Автор: Сулейманов Гурбан Наги оглы
Кемеровский институт (филиал) РЭУ им. Плеханова,
юридический факультет, 4 курс, гр. БЮ-152.
Сулейманов Гурбан Наги оглы
Паламарь Полина Владимировна
Научный руководитель: Шелестюков Виталий Николаевич
Принудительные работы как вид уголовного наказания
В России предусмотрено несколько типов наказаний за совершенное преступление. Это может быть не только тюремное заключение, но и различные работы. Принудительные работы как вид уголовного наказания являются одним из самых строгих судебных решений, не ограничивающих свободу. Данный вид наказания, включенный в российскую систему наказаний в конце 2011 г., вводится в практику с 1 января 2017 г. В соответствии с законом он применяется как альтернатива лишению свободы в случаях, предусмотренных соответствующими статьями Особенной части УК РФ, за совершение преступлений небольшой или средней тяжести, либо за совершение тяжкого преступления впервые (ч. 1 ст. 53.1 УК РФ). Принудительные работы применяются по отношению к большинству составов Особенной части УК РФ, за исключением тех составов, для которых это было бы несправедливо, таких как убийство (ст. 105 УК РФ), умышленное причинение тяжкого вреда здоровью (ст. 111 УК РФ), принуждение к изъятию органов или тканей человека для трансплантации (ст. 120 УК РФ), изнасилование (ст. 131 УК РФ) и др. Правильным считаем, что это наказание будет широко применяться к широкому кругу преступлений, в том числе упомянутым выше деяниям, связанным с незаконным обращением с материальными объектами повышенной опасности [4, с. 34], поскольку принудительные работы, дисциплинируя осужденного, как представляется, смогут способствовать формированию привычки соблюдать действующие правила и тем самым отказу виновного от совершения новых аналогичных и иных преступлений. Однако если наказание, назначенное за совершение тяжкого преступления впервые, превышает пять лет лишения свободы, то принудительные работы применяться не могут (ч. 2 ст. 53.1УК РФ).
Принудительные работы, в отличие от исправительных работ, могут отбываться и за пределами места постоянного проживания осужденного, а в отличие от обязательных работ труд осужденного является оплачиваемым. Иногда в научной литературе возникает вопрос о совместимости принудительных работ со ст. 37 Конституции РФ, где закреплено, что «труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. Принудительный труд запрещен». [1] Однако, на наш взгляд, принуждение осужденного к труду в качестве наказания, назначенного по приговору суда, вполне допустимо, так как труд является одной из мер, направленных на исправление осужденного.
Согласно Уголовному Кодексу Российской Федерации, принудительные работы являются новым типом наказания, предусмотренным статьей 53.1. [2] Их главной целью является воздействие на преступника путем принуждения к работам в воспитательных целях.
Принудительные работы назначаются на срок от двух месяцев до пяти лет. Из заработной платы осужденного к принудительным работам производятся удержания в доход государства, перечисляемые на счет соответствующего территориального органа уголовно-исполнительной системы, в размере, установленном приговором суда, и в пределах от 5 до 20%. В случае уклонения осужденного от отбывания принудительных работ они заменяются лишением свободы из расчета один день лишения свободы за один день принудительных работ. Согласно п. 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 9 «О практике назначения и изменения судами видов исправительных учреждений» от 29.05.2014 [4] лицо, осуждавшееся к наказанию в виде принудительных работ, которому по основаниям, предусмотренным ч. 6 ст. 53.1 УК РФ, принудительные работы были заменены лишением свободы и которое оно отбывало в исправительном учреждении, относится к лицам, ранее отбывавшим наказание в виде лишения свободы. [5]
Стоит отметить, что законодатель верно избрал место принудительных работ в системе наказаний, так как данная мера наказания органично вписывается в перечень и соответствует тяжести их картельного элемента, однако само название расходится с правовым содержанием, так как заставляет отнести его к наказаниям ограничивающим трудовую правоспособность, к тому же отсутствие указания в статье на пребывание осуждённого фактически в состоянии ограниченной личной свободы, наталкивает на некоторые сомнения по поводу основного объекта уголовно-правового воздействия [6].
Исполнение наказания контролируется уголовно – исполнительной инспекцией. В их обязанности входит надзор за обязательным выполнением работ осужденными. Согласно статьям 60.11 и 60.18 УИК РФ надзор является одним из основных средств обеспечения порядка и условий исполнения и отбывания наказания в виде принудительных работ, предупреждения и пресечения со стороны осужденных противоправных действий, обеспечения безопасности осужденных и персонала учреждений. [3] Рассматривая вопросы организации надзора за осужденными к принудительным работам, Романов В.В., на наш взгляд, справедливо отмечает необходимость ее организации в зависимости от учета состава и численности осужденных; наличия необходимых условий для обеспечения непрерывного надзора за осужденными; наличия технических средств надзора и контроля, инженерных средств и возможностей их использования в процессе надзора; сложности и особенностей объектов исправительного центра. В числе основных задач надзора в исправительных центрах необходимо выделить проведение проверок наличия осужденных, которые должны осуществляться ежедневно, не менее двух раз в день, в установленное распорядком дня время, путем численного подсчета и по фамильной переклички, по контрольным карточкам на осужденного. По окончании проверки ее результаты должны сверяться с учетными данными и заноситься в журнал учета рапортов приема-сдачи дежурств и учета выполнения мероприятий по надзору за осужденными. [7]
Стоит отметить, что специальные исправительные центры ФСИН, где осужденные с 1 января 2017 года отбывают новый вид уголовного наказания — принудительные работы, — практически пусты. По данным Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН) на середину июля 2017 года, в центрах из 896 мест занято только 188. Еще 32 человека уже отбыли срок. [8]
Центры строились, чтобы осужденные за преступления небольшой или средней тяжести либо за тяжкие преступления, совершенные впервые, не подвергались влиянию криминальной среды. Государство, в свою очередь, собиралось сократить издержки на их содержание. Работающие на обычных предприятиях осужденные, оплачивают питание и услуги ЖКХ. Но центры пустуют, судьи не отправляют подсудимых на принудительные работы.
В настоящее время на территории России работают 11 специальных исправительных центров для осужденных к принудительным работам. В пресс-бюро ФСИН «Известиям» сообщили, что их заполняемость неравномерная.[9] В Ставропольском исправительном центре, по данным на середину июля 2017 года, отбывающими наказание занято 44,4% мест (64 из 144); в Карелии — 18% (9 из 50); в Башкортостане — 16% (16 из 100); в Архангельской области — 16% (8 из 50); в Новосибирской области — 13% (12 из 92); в Тюменской области — 12% (12 из 100); в Смоленской области — 10,9% (6 из 55); в Тамбовской области —14,3% (10 из 70); в Самарской области — 8,57% (3 из 35); в Приморском крае — 6,7% (10 из 150); в Забайкалье — 2% (1 из 50).
Принудительные работы не назначаются несовершеннолетним; лицам, признанным инвалидами первой или второй группы; беременным женщинам; женщинам, имеющим детей в возрасте до трех лет; женщинам, достигшим пятидесятипятилетнего возраста; мужчинам, достигшим шестидесятипятилетнего возраста, а также военнослужащим, т. е. таким лицам, в отношении которых предусмотрены особые условия труда.
Подводя итог, следует отметить, что сущность принудительных работ заключается в привлечении осужденных к труду в местах, определяемых учреждениями и органами уголовно-исполнительной системы. Они применяются как альтернатива лишению свободы за совершение преступления небольшой или средней тяжести либо за совершение тяжкого преступления впервые.
На сегодняшний день остро стоит вопрос об осуществлении строительства исправительных учреждений для принудительных работ на территории РФ. Поскольку исправительные центры для принудительных работ есть не в каждом субъекте, это имеет прямое негативное отражение на экономике отдельных субъектов РФ. Транспортировка осужденного из одного субъекта в другой требуют государственного финансирования. Примером может послужить отсутствие исправительных центров для принудительных работ в Кемеровской области. Именно поэтому осужденных Кемеровской области вынуждены транспортировать до ближайшего учреждения принудительных работ в городе Новосибирске.
Таким образом, не совсем понятной остается природа данного наказания – назначаются ли принудительные работы как самостоятельный вид наказания либо происходит замена лишения свободы принудительными работами, т. е. одного наказания другим. На данный факт вполне обоснованно указывают Н.В. Иванцова и К.Ю. Калачян [10], ведь эти институты значительно разнятся.
На наш взгляд, принудительные работы необходимо назначать как самостоятельный вид наказания, а не в качестве альтернативы лишению свободы. Во избежание различных трактовок в правоприменении предлагается в ч. 1 ст. 53.1 УК РФ исключить слова «как альтернатива лишению свободы», а ч. 2 признать утратившей силу.
Список литературы:
1) Конституция РФ
2) Уголовный кодекс РФ
3) Уголовно – исполнительный кодекс РФ
4) Постановление Пленума Верховного Суда РФ № 9 «О практике назначения и изменения судами видов исправительных учреждений» от 29.05.2014
5) Российская газета. 2014. 4 июня. С. 15.
6) Зиновьев И. Л. Уголовное наказание в виде принудительных работ 2016. 107-125 с.
7) Романов В.В. Некоторые проблемы организации надзора за осужденными к принудительным работам в исправительных центрах // Вестник государственного и муниципального управления 2012, С 88-92.
8) Официальный сайт ФСИН России
9) Известиям.ру ежедневная газета
10) Иванцова Н.В., Калачян К.Ю. Принудительные работы – альтернативный или самостоятельный вид наказания: пути поиска правильного подхода // Российская юстиция. 2012. № 8. С. 58