Автор: Малькова Наталья Николаевна
Конспект занятия для детей средней группы «Как научиться дружить»
Выполнила: воспитатель Малькова Наталья Николаевна
ЦЕЛЬ: способствовать формированию у дошкольников понятия «друг», «дружба»; воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.
ЗАДАЧИ:
• Развивать в детях способность договариваться, помогать друг другу, расширяя представления детей о дружбе.
• Развивать у детей способность к сопереживанию, желание прийти друг к другу на помощь в сложной ситуации, развивать социальные чувства.
• Воспитывать в детях умение по-настоящему дружить, внимательно и с уважением относиться друг к другу, подводить к пониманию того, что дружба является одним из важнейших качеств во взаимоотношениях между людьми.
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА: чтение стихов и рассказов по теме, их обсуждение, разучивание физкультминутки, рассматривание сюжетных картинок, д/и по теме «Назови ласково», «Кто с кем дружит?», п/и, игры на развитие навыков общения «Клубочек», «Ладонь в ладонь», подбор музыкального сопровождения.
МАТЕРИАЛ И ОБОРУДОВАНИЕ: сборник стихов о дружбе, кукла, магнитофон, подборка фонограмм, картинки с изображением разных эмоций, картинки с изображением сказочных героев, картонные сердечки на веревочках.
СПОСОБЫ: художественное слово «Об этих ребятах не зря говорят», беседа с детьми о друге, дружбе, физкультминутка «Девочки и мальчики», приход игрового персонажа принцессы Капризы, прослушивание песен о дружбе, игра «Узнай настроение», обсуждение проблемной ситуации, д/и «Выбери друга», индивидуальная работа, сюрпризный момент – обмен сердечками.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, послушайте стихотворение!
Об этих ребятах не зря говорят:
«Они друг за дружку Горою стоят!
Их двое, а кажется — Топает взвод,
Когда подготовка к сраженью идет,
Жуков изучают, сидят у реки
И очень охотно едят пирожки.
Один завздыхает, вздохнет и другой,
Один зачихает, чихнет и другой.
Они не дерутся почти никогда,
Ведь драка — не спорт,
Вот борьба — это да!
И оба ныряют в горячую пыль,
Как только появится автомобиль.
Вы ждете, что вылезут двое ребят,
А видите двух озорных чертенят.
Где первый, там, стало быть,
будет второй!
Стоят друг за дружку ребята горой.
Воспитатель: О ком это стихотворение?
Дети: О друзьях.
Воспитатель: Кто такой друг?
Дети: Это тот с кем можно дружить.
Воспитатель: А что значит дружить?
Дети: Это значит не ссориться, не обижать друг друга, не драться.
Воспитатель: Нравится ли вам дружить с другими детьми?
Дети: Нравится.
Воспитатель: Почему?
Дети: Потому что не бывает скучно.
Воспитатель: Чем можно заниматься с друзьями в свободное время?
Дети: Играть в разные игры.
Воспитатель: Давайте мы с вами вместе поиграем. Повторяйте за мной.
Девочки и мальчики: хлоп, хлоп, хлоп,
Прыгают, как мячики: прыг-скок, прыг-скок.
Ножками топчут: топ, топ, топ!
Весело хохочут: ха, ха, ха!
Глазками моргают (ритмичное зажмуривание глаз,
После отдыхают (садятся на стульчики)
Звучит фонограмма, появляется кукла – капризная принцесса.
Воспитатель: Ребята, к нам пришла принцесса Каприза. Она плачет. Давайте спросим у нее что случилось?
Каприза: Здравствуйте, ребята. Я услышала, как вы весело играете, и мне стало грустно, потому что со мной никто не хочет дружить.
Воспитатель: Наверное, ты очень капризная, поэтому у тебя нет друзей. Но ты не переживай, ребята помогут тебе найти товарищей. Правда, ребята?
Дети: Да, поможем.
Воспитатель: Давайте послушаем песенку.
(Звучит куплет из песни «От улыбки»)
Воспитатель: Так скажите, ребята, с чего же начинается дружба?
Дети: С улыбки.
Воспитатель: Правильно. И тебе, Каприза, нужно быть приветливой и чаще улыбаться. Скажите, как можно узнать настроение человека?
Дети: По лицу.
Воспитатель: Вы хотите поиграть в игру «Узнай настроение»? Я буду показывать вам картинки с разными лицами. А вы угадайте, какое настроение у нарисованного человечка.
Каприза: А вы знаете, я как-то раз играла с девочкой, и она взяла игрушку, которую мне тоже хотелось взять. Я рассердилась и сказала ей, что она – жадина. Не понимаю, почему она больше не хочет со мной играть.
Воспитатель: А вы, ребята, знаете, почему?
Дети: Знаем. Нужно было сказать: «Ладно, сначала ты поиграй, а потом я буду играть».
Воспитатель: Каприза, нельзя ни с кем грубо разговаривать, нужно знать волшебные слова. Ты их знаешь?
Каприза: Нет, что еще за волшебные слова?
Воспитатель: Ребята, давайте поможем принцессе, познакомим ее с волшебными словами. Марина, назови несколько слов.
Ребенок: Спасибо, пожалуйста, извините.
(Далее спросить еще двух, трех человек).
Воспитатель: Ребята, вы знаете много сказочных героев. Посмотрите на картинки и выберите себе друга. Объясните, почему вы выбрали именно этого героя.
(Чебурашка, Шапокляк, Вини Пух, Баба Яга, Волк, Заяц, котенок Гав, Лиса, Кощей, Иван Царевич)
Воспитатель: Видишь, Каприза, каким должен быть настоящий друг: смелым, добрым, веселым, он должен помогать в трудную минуту.
А теперь, слушайте внимательно! Возьмитесь за руки те, кто любит кататься на санках.
Присядьте те, кто любит мороженое.
Попрыгайте те, кто любит гулять с друзьями.
Улыбнитесь те, кто любит веселиться.
Покружитесь те, кто любит приглашать в гости друзей.
Поднимите руки те, кто любит драться.
Вот видите как много у вас общего.
Каприза: Я поняла, чтобы с кем-то дружить, нужно все делать вместе и не ссориться. Правильно, ребята?
Дети: Правильно.
Каприза: Спасибо вам большое за то, что вы научили меня дружить. За это я хочу подарить сердечки, а вы отдайте это сердечко своему другу.
(Дети обмениваются сердечками под песню «Дружба крепкая»).
Воспитатель:
Дружит с солнцем ветерок,
А роса – с травою.
Дружит с бабочкой цветок,
Дружим мы с тобою.
Всё с друзьями пополам
Поделить мы рады!
Только ссориться друзьям
Никогда не надо!
Запомни, Каприза, все, что сегодня ты здесь услышала, а поможет тебе в этом сердечко от ребят. Теперь у тебя много друзей.
(Дети дарят принцессе сердечко).
Каприза: Спасибо, мои друзья! До свидания!
Заключительная часть.
— О чем мы сегодня говорили на занятии ребята?
Ответы детей: не обижать друг друга, не драться, играть дружно.