» В какие игры играть с детьми 2-3 лет»

Автор: Опёнышева Галина Семёновна

В какие игры играть с ребенком от 2 до 3 лет?

«Игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий от окружающем мире. Игра — это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности»

В.А.Сухомлинский

Какую машину лучше купить — красивую, блестящую легковушку или небольшой грузовичок с открытым кузовом? Конечно же, грузовичок. Его можно не только катать до бесконечности, но, самое главное, в него можно что-то погрузить, из него можно и выгрузить, посадить в него мишку и покатать.

Просто купить хорошую, новую игрушку мало.

Во-первых, необходимо подбирать игрушки, которые соответствуют возрасту ребенка.

Во-вторых, ее (игрушку) надо вместе с ребенком как следует обыграть, т. е. научить малыша игровым действиям. Если хотите, чтобы малыш относился к вам по-особенному, научитесь играть с ним, вспомните свое детство и станьте хотя бы ненадолго ребенком.

Игра является мощным средством воспитания маленького ребенка в семье. Важно владеть игровыми методами взаимодействия с двух — трехлетним малышом, тогда эмоциональный комфорт семейного воспитания обеспечен. Например, вы купили мишку, нежно обожаемого и девочками, и мальчиками. Первое стремление малыша — прижать к себе мягкую, пушистую игрушку. Вот и используйте эти порывы ребенка, предложите покачать мишутку (он устал с дороги), спеть ему песенку, побаюкать и положить спать. Вместе с малышом понаблюдайте за лежащим медвежонком, какие у него лапки, ушки, спинка; спросите ребенка, не холодно ли мишке. Может, его нужно укрыть? И пока мишка спит, пойдите и вместе подумайте, из чего будете кормить нового друга, определитесь с посудой. Малыш неохотно отойдет от игрушки, но сюжет таков, что хочешь — не хочешь, а мишутке пора отдохнуть, да и нужно приготовиться к его кормлению. Подобным образом обыгрываются и кукла, и собачка. Это самые элементарные действия, но при неспешном их выполнении у ребенка уходит 10-15 минут на манипуляции с игрушкой, а это уже очень хорошо. Для того же медвежонка или куклы вы с ребенком можете сшить одежду (штанишки, панамку, бескозырку, шапку-ушанку), соорудить мебель, изготовить постельные принадлежности. Все это обогащает игру.

Когда ваш сын играет, например, в доктора, проследите, чтобы игра эта не закончилась лишь надеванием белой шапочки и повязки с красным крестом на рукав. Это ничего не даст ребенку. Усложняйте его действия. Покажите, как врач использует при лечении различные инструменты, как он осматривает горлышко, животик, продемонстрируйте, как ведет себя больной: показывает язык, поднимает рубашечку, принимает лекарство, измеряет температуру. Аналогично разрабатывается игра в парикмахерскую, поезд, гараж. Так у ребенка формируются и закрепляются представления о взаимоотношениях людей в различных жизненных ситуациях. Самое главное, что, выполняя в процессе игры на первый взгляд примитивные вроде бы действия, ребенок в подобных ситуациях переносит их на себя, подчиняясь необходимым правилам.

Очень развивает малыша ремонт игрушек по ходу игры. Только следите, чтобы этот ремонт не длился слишком долго, иначе у малыша исчезнет желание играть. После двух с половиной лет можно предлагать малышу брать на себя какую-либо роль. Вначале это может быть простая роль зайчика. «Попрыгай, как зайчик. Какой зайчик у нас хороший, да и прыгает как!» — предлагаете вы ребенку, подготавливая его таким образом к пониманию, что он может быть не только мальчиком или девочкой, но и зайчиком, кисонькой, лисичкой, медвежонком, волчонком, мышонком, котенком и т.п.

Элементарная роль, которую вы предлагаете взять на себя малышу, постепенно подводит к самостоятельному выбору роли более серьезного характера. Играя с куклами, ваша дочь говорит, что она мама. Перевязывая лапу мишке, ваш сын заявляет, что он доктор. И хотя до настоящей ролевой игры еще далеко, но начало уже положено.

Как оборудовать игровой уголок? Для этого вам потребуется немного места — всего метра полтора площади. Игровой уголок можно оборудовать даже в не самых просторных квартирах. Итак, застелите выбранное место ковриком: малышу удобнее играть на полу. У стены в два яруса можно закрепить две полки (типа книжных). Именно такой размер лучше всего подходит для хранения и размещения разнообразных игрушек. Полки закрепляются низко, чтобы малыш мог сам брать необходимые игрушки. Если уж используются настоящие книжные полки, то стекла надо снять — во — первых, в целях безопасности, а во-вторых, раздвинуть их ребенку непросто.

Под полками — гараж для машинок. На полках — медвежата, собачки, строительный материал. У девочек — непременно куклы со всевозможным гардеробом и посудой. Еще выше — книжки, настольные игры, карандаши и альбомы для рисования. Часто в семьях игрушки хранятся в глубоких ящиках. Чтобы достать нужную игрушку, малышу приходится все вываливать на пол. В таких условиях трудно приучить малыша к порядку, а главное, сформировать у него стабильную игровую деятельность.

!!! Не давайте ребенку сразу все игрушки. Их изобилие мешает малышу углубляться в процесс игры. Оставьте на полках 10-15 игрушек, а остальные уберите. Каждый день меняйте одну — две игрушки — в зависимости от того, с чем лучше играет малыш; эти предметы и дополняйте новыми, логически связанными по сюжету. Например, если ребенок увлекается строительным набором, разместите на полке фигурки животных, чтобы малыш по ходу игры мог небольшую резиновую собачку поместить в выстроенном из кубиков домике, кошку посадить на лесенку из кирпичиков, петушка на башню.

И мальчики, и девочки любят возиться с водой. Можно позаботиться о тазике для мытья игрушек. Куклам иногда надо вымыть волосы, аккуратно расчесать, даже на бигуди накрутить; постирать кукольную одежду. Девочке, увлеченно играющей в куклы, полезно дать небольшое корытце, веревку и прищепки. Кукольную одежду можно стирать и на кухне, и в ванной — другими словами, рядом с вами, когда вы заняты своими делами.

Очень хорошо, если рядом с полками стоят детский стол и стульчик. Иногда вместо детских столиков используют журнальные. Важно, чтобы высота стола и стульчика соответствовала росту ребенка. Если стульчик высоковат, подставка для ног поможет малышу чувствовать себя увереннее и спокойнее при рассматривании книг, рисовании, игре с настольными разрезными картинками.

Разрезные картинки, кстати, можно сделать из поздравительных открыток (обложек от альбома для рисования), разрезав их на две-четыре части, не больше. Линии могут быть ломаными, кривыми, только старайтесь не перерезать изображения животных (зайчиков, белочек) и, конечно, людей.

Игрушки для детей в возрасте от двух до трех лет. Обратите внимание на то, что в игровой деятельности малыша произошли изменения. Если в два года ребенок выполнял действия, соответствующие назначению предметов (расческой причесывал куклу, ложкой кормил ее, в ванне купал), то на третьем году жизни он демонстрирует уже развернутость ситуаций, игра его более насыщена, более приближена к жизни. И что самое главное — малыш отражает в игре действия близких людей. Это значит, что, беря на себя роль мамы, ребенок изображает именно свою маму. Если он изображает доктора, то именно того, к которому ходил в поликлинику. В ролевой игре присутствуют конкретные люди, а это значит, что хороший микроклимат в семье, добрый характер общения домашних друг с другом становятся еще более важными для ребенка, ведь все это проходит через его сердце, через его игру, в которой малыш подражает взрослым.

Что касается игрушек, наибольшим успехом у малышей пользуются животные. Причем дети от полутора до двух с половиной лет предпочитают игрушки мягкие, резиновые, пластмассовые, а дети постарше проявляют большой интерес к плоскостным фанерным фигуркам зверей. Дело в том, что к трем годам игра ребенка усложняется, он уже входит в роль строителя, подручными средствами которого становятся песок и вода. Плоскостные фигурки, изображающие зверюшек, очень удобны для таких игр. Они легкие, не пачкаются в песке, не промокают в воде, их легко передвигать и удобно размещать в пространстве. Ведь для малыша сейчас важно не только выразить себя по отношению к игрушке, но и создать для нее игровое поле, органично вписав в микропространство своего обитания.

Детям чрезвычайно интересны бытовые предметы, например стол, сервированный кухонной и столовой посудой. Это значит, что посуда, чайные и столовые сервизы будут прекрасным подарком для девочки. Она сможет строить с ними игры на различные бытовые сюжеты: приготавливать еду, мыть посуду, хранить ее в шкафчике. Вот уж когда мама сумеет в действиях дочки увидеть себя, оценить свою собственную домовитость, аккуратность и хозяйственность! И это не преувеличение, ведь малыши — наше зеркало, наше отражение. Бытовые сюжеты игры, кстати, более характерны для девочек. Им нравится одевать, раздевать, купать кукол. Особенно это проявляется в семьях, где мама привлекает дочку к посильной помощи в быту (вытирать полотенwtv ложки, подметать маленьким веником свой игровой уголок, вытирать тряпочкой пыль). Мальчики этого же возраста отдают предпочтение технической игрушке и машинам; интерес к кукле они проявляют в ситуации, связанной с транспортом, строительством и пр. И у мальчиков, и у девочек пользуется неимоверной популярностью игрушка-телефон. Почему? Потому, что эта игрушка — собеседник.

Анализ игровых предпочтений детей в возрасте от 1,5 до 3 лет показал, что на I месте оказались игрушки-животные, на II — игрушки-забавы, на III — игрушки на бытовые темы, на IV — машины, далее — куклы, настольные игры, игрушки, развивающие движения (мячи). Причем разница в предпочтениях у мальчиков и девочек весьма незначительная (кроме, быть может, кукол). Это говорит о том, что на выбор игрушек влияют традиции воспитания, то, что в играх дети, подражая взрослым, невольно отражают то, что их окружает. С педагогической же точки зрения деление игрушек на «это для мальчиков», а «это для девочек» неоправданно. Представители того и другого пола должны играть как с машинами, так и с куклами.

 

×
×