8 (800) 101-04-53 звонок бесплатный
с 6:00 по 21:00
?>

Краеведение — как средство патреотического воспитания младших школьников

Автор: Межнякова Валентина Ивановна

Мы часто говорим о патриотизме. Действительно, патриотизм — одна из важнейших черт всесторонне развитой личности. У школьников должно вырабатываться чувство гордости за свою Родину и свой народ, уважение к его великим свершениям и достойным страницам прошлого. Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач школы, ведь детство и юность — самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине. Считаю, что  воспитательная работа помогает детям осознать определенные ценности и приобщиться к культурной традиции своего народа.

Мощным средством воспитания будущего гражданина — патриота является краеведение.

Краеведческая деятельность позволяет ребенку познакомиться со своим краем, познать патриотическое воспитание, духовно-нравственные традиции народа. А это и есть истоки и основа патриотического воспитания.

Целью моей работы является формирование осознанного отношения к ценностям родного края: людям, природе, истории, культуре и выработка на этой основе жизненной позиции, позволяющей понимать принадлежность к родному краю.

Содержание моей работы определило следующие задачи:

— формирование знаний об исторических фактах и явлениях, способности объективного рассмотрения этих событий, навыков использования учебной литературы, энциклопедией, карт, статистических данных, наглядных пособий, умения выявлять историческую обусловленность различных версий и оценок событий прошлого и современности;

— стимулирование умственной активности учащихся, их любознательности, творческой деятельности, способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира, критически полученную историко-социальную информацию, определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности, соотносить ее с исторически возникшими мировоззренческими системами. 

 Уже с первого года обучения формирую у подрастающего поколения верность Родине, готовность к служению Отечеству. Мы изучаем вместе с детьми историю и культуру Отечества и родного края.

Физически развиваю учащихся, формирую у них потребности в здоровом образе жизни.

Занимаясь на протяжении многих лет патриотическим воспитанием, и создала определенные методические наработки в этой области.

Хочу остановиться на двух аспектах: семейное и гражданско — патриотическое.

1)     Семейное направление

Считаю, что отношение к Родине начинает закладываться в семье. Именно родители первыми закладывают ос­новы формирующейся личности,  оставляют первый и самый глубокий след в душе ребенка. Любовь к Отечеству начинается с любви к матери, отцу, дедушкам, бабуш­кам, братьям и сестрам, с любви к родному дому, где человек родился, вырос, впервые испытал счастье жизни. Домашнее тепло — одно из условий счастливого детства. Следовательно, создание до­машнего очага для ребенка — дело не только самих родителей, оно лежит  в интересах общества

      Интересно прошёл устный журнал «По страницам семейного альбома». Готовясь к этому мероприятию, ребята изучили историю своей семьи, составили родовое древо своей семьи, изучили семейный архив, собрали  фотографии, готовили сообщения об увлечениях и традициях  своей семьи.

          Познавательно  провели конкурс в виде телепередачи «Своя игра» по теме «Семья и семейные ценности»

В игре принимали участие 3 команды по 2 человека. Задача каждой команды набрать как можно большее количество баллов. Для этого необходимо правильно ответить на вопросы двух отборочных туров и в финальной игре не только правильно ответить, но и сделать большую ставку на свой ответ.

Ребята показывали своё мастерство в отгадывании загадок, ребусов, составляли из букв название блюд. В конце игры пришли к единому мнению, что семья – это не просто родственники, которые живут вместе, это люди, которые сплочены чувствами, интересами, отношением к жизни. Нет ничего дороже семьи.

2) Гражданско-патриотическое направление

Основано на любви к Родине и народу, гражданском долге готовности служению Отчизне.

Наша школа давно ведет шефскую работу с ветеранами Великой Отечественной войны. В течение всего года проходит операция «Забота», которая предусматривает адресную помощь ветеранам и труженикам тыла, ведь не у каждого пожилого человека есть те, кто позаботился бы о нем, поздравил с праздником или просто поговорил о жизни. Немалая роль в этом благом деле принадлежит и учащимся моего 4 б класса. Ребята с удовольствием приходят в гости к своим землякам – ветеранам. Дети просят рассказать о военных событиях. Учащиеся с большим интересом рассматривают награды ветеранов, слушают их рассказы. На память о встрече ученики школы вручают ветеранам рисунки, поздравительные открытки и цветы. 

С большим нетерпением дети ждут проведения в рамках месячника оборонно — массовой работы военно — патриотической игры «Зарничка». Ребята с огромным интересом выполняют различные «военные» задания, показывают спортивное мастерство, демонстрируют знание военных песен и умение маршировать.

Решать задачи патриотического воспитания младших школьников помогают музейные материалы.

Музей — это не только достояние нашей школы, это достояние всех жителей нашего села. Ребята, посещая наш школьный музей, наполняются гордостью, узнавая богатейшую историю и культурные традиции родного края. Всё, что изучают и о чём узнают дети в музее, есть часть жизни их предков, история  села, родного края, и государства. Очень важно научить уважать и любить то место, где  родились и выросли, где жили наши предки.

         В школьном музее часто провожу внеклассные мероприятия.

На классном часе « Великая Отечественная война в поэзии И. Кашпурова» ребята увидели, как поэт вспоминает сам и учит нас помнить о героических  подвигах ставропольцев в годы  Великой Отечественной войны.

Тронуло учащихся  до глубины души стихотворение «Военным санитаркам», посвящённое юным девушкам, почти девочкам, которые под ураганным огнём оказывали помощь. И среди них ставропольчанка – Матрёна Ноздрачёва – медицинская сестра. Ковалер трёх Орденов Славы

или «Не гаснет огонек» — о судьбе Григория Серебрякова, потерявшего на войне сына.         

         Так ко дню освобождения села от фашистских захватчиков был проведён классный час «Земли родной минувшая судьба» о героях — земляках, участвовавших в Великой Отечественной войне, а в феврале месяце ко дню защитника Отечества провели устный журнал на тему « Наши земляки – защитники Отечества». Это мероприятие было интересно тем, что дети узнали не только о тех, кто воевал во время Великой Отечественной войны, но и о солдатах – защитниках Родины в афганскую и чеченскую войны и о тех офицерах, которые несут военную службу в наше время.

Таким образом, музейная педагогика открывает широкие возможности для воспитания в детях гражданственности и патриотизма, любви к Родине. Она таит огромные резервы повышения эффективности патриотического воспитания, так как не просто знакомит учащихся с теми или иными событиями, фактами, но и раскрывает славную историю родного, края и всей страны через судьбы конкретных людей.

    Интересно прошло   внеклассное мероприятие  «Я – патриот. С любовью к родному краю»

Ребята работали в группах. На группы они разделились по собственному желанию.  1 группа. Историки. 2 группа. Краеведы. 3 группа. Экскурсоводы. Первая группа подготовила интересный материал об истории Ставропольского края. Вторая группа рассказала об архитектурных и природных памятниках Ставрополья. Третья группа представила презентацию «Заочное путешествие по городам КМВ.

Данная организация работы с детьми способствует активизации познавательного интереса к краеведению, формированию осознанного отношения к ценностям родного края, воспитанию гражданских чувств и прежде всего любви к родному селу, району, краю.

«Сила патриотизма всегда пропорциональна количеству вложенного в нее труда». (Леонид Леонов).

 Патриотическое чувство не рождается само собой, это результат длительного целенаправленного воспитательного воздействия на человека. Только продуманная и хорошо спланированная работа по патриотическому воспитанию  поможет нам воспитать настоящего гражданина.

 

 

 

 

Муниципальное образовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа  № 6 с. Саблинского

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(Выступление)

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                         Учитель начальных классов

                                                                     Межнякова Валентина Ивановна

×
×