8 (800) 101-04-53 звонок бесплатный с 6:00 по 21:00

Развитие двигательной активности у детей раннего возраста

Автор: Ложенкова Ольга Витальевна

Ни в каком другом возрасте физическое воспитание не связано так тесно с общим воспитанием и развитием, как в первые годы жизни ребёнка. В период раннего детства у ребенка закладываются основы здоровья, долголетия, всесторонней двигательной подготовленности и гармоничного физического развития. Чем больше мы заботимся о физическом воспитании ребенка именно в раннем возрасте, тем больших успехов он достигнет в общем развитии, в науках, в умении работать и быть полезным для общества человеком в будущем.

           В настоящее время проблема развития движений малышей приобретает особую актуальность, т.к. проблемы физического развития и повышения устойчивости детского организма к неблагоприятным факторам окружающей среды важны и для педагогики.

         Забота о физическом развитии и здоровье детей занимает приоритетные позиции, т.к. это помогает растить личности творческие, гармонично развитые, активные и здоровые.

          Поэтому, физическому воспитанию принадлежит одно из ведущих мест в системе воспитательно-образовательной работы, так как оно способствует разностороннему развитию ребенка, совершенствованию его двигательной сферы, повышению выносливости и развитию физических качеств, улучшению состояния здоровья.

          Проблема здоровья наших детей стоит уже давно. Наиболее распространённым заболеванием является сколиоз. Именно не врождённый, а приобретённый. И главной причиной этого — малая подвижность малышей. Мы стараемся делать всё, чтобы ребёнок не плакал, не капризничал. Покупаем ему игрушки, включаем мультики, а теперь ещё и компьютер. А у детей раннего возраста очень велик интерес к движениям и мы, взрослые должны поддерживать этот интерес.

         В первые годы жизни самостоятельная двигательная активность ребенка постоянно увеличивается, упущенное же в этом возрасте компенсируется в дальнейшем с большим трудом. А именно двигаясь, дети познают окружающий мир, и приспосабливаются к новым социальным условиям.

      Главный принцип при работе над развитием движений – нельзя заставлять ребёнка их выполнять. Нужно создать условия для того, чтобы малыш сам захотел поиграть. Но и ограничивать в движениях тоже плохо. Отсутствие или дефицит двигательной активности грозит нарушениями в развитии всех систем маленького созревающего организма. Дети, которые лишены возможности свободных движений, вялы, эмоционально подавлены.

           Двигательные действия, как известно, представляют собой поведенческие двигательные акты, направленные на решение двигательных задач. В процессе физического воспитания детей раннего возраста необходимо решать образовательные задачи: формирование двигательных навыков и умений, развитие двигательных качеств, привитие навыков правильной осанки, навыков гигиены, освоение специальных знаний. С ростом малышей под воздействием окружающих быстро расширяется круг доступных ребенку движений. У детей с раннего возраста необходимо развивать двигательные качества (ловкость, быстроту, равновесие, глазомер, гибкость, силу, выносливость и пр.). Чтобы ползать, ходить, бегать, прыгать, метать, нужно обладать соответствующими двигательными качествами. С развитием силы, быстроты, ловкости увеличиваются длина, высота прыжка, дальность метания. Выносливость позволяет детям, не уставая, выполнять физические упражнения, проходить большие расстояния. Точность попадания в цель при метании, точность приземления при прыжках, соблюдение направления в ходьбе, беге свидетельствуют о наличии хорошего глазомера. Ребенок не смог бы выполнять даже элементарные упражнения, не говоря уже о более сложных видах деятельности, если бы у него не были развиты в той или иной степени основные двигательные качества. Кроме этого, двигательные умения, приобретенные в раннем возрасте, затем легче развивать, а приобретенные в дошкольном возрасте двигательные умения лучше поддаются автоматизации, то есть переходу в степень навыка.

Растить детей здоровыми, сильными и жизнерадостными помогают движения. В раннем дошкольном возрасте двигательный опыт детей чрезвычайно мал. Мышцы туловища и конечностей находятся на самой ранней стадии развития. Ребенок нуждается в укреплении большинства движений. В этот период ребенок учится многому:

ü  Осваивает ходьбу;

ü  Осваивает разнообразные движения с предметами;

ü  Развивается желание двигаться;

ü  Испытывает от движения  положительные эмоции.

Поэтому, очень важно уже с раннего детства способствовать развитию двигательных навыков у детей.

В дошкольном учреждении это проводится педагогами не только на занятиях по физкультуре, утренней гимнастике, но и в повседневной жизни ребенка:

o    Вот он наклонился за понравившейся игрушкой;

o    Вот он поднялся на носочки и тянет ручки к волшебному, яркому шарику;

o    А теперь неожиданно побежал, потопал…

Сколько разных движений совершает малыш? – не посчитать. Наблюдая за детьми раннего возраста, я увидела, что чаще и дольше болеют те дети, которые малоактивны и малоподвижны. Эти дети пассивны не только в двигательных упражнениях, но и в игре они менее любознательны, быстро устают, у них чаще меняется настроение и они куксятся.

Отмечаю, что одним из важнейших факторов хорошего физического и психического развития ребенка является правильно организованная двигательная активность, поэтому я и выбрала тему: «Развитие двигательной  активности  у детей раннего возраста».

×
×