Автор: Кожурина Наталья Петровна
Конспект классного часа «Память. Что мы знаем о ней?».
Цель: формирование культуры восприятия информации; интеллектуальных способностей подростков.
Задачи:
— изучение свойств, видов памяти;
— развитие способности к запоминанию;
— знакомство с различными способами тренировки памяти;
— знакомство воспитанников с возможностями человеческой памяти.
Ход классного часа
-
Введение в тему.
Классный руководитель. «Когда-то давным-давно, несколько веков назад, появилось в степи жестокое племя жуаньжуанов.
Они захватывали в плен молодых воинов и обращали их в рабов. А для того чтобы легче держать пленных в повиновении, их жестокими пытками доводили до полной потери памяти: превращали в манкуртов – рабов, не помнящих своего прошлого. Самые близкие люди не стремились спасти их, ибо это значило вернуть себе просто чучело прежнего человека. Манкурт не понимал, что он человек. Он был абсолютно покорен, выполнял самую тяжелую и грязную работу, требующего тупого терпения.
Но мать одного молодого манкурта решила отыскать его и вернуть, каким бы он ни был. Ведь мать – это всегда мать, она все равно любила сына и была ради него готова на все. Манкурт пас в степи стадо верблюдов. Мать пыталась разбудить его память, называя его по имени, напоминая об отце и о себе. Но манкурт оставался равнодушным. В конце концов по приказу своих повелителей сын убил мать выстрелом из лука. Но и мертвая она взывала к его памяти. Ее белый платок превратился в птицу и полетел к нему с криком: «Вспомни, чей ты? Чей ты? Как твое имя? Имя? Твой отец Доненбай! Доненбай! Доненбай!»
Эту легенду рассказал писатель Чингиз Айтматов в романе «И дольше века длится день». Вы можете прочитать ее уже теперь. А когда подрастете, вам будет интересно прочитать и весь роман.
Какая главная мысль в этой легенде?
Вы правы, если думаете, что, только имея память, человек остается человеком.
Классный руководитель. В Древнегреческой мифологии богиню памяти называли Мнемозина от греческого слова «мнемо», что значит «память». Каких еще муз вы знаете?
Ребята называют:
1. Эрато – лирической поэзии.
2. Эвтерпа – лирической песни.
3. Каллиопа – эпической поэзии и знания.
4. Клио – истории.
5. Мельпомена – трагедии.
6. Полигимния – гимнической поэзии.
7. Терпсихора – танца.
8. Талия – комедии.
9. Урания – астрономии.
Матерью всех муз была Мнемозина. Как вы думаете, почему именно богиня памяти была матерью всех муз?
Примерные ответы:
— Нужна, чтобы учиться.
— Чтобы знать свой дом, близких.
— Чтобы знать язык и уметь общаться.
— Чтобы знать, что можно есть и пить, а что нельзя.
Как вы думаете, почему приемы запоминания назвали мнемотехникой?
Примерные ответы:
— «Мнемо» — это память, значит, мнемотехника – это техника памяти.
Есть ли у вас какие-нибудь свои приемы запоминания?
Ребята рассказывают о своем опыте.
Какие правила школьной программы вы запомнили с помощью таких приемов?
Примерные ответы детей:
— «Степка, хочешь щец – фи» — в этой фразе все глухие согласные звуки русского языка.
— «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан» — 7 цветов радуги.
— «Цыган встал на цыпочки и сказал цыпленку «цыц» — правописание ы/и после ц.
Классный руководитель. Поднимите руки, кто доволен своей памятью.
Сегодня вы узнаете, как можно улучшить свою память. Но сначала поговорим о том, что такое память.
-
«Что такое память?»
Классный руководитель. Память — одно из самых удивительных свойств человеческого разума. Эта уникальная способность связана с мышлением, сознанием, восприятием окружающего мира. Каждый день мы узнаем что-то новое. Все, что узнает человек, хранится в памяти. «Память есть кладовая ума», — говорил Суворов.
Память – это психическое свойство человека, способность накапливать, хранить и использовать информацию. Без памяти люди не могли бы передавать накопленный опыт от поколения к поколению, и человечество не могло бы развиваться.
Память обладает поистине волшебными качествами. Она дает возможность увидеть снова то, что вы видели когда-то увидеть много раз то что наблюдали однажды. Память может в жаркое время показать снег, в засуху – дождь.
Память бывает разная. Представьте себе, что вы увидели красивую птицу. Птица улетает, но в вашей памяти остается ее образ. Это работает память глаза – зрительная память. Шумит дождь за окном. Дождь проходит. А его шум остается в памяти. Это память уха – слуховая память. Руки привычно режут хлеб, привычно выводят буквы, привычно прикасаются к струнам. Ноги привычно вращают педали велосипеда. Они запомнили нужные движения. Это двигательная память. А органы речи помнят, как им нужно работать, чтобы произносить слова. Это речедвигательная память.
Может быть, видов памяти так же много, как видов человеческих занятий. Говорим же мы о памяти на лица и на даты, о памяти музыкальной, о памяти на номера телефонов. О доброй силе памяти написал поэт Давид Самойлов. В его стихах есть самые необычные виды памяти: птица-память, ветер-память, деревья-память. Заканчивается это стихотворение словами:
Но в памяти такая скрыта мощь,
Что возвращает образы и множит.
Шумит, не умолкая память-дождь.
И память — снег летит и пасть не может.
Когда работают все виды памяти, мы запомним 16 слов из 20, когда мы только слушаем – запомним лишь 5 слов. Теперь вам понятно, почему преподаватель требует слушать и записывать его объяснения. Так запоминается в 3 раза больше информации.
Запоминание может быть осмысленным и механическим. Когда понимаешь правило, его легко учить – это осмысленное запоминание. А когда не понимаешь, приходится запоминать механически. Все знают, как это долго и тяжело.
Таблицу умножения мы запоминаем надолго – это долговременная память, а вот имена героев вчерашнего сериала уже сегодня можно забыть – это кратковременная память.
Когда мы что-то запоминаем, мы это связываем с тем, что уже есть в нашей памяти. Поэтому чем больше человек знает, тем больше связей он может установить, тем легче ему запомнить что-то новое. Становится понятно, почему преподаватели советуют больше читать.
Человек может хранить в кладовых памяти огромное количество информации. По расчетам ученых каждый из нас способен запомнить миллионы книг. Но мы – из-за лени или по незнанию – используем лишь маленькую частичку своего мозга.
Некоторые исторические личности обладали удивительной памятью. Например, Александр Македонский и Юлий Цезарь знали в лицо и по имени всех своих солдат, а их было свыше 30 тысяч у каждого. Такими же способностями обладал и Наполеон.
Все эти люди упорно работали над своей памятью, развивали её и достигали невероятных успехов. Помогли им в этом приёмы запоминания, которые были известны с глубокой древности. Значит, память, как и мышцы, нужно тренировать, иначе «мозг заржавеет», как говорят психологи.
-
Тест «Хорошая ли у вас память?»
Классный руководитель. Сейчас вы проверите, хорошая ли у вас память. Результаты проверки вы можете никому не показывать. Они вам понадобятся, чтобы оценить свои силы.
На доске записано 20 слов:
Мыло, стул, мяч, лодка, банан, ковер, книга, лес, река, пробка, рыба, парта, дом, ваза, кот, орден, море, школа, трава, зебра.
Я читаю вам эти слова, и вы можете изучать этот список в течение 1,5 минут.
Воспитанники смотрят на доску, стараясь запомнить слова.
Теперь я закрываю этот список и даю вам минуту, чтобы записать на листке слова, которые вам удалось запомнить. Сколько слов удалось вам запомнить? Оцените ваши результаты (вы можете увидеть их на доске):
Результаты:
— от 18 до 20 слов – великолепно;
— от 15 до 17 слов – это ещё хорошо;
— от 10 до 14 слов – средне;
— меньше 10 – вы не умеете пользоваться вашей памятью.
4. Правила запоминания.
Классный руководитель. Людям во всем помогают разные виды памяти. Но чтобы они по-настоящему помогали, о них надо заботиться: тренировать и развивать. Это также обязательно, как поливать цветы, чтобы они хорошо росли. Как хорошая спортивная форма – результат того, что вы сами, а не те, кто вас учит, прыгаете, бегаете, плаваете, так и хорошая память – результат ваших собственных усилий. Как же ее развивать?
Начнем со зрительной памяти: «Читайте больше!» — говорят вам и преподаватели, и родители. А почему они так говорят? Потому что люди давно заметили. Что мало читающие пишут безграмотно. Когда вы читаете, ваши мысли заняты не тем, как пишутся слова, а тем, о чем рассказывается в книжке. Но при этом ваши глаза, как маленькие фотоаппараты, запечатлевают слова. Эти «фотографические снимки» сохраняются в зрительной памяти. И если вы задумались, как написать знакомое слово. Его «фотография» всплывает в памяти, и вы списываете с нее слово, как с доски. А если ошибаетесь, память сразу сообщит вам, что слово «плохо выглядит». Например, увидев слово «гастровом», вы сразу почувствуете что-то неладное.
Есть счастливчики, которым достаточно посмотреть на страницу, чтобы видеть в памяти ее всю. Таким образом легко отвечать уроки: они мысленно видят страницу и читают ее вслух. И помнят не только каждое слово, но и на какой странице оно напечатано. Но таких счастливчиков слишком мало. Не стоит огорчаться, если вы не входите в их число: у каждого человека одни способности слабее, а другие сильнее. Надо только хорошо знать свои слабые места. И надо самим «вывозить» себя из них. А как это делать?
Для усиления зрительной памяти надо больше вглядываться в слова: и в то, как они написаны, и особенно в то, как написаны в них трудные места. Когда человек что-нибудь пристально разглядывает, говорят, что он это «ест глазами». Давайте «есть глазами» слова! Когда вы читаете дома, останавливайтесь время от времени, даже если книжка очень интересная. Спросите себя какие из этих слов для меня трудны? Рассмотрите их пристально – трудные места в них. А потом закройте глаза и представьте себе эти слова написанными. И наконец, запишите их, не подглядывая в книгу. А потом по этой книге проверьте себя: правильно ли?
Бродил по улицам города голодный, бездомный пес по кличке Шарик и жадно принюхивался к запаху продовольственных магазинов, а заодно внимательно разглядывал вывески и понемногу научился их читать. Так начинается невероятная история, которую придумал писатель Михаил Булгаков. Шарика подобрал ученый. Который задумал провести необычный опыт – превратить животное в человека. Опыт удался – из Шарика получилось человеческое существо. Он научился ходить на двух конечностях и говорить. И вдруг оказалось. Что он может читать. Он помнил вывески, и эта «память глаза» сослужила ему добрую службу при овладении грамотой.
Чем закончилась история Шарика, вы узнаете, когда прочитаете повесть Михаила Булгакова «Собачье сердце».
Органы речи тоже по-своему запоминают слова и помогают их писать: во время речи происходят почти незаметные, крошечные, но постоянные движения органов речи – так работает речедвигательная память. Но если у них это получается даже потихоньку, то громко, вслух должно получаться гораздо лучше. Существует так называемое орфографическое проговаривание, при котором слова произносятся вслух отчетливо, так как пишутся: ин-тел-ли-гент, ар-тил-ле-рия, с-ног-сши-ба-тель-ный.
Как только вы начинаете проговаривать слова, в работу сразу же включаются уши. Они приводят в действие слуховую память, и вы запоминаете, как звучит правильно написанное слово.
Но существует еще и «руководящая память». Речь идет о памяти руки. Эта память работает тогда, когда вы. Вооружившись ручкой, водите рукой по бумаге. Такая память называется рукодвигательной. Рука запоминает движения и выводит на бумаге знакомые слова привычно, а совсем хорошо знакомые слова пишутся как будто сами собой, не требуя усилий на обдумывание. У некоторых людей «память – рука» настолько сильная, что, если их спросить, как пишется слово. Они сначала его пишут, потом смотрят, как получилось, и только тогда отвечают, как его следует писать. Чем больше мы пишем, тем больше к этому привыкаем.
Писать можно и мысленно: представьте себе. Что вы пишете нужное вам слово, что ваша собственная рука вашим собственным почерком выводит крупные и отчетливо написанные слова. Повторение действий в уме – очень хороший способ тренировки.
Если вы вооружаете против трудных слов одновременно всех ваших помощников: глаза, уши, голос и руку – вы победите. И научитесь грамотно писать с такой легкостью как будто рука пишет сама собой.
Для одновременного развития всех видов памяти надо делать каждый день «зарядку» с одним или двумя предложениями.
1.Прочитайте предложение вслух, отчетливо проговаривая каждое слово почти по слогам.
2.Затем прочитайте предложение по слогам про себя.
3.Просмотрите его, чтобы глаза запомнили, как пишутся слова, особенно трудные.
4.Закройте глаза и мысленно крупно и разборчиво, яркими буквами напишите каждое слово, при этом проговаривайте трудные слова по слогам. (Если вы не уверены в каком-то слове, откройте глаза, рассмотрите его еще раз и снова сделайте с ним эту же работу).
5.Теперь можно записать предложение в тетрадь!
(Работайте так: проговорите слово, запишите и проверьте. И так до конца.)
Классный руководитель. Итак, чтобы улучшить свою память, необходимо следовать некоторым правилам.
Классный руководитель демонстрирует полоски бумаги, на которых записаны правила запоминания, читает правило и прикрепляет полоску магнитами на доску.
Правило первое: поставить цель – запомнить надолго.
Классный руководитель. Понятно, для школьных занятий нужна долговременная память. Эти знания пригодятся нам на всю жизнь.
Правило второе. Чтобы улучшить память, нужно внимание, внимание и еще раз внимание!
Правило третье – самое сильное средство – ассоциации.
Классный руководитель: Ассоциации – это связи: между предметами, словами, понятиями.
Вы помните наше первое упражнение, когда мы пытались запомнить 20 слов, и у нас это плохо получилось? (Показывает слова из первого упражнения, записанные на доске.)
А теперь мы попробуем запомнить 20 слов с помощью ассоциаций.
Я читаю те же слова, но в паре с каждым словом будет другое слово, которое вам нужно запомнить. Но первое слово будет как бы подсказкой, ассоциацией для второго.
Внимание, смотрим и слушаем. Наша задача – запомнить второе слово из каждой пары.
Мыло-мочалка, стул-стол, мяч-футбол, лодка-весло, банан-гроздь, ковёр-самолёт, книга-учебник, лес-чаща, река-разлив, пробка-бутылка, рыба-килька, парта-класс, дом-мама, ваза-букет, кот-собака, орден-герой, море-шторм, школа-дневник, трава-газон, зебра-полоска.
А теперь проверим, как вы запомнили пару каждого слова. Я читаю первое слово, а вы называете его пару. Если никто не запомнил, я рисую на доске нолик. Максимальное количество слов, которое вы можете запомнить – 20.
Классный руководитель вновь читает слова, которые написаны на доске, воспитанники называют их пары. Если ребята молчат, классный руководитель рисует на доске ноль.
Классный руководитель. Ну вот, сразу видно, что прием ассоциации очень эффективен.
Давайте используем ее для запоминания хронологической таблицы.
На доске записаны даты 4 великих битв из нашего календаря воинской славы России. С ними вы уже знакомы.
Вот эта таблица (читает):
Ледовое побоище – 1242 год.
Куликовская битва – 1380 год.
Полтавская битва – 1709 год.
Первая морская победа над шведами – 1714 год.
Наша задача – быстро запомнить все даты с помощью ассоциаций. Я, например, легко запомню первую дату:
— сначала разобью её на 2 числа: 12 и 42;
— для каждой половинки установлю связи – ассоциации;
— «12 месяцев» — это первое число;
— 42 – это номер моего дома.
Значит, Ледовое побоище у меня в памяти закрепилось как «12 месяцев» в моем доме».
Примерно так я буду запоминать 3 даты, а четвертую запомнить легко – в 1709 году Петр Первый победил шведов на суше, под Полтавой, а через 5 лет (на «пятерку») разгромил их на море, под Гангутом. Вообще, всегда легче запоминать несколько дат, чем одну.
А теперь я даю вам 5 минут, чтобы вы установили свои связи для этих 4 дат. Потом вы поделитесь с нами своими находками, может быть, кому-то помогут ваши ассоциации.
Ребята думают, затем поднимают руки, рассказывают о том, какие связи они смогли установить, чтобы запомнить даты трёх битв.
А теперь проверим, хорошо ли вы запомнили эти 4 даты.
Классный руководитель задает вопросы в быстром темпе:
В каком году была Куликовская битва?
Когда произошло Ледовое побоище?
В каком году была Полтавская битва?
В каком году русский флот впервые победил шведов на море?
Результат прекрасный!
А теперь четвертое правило – учить осмысленно, не зубрить механически.
Классный руководитель. Отдельные слова и даты учить нетрудно, а как запомнить большой текст?
Нужно разбить текст на части. В каждой части найти ключевые слова, составить план и пересказать по плану. Это – пятое правило.
Классный руководитель. А читать и пересказывать лучше вслух. Говорят, так всегда делал Авраам Линкольн, наверное, потому и стал первым американским президентом.
И последнее, шестое правило — повторение! Но это лекарство нужно принимать с умом! Передозировка тут ни к чему!
Классный руководитель. Да, как это ни странно, психологи заметили, что лучше повторить материал 2 раза с перерывом в 5-10 минут, чем повторять 6 раз подряд!
-
Составление памятки «Правила запоминания»
Классный руководитель: Ну а результат нашего классного часа – на доске. (Показывает на 6 полосок бумаги, прикрепленных к доске.) Как мы назовем этот результат? (Прикрепляет к доске название – «Правила запоминания»).
Классный руководитель: Давайте еще раз прочитаем эти правила.
Кадеты по очереди читают пункты правила.
Правила запоминания
Запоминай надолго
Будь внимателен
Учи осмысленно
Рисуй, ищи связи
Составляй план
Повторяй с перерывами
-
Подведение итогов (рефлексия)
Классный руководитель. Сегодня, ребята, вы познакомились с приемами развития памяти. Как вы думаете, помогут ли вам эти приемы?
Примерные ответы кадет:
— Запоминать стало интересно, зубрежку можно превратить в игру.
— Учиться, оказывается, можно и без мучений.
— Почувствовал уверенность в себе.
— Захотелось стать лучше, умнее.
— Почувствовал удивление от того, что мы используем такую малую часть своей памяти.
Источники:
-
Джеймс У. Память // Психология памяти: Хрестоматия / Ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романов. — М.: ЧеРо, 2000. — С.200-214.
-
Классные часы: 5 класс. Авт.- сост. А.В. Давыдова. – М.: ВАКО, 2008.- с.197-206.