Автор: Савинова Ольга Михайловна
Конспект открытой ООД по ФЭМП в подготовительной группе
Тема: «Планета Математика»
Цель: вызвать интерес к математическим занятиям
Обучающие задачи:
— Продолжать учить составлять простые арифметические задачи и записывать их решение с помощью цифр;
— Закрепить умение детей выделять в задаче условие, вопрос, ответ;
— Закрепить знания детей о геометрических фигурах и ориентировку на плоскости;
— Закрепить знания о последовательности дней недели, времен года, месяцев года;
— Упражнять детей в прямом и обратном счете;
— Учить делить квадрат на восемь треугольников.
— Учить детей давать ответы полными, распространенными предложениями;
Развивающие задачи:
— Развивать логическое мышление, внимание;
— Развивать зрительную память, воображение;
Воспитательные задачи:
— Воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнить ее самостоятельно;
— Воспитывать доброжелательные отношения между детьми и педагогом.
Методические приемы:
— Игровой
— Наглядный (использование иллюстраций).
— Словесный ( вопросы, создание проблемных ситуаций, индивидуальные ответы детей).
анализ занятия.
Оборудование: доска, цифры, мяч, геометрические фигуры, колокольчик, ножницы, карточки – « цветы», карточки с цифрами, шапочки:
« Арифметика» и « Пират»
ХОД ООД:
Педагог: Ребята, сегодня к нам в группу пришли ваши будущие учителя, как гостеприимные хозяева давайте поздороваемся с гостями.
Сегодня я предлагаю вам отправиться в комическое путешествие на планету «Математика».Как вы думаете, на чем мы можем полететь ? (на ракете)
А кто управляет ракетой? (космонавт)
Вы знаете, чтобы стать космонавтом нужно много тренироваться.
Какими качествами должен обладать космонавт?
Космонавты – мужественные люди. Они живут и работают в необычных условиях – в невесомости, в безмолвном и опасном космосе.
Предлагаю провести математическую разминку.
Игра с мячом
Дети встают в круг, педагог бросает одному из детей мяч и одновременно задает вопрос. Ребенок возвращает мяч педагогу , отвечая на вопрос.
— сколько дней в неделе
— назови третий день недели
— сколько месяцев в году
— сколько времен года
— назови летние месяцы
— назови каким месяцем заканчивается год
— назови выходные дни и т.д.
Вы готовы к полету. Ракета уже на старте, начинаем обратный отсчет: 10,9,8,7,6,5,4,3,2,1 полетели!
Игра со словом : «На ракете мы летим»
На ракете мы летим,
В невесомости парим.
Смотрим мы в иллюминатор
Ищем для посадки кратер.
Вдруг пошел метеоритный,
Дождь космический магнитный.
Мы на кнопки нажимаем
И ракету опускаем.
Повреждений вроде нету
Мы выходим на планету!
Дети присаживаются на ковер.
Педагог: Чтобы нам не было скучно во время полета я загадаю вам загадку.
Ёж спросил ежа соседа
Ты откуда непоседа?
Запасаюсь я к зиме,
Видишь яблоки на мне,
Собираю их в лесу
Шесть отнёс, одно несу.
Призадумался сосед
Это много или нет?
Ребята помогите сосчитать ежу сколько всего яблок собрал сосед.
Сколько яблок уже отнес ёж? (6)
Сколько несёт ? (1)
Сколько всего яблок? (7)
Как получилось число 7? (6+1=7)
Вот мы и приземлились на планету «Математика».
Девочка – арифметика: Здравствуйте дорогие земляне, я жительница планеты «Математика». Я очень рада вас видеть. На нашу планету напали космические пираты. Они перепутали все цифры. Помогите расставить их на места.
Педагог: Ребята, посмотрите на доску, а ведь и правда все цифры перепутались. Поможем жителям планеты Математика расставить их на места? ( дети расставляют числа по порядку от 1 до 10)
— Назовите число, которое стоит перед числом 5; (4)
— Назовите число, которое стоит после числа 9; (10)
— Назовите число, которое стоит между числами 8 и 10;(9)
— Назовите число, которое стоит перед числом 12; (11)
— Назовите число, которое стоит перед числом 16;(15)
— Назовите число, которое стоит между числами 14 и 16;(15)
— Назовите соседей чисел 4,7,10,13, 14, 18.
— Молодцы ребята ,числа вы расставили , правильно отвечали на вопросы. Но, кажется, ваши глазки очень устали. Чтобы глазки не болели, сделаем зарядку.
ЗРИТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА
Всю неделю по порядку, глазки делают зарядку.
В понедельник как проснутся, глазки солнцу улыбнутся,
Вниз посмотрят на траву и обратно в высоту
Снова вверх и снова вниз. (Снимает глазное напряжение)
Во вторник часики глаза водят взгляд туда сюда,
Ходят влево, ходят вправо не устанут никогда
В среду в жмурки мы играем, крепко глазки закрываем
Раз, два, три, четыре, пять, будем глазки открывать
Жмуримся и открываем, так игру мы продолжаем.
По четвергам мы смотрим вдаль, на это времени не жаль,
Что вблизи, а что в дали глазки рассмотреть должны.
(Смотрим прямо перед собой, поставить палец на расстоянии 25-35 от глаз. Перенести взор на кончик пальца и смотреть на него, опустить руку.
Укрепляем мышцы глаз)
В пятницу мы не зевали глаза по кругу побежали.
Остановка и опять, в другую сторону бежать.
Хоть в субботу выходной мы не ленимся с тобой.
Ищем взглядом уголки, чтобы бегали зрачки.
В воскресенье будем спать, а потом пойдем гулять,
Чтобы глазки закалялись нужно воздухом дышать.
Без гимнастики друзья нашим глазкам жить нельзя!
Мальчик – пират: Я космический пират,
В гости к вам явился
Пакости и гадости,
Принёс , не поленился!
Числа расставили, а вот геометрические фигуры никогда не сможете найти.
Я их спрятал далеко-далеко. ( убегает)
Педагог: Ребята не переживайте у меня есть волшебный колокольчик он поможет нам найти геометрические фигуры. Если колокольчик будет звонить тихо, значит геометрические фигуры находятся далеко, а если он зазвонит громко, то геометрические фигуры близко. ( дети, ориентируясь на силу звучания колокольчика , находят геометрические фигуры)
Назовите геометрические фигуры (круг, овал, трапеция, прямоугольник, ромб, квадрат). Педагог предлагает детям сесть за столы.
Педагог: Ребята, как вы думаете , у вас получится разделить квадрат на восемь треугольников? Тогда приступайте.
( дети выполняют задание: разрезают ножницами квадрат )
Вы справились с заданием. Нам пора возвращаться домой, что мы можем оставить на память жителям планеты «Математика»? (игрушки)
Сделайте из получившихся треугольников игрушки.
( Из 8 треугольников дети выкладывают различные предметы)
Арифметика: Спасибо вам ребята, что помогли жителям планеты «Математика» .
Я тоже хочу вам сделать сюрприз и подарить вот эти необычные цветы.
До свидания.
Педагог: Начинаем обратный отсчет: 10,9,8,7,6.5,4,3.2,1.
Звучит спокойная космическая музыка, дети ложатся на ковер.
Вот мы и вернулись, посмотрите, а цветы и действительно необычные, на них цифры. Как вы думаете, что надо сделать?
Поставить математические знаки (больше, меньше, ровно).
Дети определяют и маркером самостоятельно ставят арифметические знаки на карточках- « цветах».
Вот и закончилось наше путешествие, что нового вы узнали, что вам понравилось?
Рефлексивный отчет.
Я провела ОД по ФЭМП в подготовительной группе в тематическо — игровой форме « Планета Математика».
Цель: Вызвать у детей интерес к выполнению математических заданий.
Я считаю, что мне удалось эффективно реализовать поставленные цели и задачи.
Дети научились: составлять простые арифметические задачи и записывать их решение с помощью цифр; выделять в задаче условие, вопрос, ответ; составлять из геометрических фигур различные предметы, свободно ориентируясь на плоскости; определять какое число больше ( меньше) и ставить соответствующий арифметический знак.
В занятие я включила два сюрпризных момента, которые готовила с отдельными детьми, в тайне от других. Это было сделано для того, чтобы создать эффект неожиданности и , тем самым, заинтересовать остальных детей .
При составлении конспекта ОД я, безусловно, опиралась на знания и опыт детей, полученный ими ранее, т.к. без этого я не смогла бы логически правильно выстроить ход занятия.
Наблюдая за детьми, я отметила, что детям было интересно. Они чувствовали себя уверенно и комфортно, выполняя поставленные перед ними задачи.
Я считаю, что мне удалось владеть дисциплиной детей. В этом мне помогало обилие наглядного материала, игровые приемы и создание проблемных ситуаций.
В ходе ОД я предоставляла детям возможность самостоятельно выполнять задания с геометрическими фигурами. Дети с большой фантазией выкладывали из геометрических фигур различные предметы. Я была очень довольна и горда ими.
Я владела своим эмоциональным состоянием во время проведения ОД, т.к. я была хорошо подготовлена и знала конспект занятия наизусть.
Но , я думаю, если бы я смогла более выразительно и эмоционально говорить, то еще больше настроила бы детей на выполнение математических заданий. На эмоциональную сторону ведения занятия я буду уделять большое внимание.
Мне было трудно при составлении конспекта тематически объединить все части занятия, т .е. так выстроить ход ОД, чтобы одна часть плавно вытекала из другой.
При проведении и подготовке ОД я поняла, что мне не хватает уверенности в себе, я все время боюсь сделать что-нибудь не так.