Автор: Аминева Роза Фаритовна
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
по теме « Простое предложение»
Курс: 2
Группа: 22-к
Тип урока: Повторительно-обобщающий урок
Цели урока.
I. Познавательные:
1) Повторить сведения об особенностях простого предложения.
II. Практические:
1) Обобщить и систематизировать ранее полученные знания по теме «Синтаксис и пунктуация простого предложения».
2) Закрепить умение расстановки знаков препинания в простом осложнённом предложении.
3) Формировать умение применять знание норм языка в речи.
4) Учить выявлять и формулировать проблему на основе исходного текста — высказывания писателя.
III. Общепредметные:
1) Воспитывать:
а) интерес к предмету в ходе освоения лингвистической темы и размышления над содержанием дидактического материала о языке
б) бережное отношение к родному языку;
в) языковую личность обучающегося, развивающего разные виды компетентности (лингвистической, языковой, речевой, коммуникативной);
г) нравственные качества обучающихся (понимание значимости языка как величайшего дара и осознание необходимости бережного отношения к языку);
д) способность выработать определённый взгляд на нравственные понятия, определённое отношение к ним, эстетическое восприятие высказываний писателей о языке.
2) Развивать:
а) логическое мышление (мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, систематизация); речь, эмоциональную сферу.
3) Формировать:
а) умение строить высказывание по заданным критериям;
б) оценивать степень трудности предложенных заданий, уровень собственных знаний, умений.
Личностные результаты: вырабатывают в себе стремление к речевому самоусовершенствованию, потребность к сохранению чистоты русского языка.
Метапредметные результаты: используют прием поискового чтения по отношению к тексту упражнения (предложения с указанными грамматическими свойствами) и в текстах произведений изучаемых на уроках литературы.
Предметные результаты :осознают предложение как основную синтаксическую единицу, предназначенную для осуществления коммуникативной функции ,называют основные признаки предложения ,выполняют классификацию предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске ,по наличию грамматических основ ,виды сложных предложений ,делают синтаксический разбор простых предложений.
ХОД УРОКА
Этап урока |
Содержание, цель |
время |
Организационный момент |
Цель: организация внимания |
1΄ |
Подготовительная работа |
Цель: дать инструкции |
3΄ |
Работа с эпиграфом |
Цель: организация эмоционального настроя, введение в урок |
4΄ |
Тестовая работа (взаимооценка) |
Цель: проверка знания теоретического материала |
7΄ |
Исследовательская работа |
Цель: сформулировать тему урока, задачи |
5΄ |
Работа у доски (самооценка) |
Цель: обобщение знаний |
5΄ |
Групповая работа (взаимооценка) |
Цель: закрепление знаний |
10΄ |
Самостоятельная работа (дифференцированная) |
Цель: проверка знаний |
8΄ |
Итог урока |
Цель: подведение итога, оценивание деятельности обучающихся (по таблице) |
1΄ |
Домашнее задание |
1΄ |
|
45΄ |
Организационный момент
Работа с эпиграфом:
«Наш язык – это важнейшая часть
нашего общего поведения в жизни.
И по тому, как человек говорит,
мы сразу и легко можем судить о том,
с кем мы имеем дело…
Учиться хорошей интеллигентной речи
надо долго и внимательно – вслушиваясь,
запоминая, замечая, читая и изучая…»
Д.С. Лихачёв
Постановка учебной задачи:
— Как вы думаете, что будет предметом нашего сегодняшнего разговора? (русский язык). Прежде, чем перейти к теме урока, давайте повторим изученный материал
Тестовая работа.
Цель: проверка знаний теоретического материала
1. Что изучает синтаксис? _______________________________ 2. Что такое словосочетание? ________________________________ 3. По главному слову словосочетания бывают: а) согласование б) управление в) именные 4. К способам связи слов в словосочетании относятся: а) согласование, управление, примыкание б) именные, глагольные, наречные в) согласование, именное, управление 5. Словосочетанием не может быть: а) два слова, связанных по смыслу б) подлежащее и сказуемое в) главное и зависимое слово 6. Чем отличается словосочетание от предложения? _________________________________________________________ |
Взаимооценка (ответы на слайде). Поставьте баллы в табличку.
Вывод.
Постановка учебной задачи:
— Отвечая на последний вопрос теста, вы частично затронули тему сегодняшнего урока. В начале урока мы выяснили, что предметом нашего разговора будет русский язык.
— Но ведь на уроке важен не столько предмет, сколько тема и задачи урока. Поэтому, я предлагаю вам на несколько минут стать исследователями-лингвистами. Посмотрите на слайд-таблицу и определите тему и задачи сегодняшнего урока. Запишите в тетрадь.
По строению |
Простые имеют одну грамматическую основу* (одно подлежащее и одно сказуемое) Сложные имеют две и более грамматических основ (два подлежащих, два сказуемых) |
[Я иду в кино.] [Наступил вечер], [вышла луна.] |
По цели высказывания |
Повествовательные цель – сообщить Вопросительные цель – задать вопрос Побудительные цель – призвать, побудить
|
Данил выучил уроки.
Данил выучил уроки? Учи уроки! |
По эмоциональной окраске |
Восклицательные произносятся с особой интонацией Невосклицательные произносятся спокойным тоном |
Какой прекрасный день!
День был солнечный. |
По полноте грамматической основы (у простых предложений) |
Двусоставные имеют и подлежащее, и сказуемое Односоставные имеют только один главный член |
Дело пошло. Вечер. Зимой рано вечереет. |
По наличию второстепенных членов (у простых предложений) |
Распространенные имеют второстепенные члены Нераспространенные не имеют второстепенных членов |
Даша катается на велосипеде. Даша катается. |
Проверка работ, вывод
На слайде: Австралийцы, с большой любовью изучающие русский язык и культуру русскую, не могут взять в толк, например, какое лексическое значение имеет слово «блин» в фильме «Особенности национальной охоты», так как оно грамматически не связано в фразе, произнесённой героем фильма. Это типичное слово-паразит от «новых русских».
(предложение для разбора у доски) – пользуясь планом-памяткой
Имея примитивно-ругательный смысл, оно жирной кляксой ложится на прекрасный русский язык.
Самооценка.
Вывод.
Выполнене предложений :упражнение №359 (письменно).
Какие простые предложения называются осложненными,а какие неосложненнными?
Групповая работа.
Прочитайте текст и выполните задания
(1) Россия не только государство… (2) Она — сверхгосударство, океан, стихия, которая еще не оформилась, не влегла в свои, предназначенные ей берега. (3) Не засверкала еще в отточенных и ограненных понятиях, в своем своеобразии, как начинает в бриллианте сверкать сырой алмаз. (4) Она вся еще в предчувствиях, в брожениях, в бесконечных желаниях и бесконечных органических возможностях.
(5) Россия — это океан земель, размахнувшийся на целую шестую часть света и держащий в касаниях своих раскрытых крыльев Запад и Восток.
(б) Россия — это семь синих морей; горы, увенчанные белыми льдами.
(7) Россия — меховая щетина бесконечных лесов, протянувшихся от края и до края, ковры лугов, ветреных и цветущих.
(8) Россия — это бесконечные снега, над которыми поют мертвые серебряные метели, но на которых так ярки платки русских женщин, снега, из-под которых нежными веснами выходят темные фиалки, синие подснежники.
(9) Россия — страна неслыханных, богатейших сокровищ, которые до времени таятся в ее глухих недрах.
(10) Россия — не единая раса, и в этом ее сила. (11) Россия — это объединение рас, объединение народов, говорящих на ста сорока языках, это свободная соборность, единство в разности, полихромия, полифония…
(12) Россия грандиозна. (13) Неповторяема.
(14) Россия — полярна. (15) Россия — мессия новых времен…
(По Вс. Иванову)
1. В каком предложении выражена основная мысль автора?
1) 2 2) 5 3) 10 4) 15
2. Определите тип речи данного текста.
1) описание
2) рассуждение
3) повествование
4) повествование и описание
3. Укажите предложение, в котором используется фразеологизм.
1) 2 2) 5 3) 7 4) 9
4. Каким способом образовано слово СВЕРХГОСУДАРСТВО из предложения 2?
5. Из предложений 4—5 выпишите страдательное причастие прошедшего времени.
6. Из предложений 10—11 выпишите подчинительное словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ.
Ответы к заданиям В4 — В8 запишите цифрами.
7. Среди предложений 1—5 найдите предложение с обособленными определениями. Напишите номер этого предложения.
Самостоятельная (дифференцированная ) работа:
Слайд. Прочитайте размышление о русском языке и его судьбе, принадлежащее замечательному русскому писателю XX века.
Русский народ за свою историю отобрал, сохранил, возвёл в степень уважения такие человеческие качества, которые не подлежат пересмотру: честность, трудолюбие, совестливость, доброту… Мы из всех исторических катастроф вынесли и сохранили в чистоте великий русский язык, он передан нам нашими дедами и отцами… В. М. Шукшин.
«3» — списать, подчеркнуть главные и второстепенные члены
«4» — списать, дать характеристику предложению по плану
«5» — написать эссе или мини-сочинение о языке
Индивидуальная проверка
Вывод: зачитать работы на «5»
Итог урока:
1. Что повторили, вспомнили, чего не знали раньше и узнали на уроке
2. Итог
Дом. задание (составить презентацию, ролик, фильм): о простом предложении