Автор: Межнякова Валентина Ивановна
Мы часто говорим о патриотизме. Действительно, патриотизм — одна из важнейших черт всесторонне развитой личности. У школьников должно вырабатываться чувство гордости за свою Родину и свой народ, уважение к его великим свершениям и достойным страницам прошлого. Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач школы, ведь детство и юность — самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине. Считаю, что воспитательная работа помогает детям осознать определенные ценности и приобщиться к культурной традиции своего народа.
Мощным средством воспитания будущего гражданина — патриота является краеведение.
Краеведческая деятельность позволяет ребенку познакомиться со своим краем, познать патриотическое воспитание, духовно-нравственные традиции народа. А это и есть истоки и основа патриотического воспитания.
Целью моей работы является формирование осознанного отношения к ценностям родного края: людям, природе, истории, культуре и выработка на этой основе жизненной позиции, позволяющей понимать принадлежность к родному краю.
Содержание моей работы определило следующие задачи:
— формирование знаний об исторических фактах и явлениях, способности объективного рассмотрения этих событий, навыков использования учебной литературы, энциклопедией, карт, статистических данных, наглядных пособий, умения выявлять историческую обусловленность различных версий и оценок событий прошлого и современности;
— стимулирование умственной активности учащихся, их любознательности, творческой деятельности, способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира, критически полученную историко-социальную информацию, определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности, соотносить ее с исторически возникшими мировоззренческими системами.
Уже с первого года обучения формирую у подрастающего поколения верность Родине, готовность к служению Отечеству. Мы изучаем вместе с детьми историю и культуру Отечества и родного края.
Физически развиваю учащихся, формирую у них потребности в здоровом образе жизни.
Занимаясь на протяжении многих лет патриотическим воспитанием, и создала определенные методические наработки в этой области.
Хочу остановиться на двух аспектах: семейное и гражданско — патриотическое.
1) Семейное направление
Считаю, что отношение к Родине начинает закладываться в семье. Именно родители первыми закладывают основы формирующейся личности, оставляют первый и самый глубокий след в душе ребенка. Любовь к Отечеству начинается с любви к матери, отцу, дедушкам, бабушкам, братьям и сестрам, с любви к родному дому, где человек родился, вырос, впервые испытал счастье жизни. Домашнее тепло — одно из условий счастливого детства. Следовательно, создание домашнего очага для ребенка — дело не только самих родителей, оно лежит в интересах общества
Интересно прошёл устный журнал «По страницам семейного альбома». Готовясь к этому мероприятию, ребята изучили историю своей семьи, составили родовое древо своей семьи, изучили семейный архив, собрали фотографии, готовили сообщения об увлечениях и традициях своей семьи.
Познавательно провели конкурс в виде телепередачи «Своя игра» по теме «Семья и семейные ценности»
В игре принимали участие 3 команды по 2 человека. Задача каждой команды набрать как можно большее количество баллов. Для этого необходимо правильно ответить на вопросы двух отборочных туров и в финальной игре не только правильно ответить, но и сделать большую ставку на свой ответ.
Ребята показывали своё мастерство в отгадывании загадок, ребусов, составляли из букв название блюд. В конце игры пришли к единому мнению, что семья – это не просто родственники, которые живут вместе, это люди, которые сплочены чувствами, интересами, отношением к жизни. Нет ничего дороже семьи.
2) Гражданско-патриотическое направление
Основано на любви к Родине и народу, гражданском долге готовности служению Отчизне.
Наша школа давно ведет шефскую работу с ветеранами Великой Отечественной войны. В течение всего года проходит операция «Забота», которая предусматривает адресную помощь ветеранам и труженикам тыла, ведь не у каждого пожилого человека есть те, кто позаботился бы о нем, поздравил с праздником или просто поговорил о жизни. Немалая роль в этом благом деле принадлежит и учащимся моего 4 б класса. Ребята с удовольствием приходят в гости к своим землякам – ветеранам. Дети просят рассказать о военных событиях. Учащиеся с большим интересом рассматривают награды ветеранов, слушают их рассказы. На память о встрече ученики школы вручают ветеранам рисунки, поздравительные открытки и цветы.
С большим нетерпением дети ждут проведения в рамках месячника оборонно — массовой работы военно — патриотической игры «Зарничка». Ребята с огромным интересом выполняют различные «военные» задания, показывают спортивное мастерство, демонстрируют знание военных песен и умение маршировать.
Решать задачи патриотического воспитания младших школьников помогают музейные материалы.
Музей — это не только достояние нашей школы, это достояние всех жителей нашего села. Ребята, посещая наш школьный музей, наполняются гордостью, узнавая богатейшую историю и культурные традиции родного края. Всё, что изучают и о чём узнают дети в музее, есть часть жизни их предков, история села, родного края, и государства. Очень важно научить уважать и любить то место, где родились и выросли, где жили наши предки.
В школьном музее часто провожу внеклассные мероприятия.
На классном часе « Великая Отечественная война в поэзии И. Кашпурова» ребята увидели, как поэт вспоминает сам и учит нас помнить о героических подвигах ставропольцев в годы Великой Отечественной войны.
Тронуло учащихся до глубины души стихотворение «Военным санитаркам», посвящённое юным девушкам, почти девочкам, которые под ураганным огнём оказывали помощь. И среди них ставропольчанка – Матрёна Ноздрачёва – медицинская сестра. Ковалер трёх Орденов Славы
или «Не гаснет огонек» — о судьбе Григория Серебрякова, потерявшего на войне сына.
Так ко дню освобождения села от фашистских захватчиков был проведён классный час «Земли родной минувшая судьба» о героях — земляках, участвовавших в Великой Отечественной войне, а в феврале месяце ко дню защитника Отечества провели устный журнал на тему « Наши земляки – защитники Отечества». Это мероприятие было интересно тем, что дети узнали не только о тех, кто воевал во время Великой Отечественной войны, но и о солдатах – защитниках Родины в афганскую и чеченскую войны и о тех офицерах, которые несут военную службу в наше время.
Таким образом, музейная педагогика открывает широкие возможности для воспитания в детях гражданственности и патриотизма, любви к Родине. Она таит огромные резервы повышения эффективности патриотического воспитания, так как не просто знакомит учащихся с теми или иными событиями, фактами, но и раскрывает славную историю родного, края и всей страны через судьбы конкретных людей.
Интересно прошло внеклассное мероприятие «Я – патриот. С любовью к родному краю»
Ребята работали в группах. На группы они разделились по собственному желанию. 1 группа. Историки. 2 группа. Краеведы. 3 группа. Экскурсоводы. Первая группа подготовила интересный материал об истории Ставропольского края. Вторая группа рассказала об архитектурных и природных памятниках Ставрополья. Третья группа представила презентацию «Заочное путешествие по городам КМВ.
Данная организация работы с детьми способствует активизации познавательного интереса к краеведению, формированию осознанного отношения к ценностям родного края, воспитанию гражданских чувств и прежде всего любви к родному селу, району, краю.
«Сила патриотизма всегда пропорциональна количеству вложенного в нее труда». (Леонид Леонов).
Патриотическое чувство не рождается само собой, это результат длительного целенаправленного воспитательного воздействия на человека. Только продуманная и хорошо спланированная работа по патриотическому воспитанию поможет нам воспитать настоящего гражданина.
Муниципальное образовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа № 6 с. Саблинского
(Выступление)
Учитель начальных классов
Межнякова Валентина Ивановна