Автор: Григорьева Раиса Дмитриевна
Исследовательская деятельность обучающихся на основе проектных технологий на уроках и во внеурочное время по английскому языку
из опыта работы учителя английского языка
Григорьевой Раисы Дмитриевны
МБОУ «Халбакинская СОШ им. П.И. Быканова»
с. Тосу Вилюйский район Республика Саха (Якутия)
В соответствии с государственной стратегией модернизации школьного образования важной задачей современной школы является реализация компетентностного подхода в процессе обучения и воспитания подрастающего поколения. Компетентностный подход — это подход, акцентирующий внимание на результате образования, причём в качестве результата рассматривается способность человека самостоятельно действовать в различных проблемных ситуациях, применяя имеющиеся знания и порождая новые. Поэтому приоритетным направлением в своей педагогической деятельности считаю организацию исследовательской деятельности школьников. Над этой проблемой работаю уже в течение тринадцати лет. Разработала программу «Введение в научное исследование».
I. Основная цель спецкурса: обучение школьников умениям и навыкам исследовательской работы.
II. Основные задачи:
1. Развитие способности у учащихся аналитически мыслить, сравнивать, обобщать, классифицировать изучаемый материал.
2. Знакомство учащихся с методами исследования и выработка умения выбирать конкретные методы и методики, необходимые в собственном исследовании.
3. Овладение учащимися способностью формулировать проблему и гипотезу исследования.
4. Обучение формам представления основных результатов исследовательской работы учащихся.
III. Формы проведения занятий: лекция, консультации, практические занятия, работа в архивах, библиотеках, работа в компьютерном классе (медиа-центре).
Курс читается только для заинтересованных учеников, с мотивацией на исследовательскую деятельность. В процессе изучения курса школьники учатся выбирать тему исследования, формулировать цель, определять предмет и объект исследования, формулировать гипотезу исследования. Этот блок является наиважнейшим в ходе организации всей исследовательской работы, поскольку формулируемый научный аппарат становится тем «нервом», который определяет весь ход дальнейшего исследования. Делает исследовательскую работу продуктивной, логичной и завершенной. На практических занятиях школьники работают с каталогами в библиотеках, учатся систематизации документов в архивах, учатся составлять библиографию, постигают азы работы над докладами, оформлять презентации, публичными выступлениями. Стараюсь прививать школьникам умение рассуждать, анализировать, развивать мысли, аргументировать суждения, доказывать свою точку зрения, делать предположения самостоятельно.
Учебно — исследовательская работа учащихся организуется по двум направлениям. Прежде всего, это урочная деятельность школьников, где создают презентации по темам и т.п. Эта оценочная деятельность подталкивает к ежедневной работе с дополнительной литературой, с интернет — ресурсами. Одним из примеров урочной учебно-исследовательской деятельности является создание урочных проектов, сопровождающих изучаемые темы. Работа ведётся с учащимися 5-11 классов.
Исследовательская деятельность учащихся на уроках и во внеурочное время имеет существенные различия. Прежде всего, это конечные цели этой деятельности. Если в течение урока использование элементов исследовательских приёмов предполагает тренировку применения отдельных навыков, то исследовательская работа во внеурочное время нацеливает учащихся на серьёзный конечный результат, совмещающий в себе все этапы написания работы. Второй немаловажный факт — это временные рамки. Развитие исследовательских навыков требует определённого времени. Несколько минут исследовательской работы на уроке приводит к развитию интереса у школьников к занятиям во внеурочное время. Таким образом, заинтересовав школьника научно — исследовательской работой, и педагог и учащийся посвящают ей не меньше 2-3 месяцев. Третьим фактом является заинтересованность написания научно — исследовательской работы не всеми учащимися, а, именно теми, кто действительно заинтересовался исследовательской работой, желанием проводить исследования в какой — либо области знаний.
Ежегодно в нашей республике проводятся различные традиционные исследовательские работы. Например, НПК «Шаг в будущее», НПК «Тюркский мир», и т.д.
Трудность написания исследовательских работ заключается в том, что мы не имеем достаточной теоретической базы ни в библиотеках школы, ни дома. Приходиться активно работать с Интернет — ресурсами, находить нужный материал, анализировать, обобщать его и затем применять при исследовании.
Работа по развитию научно — исследовательской деятельности даёт не только ученику возможность развивать навыки исследования, но и пополняет опыт работы учителя. С каждым годом совместной работы учитель не только продвигается вперёд в своём педагогическом развитии, но и для себя узнаёт много новых и интересных вещей. Развитие таланта исследования не зависит от школьного предмета, а зависит от готовности учителя прийти на помощь ученику в его начинании. В нашей школе научно — исследовательская работа ведётся уже несколько лет. Научно — исследовательские работы моих учащихся отмечены наградами – Диплом лауреата и Дипломами I и II степени в республиканских, российских и международных конференциях и конкурсах «Шаг в будущее», «Тюркский мир», «Образование. Наука. Профессия», «Эйдос», «Карусель» и т.д.
Таким образом, исследовательская работа — первый научный труд обучающихся. Навыки, полученные в работе над ним, помогают, успешно справляться с курсовыми и дипломными работами, уверенно чувствовать себя на семинарах и научных конференциях, не бояться публичных выступлений, отстаивать собственное мнение и позицию. Работа над исследовательской деятельностью прививает вкус к научной работе.
1. Современный подход к реализации потенциалов исследовательской деятельности учащихся должен строиться на принципах личностно — ориетированного образования -именно в этом случае в процессе её организации удастся достичь существенно иных результатов личностного развития учащихся;
2. На этапе, когда учащиеся начинают работать над исследовательскими проектами,очень важен адекватный выбор темы.
3. Необходимо учитывать как интересы, так и интеллектуальные и даже материальные возможности учащихся. Темы, предлагаемые учащимся, должны быть разными по сложности, направленности, но все должны быть основаны на изучаемом или изученном материале. Обеспечение литературными источниками также входит в компетенции учителя;
4. О достижении цели можно сказать лишь тогда, когда учащийся сам поймёт значимость исследовательской деятельности и будет стремиться к поставленной цели.
В заключение хочется сказать, что научно — исследовательская работа в школе — это один из самых позитивных экспериментов последних лет. Научно-исследовательская деятельность стала неотъемлемой частью содержания школьного образования и устойчивой формой образовательного процесса.