Автор: Щукина Наталья Валерьевна
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Шаталовская средняя школа
Научная статья
Тема: «Выявление и коррекция нарушений
эмоционально-волевой сферы у младших школьников»
Воспитатель ГПД высшей категории:
Щукина Наталья Валерьевна
2018г.
Эмоциональная сфера личности (эмоции, чувства и настроения), подобно сфере интеллектуальной, формируется на протяжении детства. С эмоциональным развитием ребенка неразрывно связано все формирование его личности, поведения, общения. По образному выражению К. Д. Ушинского, эмоции — это содержание души человеческой. Глубинная сущность эмоционального воспитания состоит в переводе разнообразных воспитательных влияний в фактор индивидуального личностного развития. Ни одно воспитательное воздействие на ребенка не дает желаемого результата, если оно не пробуждает в нем внутренних стимулов к совершенствованию. Педагогический вывод: в работе с детьми основной упор делать на эмоциональную сторону.
Древнегреческий философ Платон одним из первых обратил внимание на роль эмоциональной сферы в формировании человека: «То, что ощутимо для чувства, является отражением того, что понятно для ума». В. А. Сухомлинский писал, что ребенок не может жить без смеха. Если его не научили смеяться, радостно удивляясь, сочувствуя, желая добра, если не сумели вызвать у него мудрую и добрую улыбку, он будет смеяться злобно, смех его будет насмешкой. Французский писатель Гонкур подчеркивал, что смех — это физиономия ума.
В процессе воспитания необходимо ознакомление с механизмами саморегуляции. Однако следует помнить, что слезы нужны ребенку так же, как и смех. Античный афоризм гласит: «Лучше плакать в детстве, чем в старости»; все «невыплаканные» слезы в детстве — это неврозы в будущем. Такая ситуация особенно характерна для мальчиков, когда они, «будущие солдаты, мужчины» боятся осмеяния и оскорблений за проявленную «слабость» или страх.
Основные цели эмоционального развития заключаются в изменении соотношения интеллектуальных и аффективных побуждений, формировании навыков социального взаимодействия, развитии способности сопереживания.
Несмотря на то, что эмоциональная палитра в детстве ярче и шире, у детей в целом отмечается незрелость, неустойчивость эмоций. Специальные исследования показывают, что для детей с особенностями психофизического развития характерны бедность, неадекватность эмоциональных реакций реальным раздражителям как в количественном, так и в качественном отношении, трудности в формировании так называемых высших чувств. Сложности эмоционального развития во многом объясняются слабостью регуляции чувств интеллектом. Эмоциональные переживания дают толчок к размышлению.
Своеобразие в развитии структуры эмоциональной сферы детей может существенно влиять на особенности их сознания и поведения. Состояния дисфункции отдельных уровней меняют тип организации всей эмоциональной сферы и могут привести к развитию различных вариантов дезадаптации ребенка. Среди нарушений эмоционального развития в детском возрасте первое место занимают тревожность, боязнь, страхи, агрессия, повышенная эмоциональная истощаемость, трудности общения, депрессия, дистресс.
Возникновение эмоциональных проблем следует предупреждать, заниматься их профилактикой. В основе отрицательных эмоций — неудовлетворение потребностей: органических (в пище, безопасности), духовных (в любви, ласке, внимании, признании, уважении). Результат неудовлетворения какой-либо потребности — нарушение поведения. Удовлетворение потребностей связано с эмоциями, последние в свою очередь связаны с переживаниями, положительными или отрицательными, длительными или быстро проходящими.
Основные нарушения, внешние проявления выглядят следующим образом:
Эмоциональная напряжённость. При повышенной эмоциональной напряжённости, кроме общеизвестных проявлений также ярко могут быть выражены затруднения в организации умственной деятельности, снижение игровой активности, характерной для конкретного возраста.
-
Быстрое психическое утомление ребёнка по сравнению со сверстниками или с более ранним поведением выражается в том, что ребёнку сложно сосредотачиваться, он может демонстрировать явное негативное отношения к ситуациям, где необходимо проявление мыслительных, интеллектуальных качеств.
-
Повышенная тревожность. Повышенная тревожность, кроме известных признаков, может выражаться в избегании социальных контактов, снижении стремления к общению.
-
Агрессивность. Проявления могут быть в виде демонстративного неповиновения взрослым, физической агрессии и вербальной агрессии. Также его агрессия может быть направлена на самого себя, он может причинять боль себе. Ребёнок становится непослушными и с большим трудом поддаётся воспитательным воздействиям взрослых.
-
Отсутствие эмпатии. Эмпатия — способность чувствовать и понимать эмоции другого человека, сопереживать. При нарушениях эмоционально-волевой сферы этот признак, как правило, сопровождается повышенной тревожностью. Неспособность к эмпатии также может являться тревожным признаком психического расстройства или задержки интеллектуального развития.
-
Неготовность и нежелание преодолевать трудности. Ребёнок вялый, с неудовольствием контактирует со взрослыми. Крайние проявления в поведении, могут выглядеть как полное игнорирование родителей или других взрослых — в определённых ситуациях ребёнок может сделать вид, что не слышит взрослого.
-
Низкая мотивация к успеху. Характерным признаком низкой мотивации к успеху является стремление избегать гипотетических неудач, поэтому ребёнок с неудовольствием берётся за новые задания, старается избежать ситуаций, где есть даже малейшие сомнения в результате. Очень сложно уговорить его попробовать что-либо сделать. Частым ответом в этой ситуации является: «не получится», «не умею». Родители это ошибочно могут истолковывать как проявления лени.
-
Выраженное недоверие к окружающим. Может проявляться как враждебность, зачастую сопряжённая плаксивостью, дети школьного возраста могут проявлять это как чрезмерную критичность к высказываниям и поступкам как сверстников, так и окружающих взрослых.
-
Чрезмерная импульсивность ребёнка, как правило, выражается в слабом самоконтроле и недостаточной осознанности своих действий.
-
Избегание близких контактов с окружающими людьми. Ребёнок может отталкивать окружающих замечаниями, выражающими презрение или нетерпение, дерзостью и т.п.
Формирование эмоционально-волевой сферы ребёнка
Проявление эмоций родители наблюдают с самого начала жизни ребёнка, с их помощью происходит общение с родителями, так малыш показывает, что ему хорошо, либо он испытывает неприятные ощущения.
В дальнейшем, в процессе взросления, перед ребёнком возникают проблемы, которые ему приходится решать с разной степенью самостоятельности. Отношение к проблеме или ситуации вызывает определённый эмоциональный отклик, а попытки воздействия на проблему – дополнительные эмоции. Другими словами, если ребёнку приходится проявлять произвольность в осуществлении каких-либо действий, где основополагающим мотивом будет не «хочу», а «надо», то есть для разрешения проблемы потребуется волевое усилие, на деле это и будет означать осуществление волевого акта.
По мере взросления, эмоции также претерпевают определённые изменения, развиваются. Дети в этом возрасте учатся чувствовать и способны демонстрировать уже более сложные проявления эмоций. Основной чертой правильного эмоционально-волевого развития ребёнка является возрастающее умение контролировать проявление эмоций.
Основные причины нарушений эмоционально-волевой сферы ребёнка
Развитие личности ребёнка, может гармонично происходить только при достаточном доверительном общении с близкими взрослыми.
Основными причинами нарушений являются:
-
перенесённые стрессы;
-
отставание в интеллектуальном развитии;
-
недостаточность эмоциональных контактов с близкими взрослыми;
-
социально-бытовые причины;
-
фильмы и компьютерные игры, не предназначенные для его возраста;
-
ряд других причин, вызывающих у ребёнка внутренний дискомфорт и чувство неполноценности.
Диагностика нарушений
Для коррекции нарушений важно своевременное и правильное диагностирование с учётом причин развития отклонений. В арсенале специалистов целый ряд специальных методик и тестов для оценки развития и психологического состояния ребёнка с учётом его возрастных особенностей.
Для младших школьников, как правило, применяются проективные методики диагностики:
-
тест по средствам рисунка;
-
цветовой тест Люшера;
-
шкала тревожности Бэка;
-
опросник «Самочувствие, активность, настроение» (САН);
-
тест школьной тревожности Филипса и многие другие;
-
тест «Цветоматрица моего настроения».
Коррекция нарушений эмоционально-волевой сферы в детском возрасте
Что делать если поведение ребенка заставляет предполагать наличие подобного расстройства? Прежде всего, важно понимать, что эти нарушения можно и нужно корректировать. Не стоит уповать только на специалистов, роль родителей в коррекции поведенческих особенностей характера ребёнка очень важна.
Важным моментом, позволяющим заложить фундамент благополучному разрешению данной проблемы, является установка контакта и доверительных отношений родителей с ребёнком. В общении следует избегать критичных оценок, показывать доброжелательное отношение, сохранять спокойствие, больше хвалить адекватные проявления чувств, следует искренне интересоваться его чувствами и сопереживать.
Обращение к психологу
Для устранения нарушений эмоциональной сферы следует обратиться к детскому психологу, который при помощи специальных занятий, поможет научиться правильно реагировать при возникновении стрессовых ситуаций и контролировать свои чувства. Также важным моментом является работа психолога с самими родителями.
В психологии в настоящее время описано множество способов коррекции детских нарушений в форме игровой терапии. Как известно, лучшее обучение происходит с привлечением положительных эмоций. Обучение правильному поведению не исключение.
Ценность ряда методов заключается в том, что их успешно могут применять не только сами специалисты, но и родители, воспитатели, заинтересованные в органичном развитии ребенка.
Практические методы коррекции
Таковы, в частности, методы сказкотерапии, куклотерапии и арт-терапии. Их основным принципом является идентификация ребёнка с персонажем сказки или его любимой игрушкой в процессе игры. Ребёнок проецирует свою проблему на главного героя, игрушку и, в процессе игры, по сюжету разрешает их. Работа над рисунками дает возможность ребенку на символическом уровне экспериментировать с самыми разными чувствами, исследовать и выражать их в социально приемлемой форме. Повышает адаптационные способности ребенка к повседневной жизни и школе.
Разумеется, все эти методы подразумевают обязательную непосредственную вовлеченность взрослых в сам процесс игры и художественной деятельности.
Если родителями и воспитатели в процессе воспитания уделяется достаточное и должное внимание таким сторонам развития детской личности, как эмоционально-волевая сфера, то в будущем это позволит значительно легче пережить период подросткового становления личности, который, как известно многим, может внести ряд серьёзных отклонений в поведение ребёнка.
Накопленный опыт работы показывает, что не только учёт особенностей возрастного развития, основательный подбор диагностических методик и техник психологической коррекции, позволяет специалистам успешно решать проблемы нарушения гармоничного развития детской личности, решающим фактором в этой области всегда будут являться родительское внимание, терпение, забота и любовь.