Автор: Сергеева Наталья Владимировна
Педагогические условия коррекционной работы по развитию предметных действий с детьми раннего возраста с ДЦП
Подготовила
учитель – дефектолог ОКУЗ СДР Сергеева Н.В.
В статье представлены педагогические условия, необходимые для организации коррекционно – педагогической работы по формированию предметных действий с детьми раннего возраста при детском церебральном параличе. Автор выделил основные этапы и направления работы коррекционных специалистов при построении занятий для данной категории детей.
Ключевые слова: детский церебральный паралич, коррекционно – педагогическая работа, предметные действия, эмоциональный контакт.
Ранний возраст является этапом не только наиболее быстрого развития организма ребенка, но и его нервно – психической деятельности. В данный период у малыша развиваются общая и мелкая моторика, действия с предметами, познавательная и игровая деятельность, восприятие, мышление, речь, а так же эмоциональная основа личности ребенка, его характер.
Исследователями доказано, что развитие детей с детским церебральным параличом (далее ДЦП) с первых дней жизни отличается от их нормально развивающихся сверстников. У детей данной группы задержано и в той или иной степени нарушено овладение всеми двигательными навыками. Двигательные нарушения, в свою очередь, оказывают неблагоприятное влияние на формирование психических и речевых функций.
Так к концу раннего возраста предметная деятельность у детей с ДЦП оказывается несформированной. Низкий уровень развития действий с предметами, восприятия, отсутствие интереса к окружающему миру свидетельствует о том, что эта деятельность без специального обучения не становится ведущей.
Многолетние исследования показали, что в случае раннего выявления в первые месяцы жизни и организации адекватной коррекционной работы можно достичь значительных успехов в преодолении двигательной церебральной патологии, а так же психических и речевых нарушений.
У ребенка раннего возраста ведущей является орудийно-предметная деятельность, так как на этом этапе малыш целиком поглощен предметом. Формой организации предметной деятельности для ребенка становится общение со взрослым.
Проведение психолого – педагогического обследования позволяет так же выявить и изучить состояние предметной деятельности у детей раннего возраста с ДЦП. В ходе обследования, а так же в процессе наблюдения за ребенком определяют его индивидуальные особенности, уровень умственного, физического развития, потенциальные возможности малыша.
Оценивают ребенка по следующим критериям:
-характер установления контакта со взрослым;
-наличие у ребенка интереса к предметам и игрушкам;
-принятие и понимание задания;
-характер практических действий;
-сформированность зрительно – двигательной координации;
-определение ведущей руки;
-сопровождение своих действий речью;
-способы усвоения нового действия.
Необходимо отметить факторы, затрудняющие становление предметных действий у детей раннего возраста с ДЦП:
-неадекватные формы общения близких взрослых с ребенком;
-игры-занятия, проводимые с детьми, не соответствуют уровню их развития;
-отсутствует адекватная предметно – развивающая среда;
-отсутствует правильно организованный режим дня;
-отсутствует ранняя коррекционная помощь.
Целенаправленная коррекционная работа по формированию предметных действий у детей с ДЦП является важным этапом для своевременного становления ведущей деятельности, познавательных возможностей и личностных качеств ребенка.
Педагогическими условиями, необходимыми для организации коррекционно – педагогической работы по формированию предметных действий у ребенка раннего возраста с ДЦП являются:
-определенный режим дня (его необходимо организовать с учетом возрастных и индивидуальных возможностей малыша, уделяя особое внимание правильному чередованию бодрствования и сна, влияющему на ритм работы и отдыха нервных клеток коры головного мозга, учитывая неустойчивость возбудимости нервной системы детей раннего возраста данной группы);
-адекватный характер общения и взаимодействия педагога с ребенком (необходимо установить эмоционально – личностный контакт взрослого с ребенком, формировать интерес к взрослому и совместной деятельности с ним, развивать функции обеих рук и зрительно – двигательную координацию в процессе действий с предметами, организовать дистанцию во взаимодействии с ребенком, учитывать необходимость смены основных позиций малыша и взрослого, активизировать речь, учитывать психофизические условия для эффективного использования потенциальных возможностей ребенка, общение с ребенком построить эмоционально насыщенным);
-организация предметно – развивающей среды (важно учитывать системный подход к коррекционно – развивающему обучению детей, возраст ребенка и уровень его развития; зоны проведения игровых и дидактических занятий и упражнений, подбор оборудования и игрового материала должен основываться на коррекционной направленности воспитательного воздействия);
-разработка индивидуальных программ (обязательно учитываются принципы единства диагностики и коррекции отклонений в развитии, характера и степени первичного нарушения, особенностей вторичных отклонений в развитии, учета возрастных и индивидуальных особенностей развития, учета онтогенетического хода основных линий развития, предполагающего обучение с опорой на актуальный уровень развития ребенка и зону его ближайшего развития);
-проведение индивидуальных коррекционно – развивающих занятий.
Индивидуальные коррекционно – развивающие занятия – это форма проведения коррекционно – педагогической работы. Такие занятия желательно проводить с каждым ребенком не реже 2-3 раз в неделю. Коррекционная работа должна осуществляться последовательно и систематически. Игровые задания и упражнения, направленные на формирование предметных действий у детей, должны использоваться как на специальном занятии, так и на занятиях по продуктивным видам деятельности.
Специалистами определены общие рекомендации по проведению занятий.
Индивидуальные коррекционно – педагогические занятия рекомендуется проводить, учитывая физиологические возможности ребенка, используя все пространство комнаты. Если малыш не готов действовать со взрослым за столом, то следует организовать занятие в удобном для него месте. Следует чаще менять позиции по отношению к ребенку, при этом важно, чтобы лицо взрослого находилось на уровне его лица. Во время занятия необходимо давать ребенку отдохнуть: провести подвижную игру, либо игру с использованием движений.
Структура коррекционно – педагогических занятий должна состоять из нескольких частей.
Первая часть (вводная) – введение ребенка в игровую ситуацию. Данная часть позволяет ребенку положительно настроиться на игровое общение со взрослым, вызвать интерес к дальнейшей игре. Для этого желательно использовать сюрпризные моменты, заводные или музыкальные игрушки, предъявление которых обязательно сопровождается речью взрослого и побуждает ребенка к действию. Вводная часть способствует вызыванию у ребенка ориентировки на взрослого, на его голос, требования. Время, отводимое на вводную часть должно быть непродолжительным.
Вторая часть (основная) – решение задач, обозначенных специалистом по основным линиям развития с акцентом на развитие познавательной, предметно – игровой деятельности. Чтобы не перегружать ребенка, удержать его внимание, игры из основных разделов индивидуальной программы чередуются. При этом более сложные игры проводятся в начале. Между играми (2-4 игры) необходимо дать ребенку отдохнуть, провести подвижную игру.
Третья часть (заключительная) – поддержание и закрепление усвоенных ранее умений и навыков. В завершении подводится итог занятия. Взрослый помогает ребенку вспомнить основные ключевые и эмоциональные моменты занятия, убрать игрушки на свои места (это занимает незначительную часть времени всего занятия).
Важно помнить, что не всегда возможно проведение занятия в полном объеме. Иногда ребенок отказывается продолжать игру, в этом случае, можно предложить другую, либо завершить занятие, переключив малыша на другой вид деятельности.
Время, отводимое на занятие, строго не определено и зависит от тяжести нарушения, состояния здоровья, настроения малыша и др. Но необходимо учесть, что с детьми раннего возраста следует заниматься от 10 до 15-20 минут.
Доказано, что определение соответствующих педагогических условий и содержания коррекционной работы по формированию предметных действий у детей раннего возраста с ДЦП обеспечивают становление предметной деятельности как ведущей и создают предпосылки к появлению игровой и продуктивных видов детской деятельности. С детьми раннего возраста с ДЦП необходимо проводить специально организованные занятия по формированию предметных действий, основанных на учете возрастных особенностей развития и познавательных возможностях ребенка. Знания, умения и навыки, которыми необходимо овладеть ребенку, должны даваться ему в определенной системе. Успех может быть только при условии сотрудничества взрослого и ребенка, бережного внимания педагогов к его личности, желаниям и интересам.
Список литературы
1. Аксенова Л.И., Тюрина Н.Ш., Шкадаревич Е.В. Программа
ранней комплексной диагностики уровня развития ребенка. — М., 2010.
2. Архипова Е.В. Коррекционная работа с детьми с
церебральным параличом. — М., 1989.
3. Бадалян Л.О. Журба Л.Т., Тимонина О.В. Детские
церебральные параличи. — И.: «Здоровье», 1988.
4. Закревская О.В. Развивайся, малыш. Система работы по
профилактике отставания и коррекции отклонений в развитии
детей раннего возраста.- М., 2009.
5. Стребелева Е.А., Браткова М.В. Варианты индивидуальной
программы воспитания и коррекционно-развивающего обучения
ребенка раннего возраста с психофизическими нарушениями
// Дефектология, 2000, №5.
6.Браткова М.В., Закрепина А.В., Пронина Л.В. Коррекционное обучение и развитие детей раннего возраста в играх со взрослым.-
М.: ПАРАДИГМА, 2013.