Разработка урока по теме: Простое предложение

Автор: Аминева Роза Фаритовна

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

по теме « Простое предложение»

 Курс: 2

 Группа: 22-к

Тип урока: Повторительно-обобщающий урок

Цели урока.

I. Познавательные:

1)  Повторить сведения об особенностях простого предложения.

II. Практические:

1)  Обобщить и систематизировать ранее полученные знания по теме «Синтаксис и пунктуация простого предложения».

2)  Закрепить умение расстановки знаков препинания в простом осложнённом предложении.

3)  Формировать умение применять знание норм языка в речи.

4)  Учить выявлять и формулировать проблему на основе исходного текста — высказывания писателя.

III. Общепредметные:

1)  Воспитывать:

а) интерес к предмету в ходе освоения лингвистической темы и размышления над содержанием дидактического материала о языке

б) бережное отношение к родному языку;

в) языковую личность обучающегося, развивающего разные виды компетентности (лингвистической, языковой, речевой, коммуникативной);

г) нравственные качества обучающихся (понимание значимости языка как величайшего дара и осознание необходимости бережного отношения к языку);

д) способность выработать определённый взгляд на нравственные понятия, определённое отношение к ним, эстетическое восприятие высказываний писателей о языке.

2)  Развивать:

а) логическое мышление (мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, систематизация); речь, эмоциональную сферу.

3)  Формировать:

а) умение строить высказывание по заданным критериям;

б) оценивать степень трудности предложенных заданий, уровень собственных знаний, умений.

 

Личностные результаты: вырабатывают в себе стремление к речевому самоусовершенствованию, потребность к сохранению чистоты русского языка.

Метапредметные результаты: используют прием поискового чтения по отношению к тексту упражнения (предложения с указанными грамматическими свойствами) и в текстах произведений изучаемых на уроках литературы.

Предметные результаты :осознают предложение как основную синтаксическую единицу, предназначенную для осуществления коммуникативной функции ,называют основные признаки предложения ,выполняют классификацию предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске ,по наличию грамматических основ ,виды сложных предложений ,делают синтаксический разбор простых предложений.

                                          ХОД УРОКА

 

Этап урока

Содержание, цель

время

Организационный момент

Цель: организация внимания

Подготовительная работа

Цель: дать инструкции

Работа с эпиграфом

Цель: организация эмоционального настроя, введение в урок

Тестовая работа

(взаимооценка)

Цель: проверка знания теоретического материала

Исследовательская работа

Цель: сформулировать тему урока, задачи

Работа у доски

(самооценка)

Цель: обобщение знаний

Групповая работа

(взаимооценка)

Цель: закрепление знаний

10΄

Самостоятельная работа (дифференцированная)

Цель: проверка знаний

Итог урока

Цель: подведение итога, оценивание деятельности обучающихся (по таблице)

Домашнее задание

 

   

45΄

 

Организационный момент

Работа с эпиграфом:

 «Наш язык – это важнейшая часть

нашего общего поведения в жизни. 
И по тому, как человек говорит,

мы сразу и легко можем судить о том,

с кем мы имеем дело… 
Учиться хорошей интеллигентной речи

надо долго и внимательно – вслушиваясь,

запоминая, замечая, читая и изучая…»

Д.С. Лихачёв

Постановка учебной задачи:

— Как вы думаете, что будет предметом нашего сегодняшнего разговора? (русский язык). Прежде, чем перейти к теме урока, давайте повторим изученный материал

Тестовая работа.

Цель: проверка знаний теоретического материала

1.     Что изучает синтаксис? _______________________________

2.     Что такое словосочетание? ________________________________

3.     По главному слову словосочетания бывают:

а) согласование

б) управление

в) именные

4. К способам связи слов в словосочетании относятся:

а) согласование, управление, примыкание

б) именные, глагольные, наречные

в) согласование, именное, управление

5. Словосочетанием не может быть:

а) два слова, связанных по смыслу

б) подлежащее и сказуемое

в) главное и зависимое слово

6. Чем отличается словосочетание от предложения? _________________________________________________________

 

Взаимооценка (ответы на слайде). Поставьте баллы в табличку.

Вывод.

Постановка учебной задачи:

— Отвечая на последний вопрос теста, вы частично затронули тему сегодняшнего урока. В начале урока мы выяснили, что предметом нашего разговора будет русский язык.

— Но ведь на уроке важен не столько предмет, сколько тема и задачи урока. Поэтому, я предлагаю вам на несколько минут стать исследователями-лингвистами. Посмотрите на слайд-таблицу и определите тему и задачи сегодняшнего урока. Запишите в тетрадь.

 

     По строению

Простые

имеют одну грамматическую основу*

(одно подлежащее и одно сказуемое)

Сложные

имеют две и более грамматических основ

(два подлежащих, два сказуемых)



 иду в кино.]

[Наступил вечер], [вышла луна.]

 

По цели высказывания

Повествовательные

цель – сообщить

 Вопросительные

цель – задать вопрос

 Побудительные

цель – призвать, побудить

 

Данил выучил уроки.



Данил выучил уроки?

Учи уроки!

 

По эмоциональной окраске

Восклицательные

произносятся с особой интонацией

 Невосклицательные

произносятся спокойным тоном

Какой прекрасный день!



День был солнечный.

По полноте грамматической основы

(у простых предложений)

Двусоставные

имеют и подлежащее, и сказуемое

Односоставные

имеют только один главный член

Дело пошло.

Вечер. Зимой рано вечереет.

 По наличию второстепенных членов

(у простых предложений)

Распространенные

имеют второстепенные члены

 Нераспространенные

не имеют второстепенных членов

 Даша катается на велосипеде.

Даша катается.

Проверка работ, вывод

На слайде: Австралийцы, с большой любовью изучающие рус­ский язык и культуру русскую, не могут взять в толк, напри­мер, какое лексическое значение имеет слово «блин» в филь­ме «Особенности национальной охоты», так как оно грамма­тически не связано в фразе, произнесённой героем фильма. Это типичное слово-паразит от «новых русских».

(предложение для разбора у доски) – пользуясь планом-памяткой

Имея примитивно-ругательный смысл, оно жирной кляк­сой ложится на прекрасный русский язык.

Самооценка.

Вывод.

Выполнене предложений :упражнение №359 (письменно).

Какие  простые предложения называются осложненными,а какие неосложненнными?

Групповая работа.

Прочитайте текст и выполните задания

(1) Россия не только государство… (2) Она — сверхгосударство, океан, стихия, которая еще не оформилась, не влегла в свои, предназначенные ей берега. (3) Не засверкала еще в отточенных и ограненных понятиях, в своем своеобразии, как начинает в бриллианте сверкать сырой алмаз. (4) Она вся еще в предчувствиях, в брожениях, в бесконечных желаниях и бесконечных органических возможностях.

(5) Россия — это океан земель, размахнувшийся на целую шестую часть света и держащий в касаниях своих раскрытых крыльев Запад и Восток.

(б) Россия — это семь синих морей; горы, увенчанные белыми льдами.

(7) Россия — меховая щетина бесконечных лесов, протянувшихся от края и до края, ковры лугов, ветреных и цветущих.

(8) Россия — это бесконечные снега, над которыми поют мертвые серебряные метели, но на которых так ярки платки русских женщин, снега, из-под которых нежными веснами выходят темные фиалки, синие подснежники.

(9) Россия — страна неслыханных, богатейших сокровищ, которые до времени таятся в ее глухих недрах.

(10) Россия — не единая раса, и в этом ее сила. (11) Россия — это объединение рас, объединение народов, говорящих на ста сорока языках, это свободная соборность, единство в разности, полихромия, полифония…

(12) Россия грандиозна. (13) Неповторяема.

(14) Россия — полярна. (15) Россия — мессия новых времен…

                                                         (По Вс. Иванову)

1. В каком предложении выражена основная мысль автора?

1) 2             2) 5              3) 10                    4) 15

 

2. Определите тип речи данного текста.

1) описание

2) рассуждение

3) повествование

4) повествование и описание

 

3. Укажите предложение, в котором используется фразеологизм.

1) 2                     2) 5                  3) 7               4) 9

 

4. Каким способом образовано слово СВЕРХГОСУДАРСТВО из предложения 2?

 

5. Из предложений 4—5 выпишите страдательное причастие прошедшего времени.

 

6. Из предложений 10—11 выпишите подчинительное словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ.

Ответы к заданиям В4 — В8 запишите цифрами.

7. Среди предложений 1—5 найдите предложение с обособленными определениями. Напишите номер этого предложения.

 

Самостоятельная (дифференцированная ) работа:

Слайд. Прочитайте размышление о русском языке и его судьбе, принадлежащее замечательному русскому писателю XX века.

Русский народ за свою историю отобрал, сохранил, возвёл в степень уважения такие человеческие качества, которые не подлежат пересмотру: честность, трудолюбие, совестливость, доброту… Мы из всех исторических катастроф вынесли и сохранили в чистоте великий русский язык, он передан нам нашими дедами и отцами… В. М. Шукшин.

«3» — списать, подчеркнуть главные и второстепенные члены

«4» — списать, дать характеристику предложению по плану

«5» — написать эссе или мини-сочинение о языке

Индивидуальная проверка

Вывод: зачитать работы на «5»

Итог урока:

1.     Что повторили, вспомнили, чего не знали раньше и узнали на уроке

2.     Итог

Дом. задание (составить презентацию, ролик, фильм): о простом предложении









 

×
×