Автор: Личман Елена Николаевна
Опыт работы музыкального руководителя по теме:
«Театр и музыка нас окружают,
и развиваться нам помогают»
Музыкально — театрализованная деятельность в ДОУ.
Общеизвестно, что игра – наиболее доступный ребенку и интересный для него способ переработки и выражения впечатлений, знаний и эмоций.
Театрализация — это в первую очередь импровизация, оживление предметов и звуков.
Театрализованная игра — как один из видов театрализации является эффективным средством социализации дошкольника в процессе осмысления им нравственного подтекста литературного или фольклорного произведения. Таким образом,
музыкально- театрализованная деятельность в детском саду -это хорошая возможность раскрытия творческого потенциала ребенка, воспитания творческой направленности личности. Дети учатся замечать в окружающем мире интересные идеи, воплощать их, создавать свой художественный образ персонажа ,у них развивается творческое воображение, ассоциативное мышление, речь, умение видеть необычные моменты в обыденном.
Театрализованная деятельность помогает ребенку преодолеть робость, неуверенность в себе, застенчивость.Театр , благодаря особенностям театрализованной игры , помогает ребенку всесторонне развиваться.
Особенности театрализованной игры заключаются в следующих моментах:
1) в кукольной театрализованной игре дети производят действия с кукольными персонажами, что им близко и интересно;
2) в театрализованной игре ,театрализованных постановках, сценках, происходят непосредственные действия детей по ролям, что позволяет детям вникнуть в образ персонажа и попытаться передать его доступными средствами выразительности;
3) театрализованной игре литературная деятельность персонажей осуществляется через диалоги и монологи, что развивает литературные способности детей;
4) театрализованной игре дети исполняют знакомые песни от лица персонажей, используют инсценирование, приплясывание , изображение характерных жестов, что позволяет более точно отразить заданный образ.
Большой интерес ребят вызывают игры – драматизации, где каждый ребенок выполняет свою роль. Детям эмоционально прочитывают произведение (2-4 раза); для обыгрывания более сложных произведений подбирается иллюстрации, слайды, грамзаписи. После ознакомления с материалом, ребята стараются выразительно передать образ заданного персонажа.
Для детей среднего дошкольного возраста большой интерес представляют игры с настольным театром. Осуществляя действия с предметам, дети озвучивают роли, повторяют или сочиняют сюжет.
Игры детей с различным видами театров – фланелеграф, пальчиковый, бибабо, марионетки- необходимость детей действовать фигурками, сочинять движения и речь героев не только помогает расширить театральный кругозор детей ,но и развивают творческие способности , а так же мелкую моторику.
В своей деятельности я использую следующие основные направления работы с детьми:
А)Театральная игра – помогает учить детей ориентироваться в пространстве, равномерно размещаться по площадке, строить диалог с партнёром на заданную тему, развивать способность произвольно напрягать и расслаблять отдельные группы мышц, запоминать слова героев спектаклей, развивать зрительное слуховое внимание, память, наблюдательность, образное мышление, фантазию, воображение, интерес к сценическому искусству.
Б)Ритмопластика- даёт возможность развивать умение произвольно реагировать на команду или музыкальный сигнал, готовность действовать согласовано, развивать координацию движения, учить запоминать заданные позы и образно передавать их.
В) Культура и техника речи – помогает развивать речевое дыхание и правильною артикуляцию, чёткую дикцию, разнообразную интонацию логику речи; учить сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы; произносить скороговорки и стихи, пополнять словарный запас.
Проводя знакомство детей с Основами театральной культуры – я стараюсь познакомить детей с театральной терминологией, с основными видами театрального искусства, воспитывать культуру поведения в театре.
И ,наконец, в ходе непосредственной театральной деятельности, такой, как работа над спектаклем, я преследую цель учить сочинять этюды по сказкам; развивать навыки действий с воображаемыми предметами; развивать умение пользоваться интонациями, выражающими разнообразные эмоциональные состояния (грустно, радостно, сердито, удивленно, восхищённо, жалобно и т. д.).
Очень важно использовать разнообразные формы организации театрализованной деятельности, такие ,как совместная театрализованная деятельность взрослых и детей, театральное занятие, театрализованная игра на праздниках и развлечениях.
Так же важно стимулировать желание ребят заниматься самостоятельной театрально-художественной деятельностью, поощрять их желание самостоятельно организовывать театрализованные игра в повседневной жизни.Организуя мини-игры на других занятиях, театрализованные игры-спектакли, мини-сценки с куклами все эти приёмы помогают в решении познавательных задач в различных областях.
Таким образом, активно приобщая детей к театрализованной деятельности, которая в различных её формах неразрывно связана с музыкальным искусством, мы не только способствуем художественно-эстетическому развитию детей, но и по средствам театрализованных игр помогает детям гармонично развиваться и в других важных направлениях.