8 (800) 101-04-53 звонок бесплатный
с 6:00 по 21:00
?>

Развитие связной речи детей дошкольного возраста посредством сказкотерапии

Автор: Ташлыкова Наталья Сергеевна

Normal
0

false
false
false

RU
X-NONE
X-NONE

/* Style Definitions */
table.MsoNormalTable
{mso-style-name:»Обычная таблица»;
mso-tstyle-rowband-size:0;
mso-tstyle-colband-size:0;
mso-style-noshow:yes;
mso-style-priority:99;
mso-style-parent:»»;
mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt;
mso-para-margin-top:0cm;
mso-para-margin-right:0cm;
mso-para-margin-bottom:10.0pt;
mso-para-margin-left:0cm;
line-height:115%;
mso-pagination:widow-orphan;
font-size:11.0pt;
font-family:»Calibri»,»sans-serif»;
mso-ascii-font-family:Calibri;
mso-ascii-theme-font:minor-latin;
mso-hansi-font-family:Calibri;
mso-hansi-theme-font:minor-latin;
mso-fareast-language:EN-US;}

Развитие связной речи детей дошкольного возраста посредством сказкотерапии

Связная монологическая речь, представляя собой многоаспектную проблему. В психологической литературе связная монологическая речь рассматривается как сложный вид речевого общения, как особый вид речемыслительной деятельности, имеющий более сложное строение, нежели предложение. Именно этим определяется тот факт, что даже хорошо сформированный навык владения фразой не обеспечивает в полной мере умения создавать связные сообщения. Монологическая речь может носить репродуктивный и продуктивный характер. Репродуктивная речь дошкольников не предполагает речевого творчества. Она характеризуется отсутствием самостоятельности в выборе языкового оформления высказывания, в построении логического плана изложения, в определении содержания высказываний. Продуктивная речь — устная и письменная речь, направленная на порождение творческого продукта в форме устного высказывания или в форме письменного текста, с наличием самостоятельности в выборе языковых средств и определении содержания высказыванияодним из средств развития связной речи является сказкoтерапия. Огромную цель  в исследование и разработку данной проблемы внесли педагоги-психологи  Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева, А. В. Гнездилов, Т. М. Грабенко, Н.А. Погосова, М. А. Поваляева, Д. Ю. Соколов, О. В. Защиринская, С. А. Черняева и многие другие.Благодаря сказке совершается процесс познания окружающего мира. Oсмысляя сюжеты творчества, дети учатся видеть самого себя в действиях, мыслях героев, живущих на страницах сказки. У дошкольников формируется определенное мнение о различных типах отношений, человеческих характера. Образы героев приглашают их принять участие в процессе самопознания. Сказка представляет собой мощное средство психокоррекции. Ребенок учится находить собственные ошибки в поведении, общении, деятельности, моделировать ситуации их изменения. Психокоррекциoнные сказки создаются для мягкого влияния на поведение ребенка, рассказывают о проблемах человека, и каждый может узнать себя. К таким сказкам относят сказки, сочиненные самим ребенком и сложенные совместно с ребенком. Воспитательные и обучающие свойства сказки, как педагогического средства, известны с давних времён. Сказка формирует и поддерживает у детей дошкольного возраста созидательную систему ценностей человека, воспитывает, решает проблемы, успокаивает, и, являясь языком ребёнка, помогает педагогам многому его научить. Сказка применяется в различных областях работы с детьми дошкольного возраста, имеющими речевые нарушения, в том числе и в работе над связной речью. Формирование умений и навыков связной речи у дошкольников — это одна из важнейших задач педагогов, поскольку от степени их сформированности зависит дальнейшее развитие личности ребенка и приобретение им учебных знаний. Умения и навыки связной речи при спонтанном их развитии не достигают того уровня, который необходим для полноценного обучения ребёнка в школе. Сказка выполняет исключительно важные речевые и коммуникативные функции:

·         лексико-образную, поскольку формирует языковую культуру личности;

·         активизирует и развивает внутреннюю слухоречевую память ребенка.

·         при слушании и чтении сказок происходит интериоризация вербально-знаковых форм сказок;

·         при пересказе, драматизации — становление речевой культуры;

·         развиваются основные языковые функции — экспрессивная (вербально-образный компонент речи) и коммуникативная (способность к общению, пониманию, диалогу);

·         развивающе-терапевтическую, поскольку имеет психотерапевтический эффект, который Аристотель обозначил термином катарсис (очищение души, умиротворение, снятие стресса).

Занятия по сказкам строятся по следующему алгоритму: слушаем, рассказываем, проживаем и сочиняем сказку. Перед прочтением сказок проводится пропедевтическая работа, цель которой — организовать внимание детей, подготовить их к восприятию. Это отгадывание загадок о персонажах произведения, уточнение отдельных слов или словосочетаний, содержащихся в тексте, демонстрация соответствующих картинок. Тексты сказок читаются детям дважды, в медленном темпе. При повторном чтении используется прием завершения детьми отдельных предложений.

Разбор содержания сказок проводится в вопросно-ответной форме, вопросы направлены на выделение основных моментов сюжетного действия, их последовательности, на определение действующих лиц и наиболее значимые детали повествования.

В качестве вспомогательного средства, при обучении детей дошкольного возраста навыкам связной речи, можно использовать метод моделирования плана высказывания.

Самостоятельное сочинение сказок, историй приближает ребенка к тому уровню монологической речи, который потребуется ему для перехода к новой ведущей (учебной) деятельности. Дети придумывают и завершают сказку, составляют сказку на предложенную тему с опорой на иллюстрированный материал и коллективно сочиняют сказку.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что возможности сказкотерапии уникальны в коррекционной работе, поскольку никакой иной вид деятельности не может обеспечить такого комплексного воздействия на речевую сферу ребенка. Сказка для ребёнка — это игра, волшебство, и не  важен результат, сколько поддержание игровой, необходимой для ребёнка, истинно сказочной атмосферы. Немного сказки, немного чуда, и вы уже видите перед собой счастливого ребёнка.

Литература:

1. Сказки от слез. Сказки о великих сражениях, ябедах и жадинах. Сказки от капризов. Сонные сказки.Издательство «Речь». Для детей от 2 до 8 лет.

2. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Основы сказкотерапии.- СПб.: Речь, 2012.

3. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д.Формы и методы работы со сказками.- СПб.: Речь, 2011.

4. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Практикум по сказкотерапии. – СПб.: Речь, 2012.

 

×
×