Автор: Голикова Ирина Юрьевна
Введение
Одной из проблем, связанных с музыкальным воспитанием, является развитие технических способностей учащихся. В связи с этим, этюды являются неотъемлемой частью музыкального развития. По большей части на них нарабатываются двигательные навыки,
навыки координации движений, осваиваются аппликатурные принципы и основные формулы движения, совершенствуется техническое мастерство (беглость, артикуляция, точность звукоизвлечения).
Работа над этюдами позволяет активно развивать слуховой контроль, воспитывать такие качества как воля, выносливость, быстрота реакции, тем самым способствуя активизации и мобилизации состояния во время музицирования, поддерживает хорошую техническую форму. Работа над этюдами начинается с самых первых шагов и продолжается на протяжении всей исполнительской деятельности.
Этюды просты и лаконичны по форме и по содержанию, однотипны по фактурному изложению, и это способствует эффективному решению отдельно поставленных задач в освоении фортепианной техники. Благодаря этому свойству этюды широко применяются в педагогической практике.
Краткие биографические сведения
Карл Альберт Лешгорн (Лешхорн) (нем. Carl Albert Loschhorn, 27 июня 1819 — 4 июня 1905) — немецкий пианист-педагог и композитор.
Ученик Людвига Бергера. С 1851 года преподавал игру на фортепиано в Королевском институте церковной музыки в Берлине. В 1858 году был удостоен звания профессора. Известен как автор многочисленных фортепианных произведений, особенно этюдов, направленных на
развитие беглости у обучающихся игре на фортепиано (самым знаменитым является этюд № 22, соч. 66), хотя создал и множество других композиций, таких как квартеты и сонаты. Также широко известно его творение под названием «Песня водопада» (англ. Song of
the Waterfall). Автор книги под названием «Fuhrer durch die Klavier— Literatur», первый вариант которой был издан в соавторстве с И. Вейсом под заглавием «Wegweiser in der Pianoforte—Literatur».
1920 году в журнале «Этюд» (англ. The Etude Magazine) в статье «Gather Memories!» (по известной фразе Ф. Листа) один человек родом из Петрограда рассказал о своей встрече с Лешгорном, которая произошла тогда, когда первый возвращался в свой родной город. Он
описал музыканта так: «Я знал его, но слегка, достаточно хорошо только для того, чтобы
обмениваться приветствиями, и порой для того, чтобы перемолвиться несколькими словами при встрече на улице. Среди музыкантов того времени, когда я учился в Берлине, было хорошо известно, что он учил игре на фортепиано учеников самых младших классов по десять-
одиннадцать часов в день, а по воскресеньям писал этюды. Его никогда не видели на концертах или операх.»
Лёшгорн завершил свою педагогическую деятельность в 1883 году и поселился на вилле, которую он приобрел в своем родном городе, в Берлине. Но, прожив на этой вилле три года, в связи с материальными затруднениями ему пришлось продать ее и спустя еще
год возобновить преподавание игры на фортепиано.
После своей смерти в 1905 году Карл Альберт Лешгорн был причислен к церкви двенадцати апостолов.
Описание сборника этюдов соч.66
В сборнике представлено 33 этюда, на разные виды техники.
Этюды А. Лешгорна рассчитаны на период формирования и развития двигательных навыков учащихся-пианистов. Правильная посадка за инструментом, разнообразные приемы звукоизвлечения, предполагающие естественность и рациональность движений рук,
хороший контакт кончиков пальцев с клавишами — та основа, без которой немыслимо техническое развитие учащегося.
Большое внимание Лешгорн предавал подготовительной работе над этюдами. Он считал, что для успешного разбора, технического развития, далее — яркого выступления, важна планомерная работа над умело подобранными и разнообразными упражнениями.
«Упражнения — простые, элементарные, рациональные, закрепленные традицией, и их обязательное дополнения — этюды: таковы необходимые этапы. Через эти этапы должен пройти пианист. Не последовав по указанному пути с самого начала, он должен будет
обратиться к нему позднее, сожалея о потерянном времени» (М. Лонг)
Дети далеко не всегда проявляют должный интерес, и нередко выполняют ее вяло. Эту работу следует сделать, возможно, более привлекательной для ученика.
К каждому этюду соч.66 А. Лешгорн даёт своё подготовительное упражнение. Это упращает разучивание этюда. Даёт возможность быстрее справиться с техническими трудностями этюда.
Гаммы
Этюды № 2, стр. 5; № 7, стр. 7; № 17, стр. 53; № 24, стр. 78. Данные этюды играют важную роль в воспитании координации рук, являющейся залогом двигательно-технической свободы. Он построен на согласованных движениях обеих рук в гаммаобразных пассажах. В
работе ученик должен добиваться ровности и певучего звучания шестнадцатых нот, пальцевого legato, основанного на плавных координированных движениях обеих рук. Движение пальцев должно регулироваться всей рукой, путем плавного колебания запястья, находящегося в более низком положении при опоре на первый палец. «Переступать» с пальца на палец нужно без толчков; кисть направляется в сторону движения, и к моменту начала каждого звука
палец оказывается над нужной клавишей. Необходимо включать звуковой контроль на партию левой руки, делая ее ведущей и более выпуклой в динамическом плане. Огромное значение имеет выбор правильного темпа. В его основе должно лежать стремление к качеству, а не к рекордной быстроте. Очень полезна контрастная динамика при разучивании пассажей. Осмысленная работа над этюдом будет способствовать развитию ровности и беглости пальцев
при соблюдении координации обеих рук.
Арпеджио
В данном сборнике технике арпеджио уделено большое внимание (этюды № 8, стр. 24; № 9, стр. 27; № 10, стр. 30; № и, стр. зз; № 13, стр. 39, № 15, стр. 46; № 19, стр. 61; № 27, стр. 88). Лешгорн разрабатывает ее в самых различных вариантах — это длинные, короткие, ломаные арпеджио, арпеджио чередующимися руками, встречается сочетание арпеджио с каким-либо другим видом техники. Без владения техникой арпеджио невозможно исполнение сонат,
фортепианных концертов Гайдна, Моцарта, Бетховена. Именно она помогает раскрепостить пианистический аппарат, способствует развитию самостоятельности, независимости, крепости пальцев, гибкости, эластичности локтевого и кистевого суставов, выработке плавного, свободного дыхания, ощущения естественного удобного движения. Исполнение арпеджио имеет свои характерные особенности, связанные с большей широтой охвата клавиатуры.
Движения рук становятся гораздо разнообразнее. Хорошее исполнение арпеджио требует плавных, гибких переносов руки из позиции в позицию с минимальным поворотом локтя, необходимой ловкостью рук при смене позиций.
Октавы.
Октавная техника представлена в этюдах: № 13,стр.39; №16, стр.49; № 21 стр.32;
№ 32 стр. Ю2; № 33 стр.105.
Октавная техника способствует укреплению пианистического аппарата учащихся, открывает доступ к сложным октавным построениям в произведениях Бетховена, Листа, Рахманинова. Октавы развивают гибкость руки, четкость и активность пятого и четвертого
пальцев, точность и ловкость большого пальца. При разучивании октавных этюдов наиболее целесообразно, не меняя текста, играть этюд различными способами звукоизвлечения, применяя различные приемы исполнения октав, а затем использовать ритмические варианты. А.Б. Гольденвейзер рекомендует учить октавные этюды, играя только нижний голос октавы первым пальцем правой руки (в левой руке — верхний голос). Остальные пальцы должны быть
собраны и слегка прижаты к ладони (разумеется, без всякого напряжения пальцев и кисти). Это упражнение способствует развитию легкости и подвижности кистевого движения при собранных пальцах и, особенно полезно для учеников с маленькой рукой, у которой при
игре октавами часто напрягается кисть из-за растяжения пальцев.
Терции
Терцовая техника: этюд № 30 стр. Терции представляют для учащихся сложность, заключенную в одновременном проведении двух голосов разными по строению и силе пальцами. Это сложный вид пианистической техники, полезен в развитии активности,
самостоятельности пальцев, раскрепощенности ладонных мышц. Терции позволяют почувствовать большой контакт с инструментом, способствует внутреннему ощущению удобства всего аппарата пианиста, гибкости ведения терцовой линии. Яркость артикуляции
мелодической линии терции зависит от активных пальцев, работающих от запястья. Необходимо делать «микровздохи», сбрасывая накопившуюся усталость, зажатость в кисти, пальцах и локтях. Двойные ноты, как и терции, должны исполнятся легато, желательно поиграть каждый голос отдельно, сохраняя аппликатуру двойных нот. Следует не забывать о роли аккомпанемента.
Репетиции
Этот вид техники можно считать одним из наиболее действенных способов
достижения гибкости и беглости пальцев. С репетициями нас знакомят этюды № 14, стр. стр.43; № 22, стр. 72.
В этом виде техники основным является скольжение пальцев под ладонь, действия пальцев
напоминают «царапание». Палец действует резким движением и после удара мгновенно уходит под ладонь, уступая место следующему пальцу. Пальцы быстро снимаются с клавиш и не погружаются в них глубоко. Механика фортепиано, позволяющая пальцам, лишь «задев» клавишу, получить звук. Рука не участвует в звукоизвлечении и не должна оставаться абсолютно свободной. Обязательное условие репетиций — собранная форма ладони. Репетиции следует вырабатывать в разных темпах — от медленного до быстрого.Медленный темп необходим для оттачивания пальцевого удара. Чем скорее темп репетиций, тем ближе к клавишам должны быть пальцы, при этом движении размах уменьшается и заменяется скольжением концов пальцев под ладонь, используя для отдыха подъём и опускание
кисти (вверх, вниз), что способствует освобождению руки.
Трели
Подготовка к трели: этюды №16, стр.49; №26, стр.84; № 31, стр.100
Во времена Лешгорна трели как виду украшений придавали особо важное значение. Для развития «независимости» пальцев исключительно полезно упражнение в виде различных мелизмов — мордентов, группетто, коротких трелей, которые следует играть в различных вариантах. Считалось, что работа над трелью значительно активизирует пальцы, воспитывает пальцевую вибрационную легкость, то есть формирует качества, необходимые для успешного
овладения, фактически, любым видом техники. Существует много подготовительных упражнений к исполнению трели, рекомендуется наиболее распространенное: триоли с акцентами. Как ни странно, этюды, предназначенные для развития техники трелей, пользуются в наше время наименьшей популярностью. Этим видом фактуры пианисты предпочитают овладевать непосредственно на художественных произведениях, минуя предварительную подготовку, что нередко сказывается на качестве исполнения трели.
Заключение
Этюды А. Лешгорна воспитывают у учащихся беглость, ровность
и независимость пальцевых движений, которые сочетаются со свободными, пластичными, объединяющими движениями всей руки, развивают целостное ощущении пальцев и кисти, устойчивость упругость, сочетающиеся со свободой все руки, плеча и спины.
Работа над техникой в этюдах А.Лешгорна заключается не только в достижении качественности и быстроты, но и в разнообразности звучания.
В отличие от инструктивных этюдов, данные этюды представляют романтический характер. Каждый из них требует выразительности, сочности и плавности звучания, правильной передаче образа, эмоционального строя произведения . Этюды — незаменимый материал для развития музыкального мышления, воспитывающие самостоятельность учащихся. Большинство этюдов являются самостоятельным художественным произведением, а поэтому становятся «волшебным ключиком» к пониманию многих музыкальных стилей.