определенный литературно-исторический сценарий и предлагают его студентам. На втором курсе организуется сотрудничество преподавателей и студентов в планировании и проведении мероприятий: совместно составляется сценарий, который самостоятельно реализуется студентами. На третьем курсе участники клуба включаются в проектную, поисковую, исследовательскую работу, осуществляют самостоятельную подготовку и проведение мероприятий, разработанных индивидуально или группой обучающихся.
За 4 года было проведено 15 разных по форме и содержанию мероприятий. Вот самые яркие встречи:
1.2014 год. Конкурс чтецов к 200-летию поэта «Читаем Лермонтова». (Участвовал 21 студент)
2. 2015 год. К юбилею Победы литературно-музыкальная композиция «Все, что было не со мной, помню» в период работы Областной студенческой НПК (Участвовало 17 студентов)
3. 2015 год. Читательская конференция к юбилею В.Г.Распутина «В ту же землю» (Участвовало 34 студента)
4. 2015 год. Городской конкурс чтецов к юбилею С.А.Есенина «Вы помните, вы все, конечно, помните…». (Участвовало 27 человек)
5. 2016 год. Конкурс чтецов «Моя Родина – Россия!» — (Участвовал 31 человек)
6.2016 год. Читательская конференция по творчеству Г.Михасенко (Участвовало 15 студентов)
7. 2017 год. Литературная гостиная «Разговор о любимом поэте». (Участвовало 23 студента)
8. 2017 год. Литературная игра «Поэтический слэм» в период работы Областной студенческой НПК (Участвовало 18 студентов). Это уже не декламация чужих стихов, а проба пера. Студенты создают центоны, тавтограммы, анаграммы.
9. 2017 год. Литературная гостиная «Друзей моих прекрасные черты» по творчеству Б.Ахмадулиной и её друзей – поэтов. (Участвовало 18 студентов)
10. 2017 год. Конкурс чтецов «Слушайте музыку революции!» к столетию исторического события. (Участвовало 23 студента)
11. 2018 год. Литературная гостиная «В Татьянин день…» (участвовало 8 студентов и 8 преподавателей).
Кроме того, постоянно идет подготовка студентов к городским и Всероссийским конкурсам, например, «Страна читающая». В рамках военно-патриотического воспитания ежегодным стал конкурс подготовленных студентами сборников стихотворений «Строки, опаленные войной».
Такие литературные встречи любят как студенты, так и педагоги, сотрудники колледжа, потому что получают не только эстетическое наслаждение, но и окрыляются, вдохновляются русской поэзией и сами с удовольствием читают стихи.
Особо хочется отметить участие студентов в литературных олимпиадах Всероссийского, международного и регионального уровней. Эти олимпиады не только проверяют знаниевый компонент, но и развивают литературную логику, умение работать с разными источниками информации.
На базе клуба также реализуются частные краткосрочные и долгосрочные проекты. Например, в данный момент действует проект «Читаем выразительно». Ведется разработка внутреннего проекта «Суровая судьба Ленинграда»: уже записано видеочтение стихотворения В.Высоцкого «Я вырос в ленинградскую блокаду», создана аудиокнига по рассказу Ю.Яковлева «Девочки с Васильевского острова.»
Почти все эти мероприятия прошли экспертизу на Всероссийском уровне с присвоением призовых мест.
На первый взгляд может показаться, что организация и проведение подобных встреч – занятие несложное. Но посвященный человек понимает, что это очень трудный творческий процесс. Работа над формой и содержанием сценария мероприятия осуществляется не меньше месяца, а иногда и дольше. Выверяются по нескольку раз каждое слово и движение. Много сил и времени занимает подготовка ведущих и участников встречи.
Благодарим всех, кто охотно помогает в реализации наших идей и задумок. Это постоянные члены жюри: Сизова Н.М., Ляпина А.А., Копейчук Е.П., Ульянова Е.А. Это Селедцов Г.С., Кашникова Н.Ф., Шабалина Анна, Исайкин Д.Н. – наша музыкальная и техническая поддержка. Это Кондратьева Н.А. – наш консультант по вопросам театрализации.
Кто прошел через клуб «Страница», приобрел опыт публичного выступления, научился красиво и выразительно читать и говорить, научился разрабатывать сценарии и проводить по ним мероприятия, тот с легкостью может участвовать в любых конкурсах, например, «Студент года», WS и др.
В заключение хотелось бы подчеркнуть, что организация творческой деятельности студентов способствует формированию у них положительных мотивов учения, активной жизненной позиции, профессионального самоопределения.