Автор: Левкина Ольга Владимировна
Влияние сказки на развитие воображения и словесно-логического мышления у детей дошкольного возраста
Левкина Ольга Владимировна
Влияние сказки на развитие воображения и словесно-логического мышления у детей дошкольного возраста
Сказка для ребенка – это не что иное, как средство постижения жизни, способ познания, осмысления некоторых жизненных явлений, моральных установок общества. Ребенок еще не умеет мыслить логически, и сказка не утруждает ребенка какими — то логическими рассуждениями. Ребенок не любит наставлений, и сказка не учит его напрямую. Сказка никогда не прибегает к психологическому усложнению, что благотворно влияет на ее восприятие. К. Д. Ушинский писал, что никто не в состоянии состязаться с педагогическим гением народа. Благодаря сказкам, с логической мыслью срастается прекрасный поэтический образ, развитие ума идет дружно с развитием фантазии и чувства. Необходимость широкого использования устного народного творчества для развития ребенка неоднократно подчеркивала Е. И. Тихеева. Организация детской деятельности, связанная с восприятием сказки, способствующая развитию у детей мышления, речи, воображения и чувственной сферы, остается и на сегодняшний день актуальным вопросом. Учителя начальных классов отмечают, что в первый класс приходят дети, имеющие различные нарушения речи и других психических функций.
Познание окружающей действительности начинается с ощущений и восприятия и переходит к мышлению. Сказка развивает мышление и воображение ребенка, что делает его жизнь индивидуально-творческой, неповторимой, нестандартной. Сказкаобогащает его эмоции, развивает умственную активность, сообразительность, формирует умение, строить связное монологическое высказывание.
Если в старину, «погружение» в сказку протекало для ребенка как бы само собой, естественным путем, то сейчас в городском детском саду оно осуществляется в специально организованной среде. Начинаю свою работу с того, что знакомлю детей со сказками: выразительно читаю или рассказываю сказку, не просто рассказываю, а проговариваю и пою песенки героев, тогда дети и слушают, и заучивают, и сами подпевают. Привлекаю дошкольников к повторению запомнившихся им отдельных слов, выражений, песенок персонажей. После рассказывания сказки задаю детям вопросы, направленные на констатацию (что? где? когда) и поискового характера (почему? отчего? по какой причине? как ты думаешь). Использую метод аналогий, который помогает формировать ассоциативное мышление (В каких сказкахвстречаются эти герои? Кто из героев сказки, по-вашему, самый добрый и почему? Назовите таких же добрых, трудолюбивых героев. В каких словах, поступках проявляется доброта героев сказки? На кого из героев сказки вы хотите быть похожими, кому подражать? Кому ты больше сочувствуешь). Правильно поставленный вопрос заставляет ребенка думать, размышлять, делать выводы.
Затем рассматриваем иллюстрации, совместно с детьми показываем разные виды театра. Драматизируя сказку, ребёнок приучается переводить образы воображения на язык жестов, мимики, слов. То, что первоначально он только слышал, становится его собственным достоянием. В драматизации сказки «Колобок» дети легко воспроизводят образ храброго и задорного колобка. А для изображения персонажей, скупо очерченных в сказке: зайчика, волка, медведя, дети должны привлечь свой опыт и знания. Драматизация той или иной роли не требует предварительной тренировки детей, это непроизвольное запоминание — результат непосредственного влиянияхудожественного образа. Игра-драматизация завершает процесс восприятия сказки, придаёт ей новую форму.
Чтобы помочь детям уяснить идею сказки, к каждому произведению предлагаю специально подобранные пословицы. Разбирая их вместе с малышами и обсуждая смысл каждой из них, помогаю детям запомнить их.
Творческие задания, которые учат детей оригинально, непривычно воспринимать содержание и творчески преобразовывать ход повествования, включают в себя различные методы работы со сказкой:
Метод «начало после конца» позволяет изменить конец сказки, направить внимание ребенка в нужное педагогическое русло; развивает воображение ребенка. (Репку вытащили, а как ее делили — кто им мешал при этом, кто больше всего потрудился для этого). Варианты будут своеобразными, в зависимости от уровня творческого воображения детей.
Метод «перевирание сказки» используется, если сказка знакома детям. Перевирание сказки воспитывает чувство юмора, лукавство, понимание иронии. Метод ставит ребенка в активную позицию, заставляют сосредоточиваться, исправлять запрограммированные ошибки взрослых. Нужно только разумно перевирать сказку, меняя существенное в героях, действиях. Вот один пример перевирания сказки «Колобок»: «Катится колобок, а навстречу ему ежик (нет, не ежик, а заяц и т. д.)». Важно во время демонстрации этого метода быть по возможности актером.
Метод «сказки с новым концом» позволяет детям придумывать свои варианты окончаний к знакомым, логически завершенным сказкам («Три медведя» — Маша помирилась с медведями. «Петушок и бобовое зернышко» — Петушок сам себе помог).
При использовании метода «изменение ситуации в знакомых сказках» я рассказываю детям знакомую сказку и предлагаю что то изменить («Гуси-лебеди» — На пути девочки встречается серый волк. «Волк и семеро козлят» — Волку мешает медведь).
Привычные, любимые образы, много раз слышанные и виденные детьми, уже с детства формируют стереотипы. И как полезно и нужно бывает их ломать. Для этого предлагается метод «Сказка, но по-новому». Вроде бы сказка берется за основу старая, но малышам предлагается наделить главных героев противоположными качествами. (Предположим, Лиса перерождается в послушную и скромную, а зайчик становится хитрым и злым).
Использование в работе метода «противоречий» учит детей понимать, думать и придумывать, то есть оригинально творить. В сказке «Петушок и бобовое зернышко»петушок очень хотел съесть зернышко, но ведь видел, что оно очень большое для его горлышка. Это и есть противоречие — хочется, но нельзя. А ведь можно было решить вопрос безопасно для героя: смазать горлышко или раздробить зернышко на мелкие кусочки. Решению противоречий в значительной степени помогают продуманные вопросы, которые побуждают помогать любимым героям выходить из сложной ситуации, («Репка» Проблемный вопрос: А если бы не прибежала мышка)
Свою работу строю во взаимодействии с семьей. Это подготовка костюмов и атрибутов к спектаклям и праздникам, участие в них. Выполнение родителями и детьми домашних заданий творческого характера (придумывание загадок; изготовление книжек — малышек детского творчества «Заяц и лиса», «Платочек», «Репка», «Загадки», «Снегурочка», «Сказки по мотивам сказок о медведях» и др.). Организация выставки работ детей и родителей «Наши любимые сказки«.
Использование данных приемов позволяет поэтапно подвести ребенка к индивидуальному сочинению сказок. Дети начинают более логично и последовательно излагать свои мысли, более глубоко понимать значения слов, активнее используют в речи художественные достоинства родного языка, проявляют желание самостоятельно создавать их.
В данном подходе оправдала себя предусмотренная взаимосвязь фронтальных, подгрупповых и индивидуальных форм организации работы детей. Обучение детей дошкольного возраста сочинению сказок является базовым этапом работы по успешной подготовке ребенка к школе. По тому, как ребенок строит свое высказывание, насколько связно, интересно, живо умеет рассказывать и сочинять, можно судить об уровне его речевого развития, о владении богатством родного языка и одновременно об уровне его умственного, эстетического и эмоционального развития.