Автор: Родина Любовь Владимировна
Авторская статья
Тема: «Формирование основ пожарной безопасности у старших дошкольников, через театрализованную деятельность»
Родина Любовь Владимировна воспитатель МКДОУ детский сад «Колокольчик» р. п. Линёво
«…Здоровье — главная ценность человеческой жизни…»
Артур Шопенгауэр
Дошкольный возраст – важнейший период, когда формируется личность и закладываются прочные основы безопасной жизнедеятельности и здорового образа жизни. Здоровый образ жизни следует рассматривать как активную и целенаправленную форму поведения, которая обеспечивает сохранение и длительное поддержание психического и физического здоровья. Безопасность и здоровый образ жизни — это не просто сумма знаний, а необходимость их формирования, ответственность за свою жизнь, уважение к чужой жизни и здоровью. Однако дошкольники по своим физиологическим и психологическим особенностям не могут самостоятельно определять всю меру опасности. Желание постоянно открывать что-то новое, их непосредственность, любопытство часто ставит их перед реальной опасностью пожара. Поэтому на нас, на взрослых, возложена миссия, защитить детей, и обучить их безопасному поведению. Взрослые, чтобы не случилось беды, должны предупредить ребенка о возможных последствиях, но не напугать его.
Выдающийся педагог — реформатор Януш Корчак писал: «Детям совершенно так же, как и взрослым, хочется быть здоровыми и сильными, только не знают, что для этого надо делать. Объясни им, и они будут беречься». Но, задача взрослых состоит не только в том, чтобы самим оберегать и защищать ребёнка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с разными, опасными жизненными ситуациями, научить охранять и укреплять своё здоровье. Проблема поиска оптимальных путей формирования у детей сознательного и ответственного отношения к вопросам безопасности всегда остаётся актуальной. Известны разные методы ознакомления дошкольников с основами безопасности жизнедеятельности. Но для меня важно, чтобы ознакомление проходило без тягостных нравоучений и назиданий, которые, на мой взгляд, малоэффективны. Отмечу, сейчас, как никогда, перед педагогами остро стоит вопрос об интегративном устройстве образовательного процесса в ДОУ. Этого требует и Основная образовательная программа ДОУ, и Федеральный государственный образовательный стандарт. Поскольку воспитание безопасности является педагогической составляющей процесса формирования адаптивной личности, то творчество является связующим звеном данного процесса. Как подтверждают многочисленные исследования театр — один из самых доступных видов искусства для дошкольников. В его основе лежит игра. А в душе каждого ребёнка таится желание свободной театральной игры. Считается, что театральная деятельность не только обогащают жизненный опыт детей, в том числе и опыт по безопасности жизнедеятельности, новыми знаниями, умениями и навыками, а так же яркими художественными впечатлениями, но и учат импровизировать, свободно чувствовать себя в любой роли, «проигрывать» различные ситуации. Приобретая моральную, внутреннюю готовность к сложным жизненным перипетиям. Таким образом, театральная деятельность — кладовая для решения задач по пожарной безопасности. Работая в данном направлении, я поставила перед собой:
Цель — Совершенствовать навыки безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста, через театрализованную деятельность.
Задачи: Создать условия для углубления и систематизации знаний детей о навыках безопасного поведения. Поддерживать стремление детей самостоятельно искать выразительные средства для создания образа персонажа, используя движения, мимику, жест. Развивать творческую самостоятельность детей, побуждать передавать настроение и характер музыки, создавать яркий образ героя. Воспитывать у детей социально ответственное отношение к правилам пожарной безопасности. Расширять модели взаимодействия с семьями воспитанников, в вопросах формирования безопасности жизнедеятельности.
Свою работу по теме начала с создания условий и развивающей предметно – пространственной среды: организовала театральный центр «Кошкин дом», который включает в себя различные виды театра: настольный, пальчиковый, театр масок, мягкой игрушки. Оформила книжный центр по теме: «Осторожно – ПОЖАР», в котором детская художественная литература различных жанров (стихи, сказки, рассказы, потешки, серия картин, слайдов, презентаций по данной теме). Одновременно я проанализировала научно — методическую литературу по теме. Составила перспективный тематический план «Формирование основ пожарной безопасности дошкольников через театрализованную деятельность». Взяв за основу методические разработки: А. Е. Антипина «Театрализованная деятельность в детском саду»; М. Д. Маханёва «Театрализованные занятия в детском саду»; Т.А. Шорыгиной пособия по безопасности «Осторожно сказки» — И .А. Лыкова, В.А. Шипунова «Дидактические сказки пожарной безопасности»; И. Л. Саво «Пожарная безопасность в детском саду»; Т.В. Потапова «Беседы с дошкольниками о профессиях»; Т.А .Шорыгина «Профессии. Какие они? Книга для воспитателей, гувернёров и родителей»; Всероссийский научно – методический журнал « Детский сад. Всё для воспитателя»; а также статьи по теме, в научно – методических журналах и интернет ресурсах.
В своей деятельности по данному направлению использую следующие формы работы: восприятие литературных произведений по теме, с последующей их драматизацией, обыгрыванием, созданием двигательных и пластических этюдов, сюжетно – отобразительные, дидактические игры. Решение проблемных ситуаций, просмотр познавательных мультфильмов, видеофильмов, детских телепередач с последующим обсуждением.
Первые шаги в этом направлении были сделаны с детьми в младших группах, где детей знакомила с потешками «Тили – бом», «Гори огонь в печурки», «Отличные пшеничные»; дидактические игры «Спаси игрушку», «Найди предмет», «Собери пожарную машину» и т.д, так же способствовали обогащению знаний детей по теме «Пожарная безопасность». У детей развивались первые предпосылки выявления нормативных правил поведения в различных ситуациях при пожаре. Появился интерес и эмоциональная отзывчивость на обыгрываемые мною сценки по произведениям малых фольклорных жанров.
В среднем дошкольном возрасте расширился репертуар педагогического воздействия по теме. Так, усложнился перечень литературных произведений, дети стали сами участвовать в их драматизации. Нами были обыграны сказки: С. Маршака «Кошкин дом», И. Холина «Как непослушная хрюшка едва не сгорела». Кроме того, мы с детьми смотрели мультфильмы по теме и активно их обсуждали. Эта работа развивала творческую самостоятельность, эмоциональную выразительность детей, закрепила представления об опасности, которую таит в себе огонь. В дальнейшем работа была продолжена, с детьми старшего возраста помимо перечисленных выше форм были добавлены двигательные и пластические этюды «Танец огня», «Вызов пожарной машины» и др., где дети передавали настроение и характер композиции, создавая яркие образы. Театральные импровизации способствовали выплеску энергии, передаче видения мира, развитию творческой самостоятельности детей. На данном возрастном этапе нами были обыграны произведения С. Маршака «Дядя Стёпа», «Рассказ о неизвестном герое», П. Голосова «Сказка о заячьем теремке и опасном коробке». Мы активно решали проблемные ситуации, при просмотре познавательных мультфильмов, видеофильмов, детских телепередач с последующим их обсуждением.
Хотелось бы отметить активное сотрудничество с семьями воспитанников. Основы пожарной безопасности закладываются в дошкольном возрасте. Поэтому пожарно-профилактическая работа с детьми должна начинаться с самого раннего детства ещё в родительском доме. Родители это первые помощники в образовательном процессе, которые откликаются на помощь в обучении пожарной безопасности через искусство театра.
Таким образом, работа по пожарной безопасности детей дошкольного возраста через театральную деятельность дала положительные результаты: дети приобрели практические знания, умения и навыки по вопросам пожарной безопасности. У них появилось социально ответственное отношение к правилам. Общаясь изо дня в день с искусством театра, дети раскрыли и совершенствовали свой творческий потенциал, научились быть более терпеливыми друг к другу, собранными, сдержанными. Находить помощников и друзей, иметь представление, где добро и зло, ценить веру и дружбу. У детей появилось желание заботиться о своей жизни и здоровье. Расширились и модели взаимодействия с семьями воспитанников, в вопросах формирования пожарной безопасности. А закончить свою статью мне хочется словами: «Пусть огонь в сердцах пылает, а пожаров не бывает».