Автор: Кузнецова Н.А
Цель мастер- класса:
Продемонстрировать педагогам способы активного включения детей в сюжетно-ролевые игры, отвечающие современным реалиям и действительным социальным потребностям.
Задачи мастер – класса:
1. Показать Создание условий для возникновения желания и способности принимать различные социальные роли в сюжетно-ролевых играх.
2. Создание условий для апробирования возможностей каждой роли.
3. Формирование доверительного отношения к людям и миру в целом.
4. Развитие в детях желания расширять социальный опыт через новые контакты с людьми.
5. Способствование адекватному ролевому поведению детей в новых контактах.
Целевая аудитория мастер класса: воспитатели.
Организационные параметры мастер – класса: количество встреч – 1, продолжительность мастер класса 20-25 минут, количество участников 20 – 25 человек.
Требование мастер – класса: атрибуты к сюжетно – ролевой игре (куклы 3шт., посуда детская, кубики разного размера для обыгрывание, картинки, мольберт с ватманом).
План проведения мастер – класса:
1. Организационный момент – 5 мин.
2. Презентация опыта – 10 мин.
3. Работа с аудиторией – 8мин.
4. Рефлексия – 2 мин.
Современные социальные условия многими родителями воспринимаются, как нестабильные и для детей мир трактуется часто как источник множества угроз. У ребенка в связи с этим теряется доверие к миру, появляется желание отгородиться от него и от людей, как источника многих опасностей.
Гармоничное психо – эмоциональное развитие ребенка в этих условиях невозможно. Поэтому приоритеты в дошкольном образовании (в частности, задаваемые ФГОС ДО) сменились в область необходимости поиска способов для позитивной социализации детей. Сегодня воспитателю необходимо знать, как создавать условия для открытия ребенком позитивных возможностей социального мира; удовлетворения базовых социальных потребностей — понимать поведение других, быть принятым другими на эмоциональном и ролевом уровне, быть уважаемым и нужным, то есть являться активной частью прекрасного мира.
Правильная система обучения сюжетно-ролевым играм в данном контексте является наиболее оптимальной. Почему сюжетно-ролевым играм сегодня надо учить, а раньше дети «играли сами»? Потому что раньше для людей важно было быть хорошим человеком для других, примером для детей. И дети тоже хотели быть хорошими, примеряли на себя роли мамы, проявляющей подвиг заботы, солдата с подвигом смелости, врача до конца являющимся воплощением доброты и т.д. Дети в игре становились смелыми, добрыми, заботливыми и понимали, что такими они нравятся сверстникам по играм, окружающим взрослым, были принятыми и поэтому социализировались в игре.
Сегодня теряется интерес к внутреннему миру другого человека у взрослых, теряется у детей. Различные социальные роли реализуются взрослыми часто формально, и у детей воспринимаются только на внешнем уровне.
В таких условиях сюжетно – ролевые игры, воспроизводящие социальные роли, формальны, кратковременны, неинтересны для ребенка и не являются фактором социализации.
Включение аудитории
· Поднимите руки у кого дети долго, и заинтересованно играют в сюжетно — ролевую игру.
· Прошу вас выйти и показать наиболее любимые детские сюжеты ваших детей (в помощь предложить куклы, атрибуты к сюжетно – ролевой игре).
· Педагоги играют в игру, фиксируются время, в том числе с активном интересом к игре у играющих
· Подводится вывод: сложно играть, а ребенку еще сложнее играть, повторяя в принципе не нужные, легко заменяемые роли (например, официантом в кафе действия мамы), роли без внутреннего содержания, не дающие возможности познать глубину отношений в мире, почувствовать себя действительно нужным, незаменимой частью мира. Репертуар выбираемых ролей сдвигается в сторону отрицательных, разрушителей, наказывающих окружение. За что? Отсутствие любви и добра вокруг?
Как я включаю детей в игру
1. Читаю художественную литературу о хороших людях с внутренними переживаниями, предлагая положительное образы, с которым я хочу познакомить детей (например: образ мамы). Седов Сергей Анатольевич «Сказки про мам», И. Токмакова. «Почитай мне, мама», Е. Григорьева. «Мама».
2. Даю алгоритмы хорошего образа, стандартные ситуации (2-3 ситуации). Важно каждый раз детям подчеркивать, что действиями мамы, ее выбором руководит любовь к детям, своей семье.