8 (800) 101-04-53 звонок бесплатный с 6:00 по 21:00

Бытовые и культурно-гигиенические навыки у детей раннего возраста

Автор: Клыкова Алена Михайловна

Консультация для родителей «Бытовые и культурно-гигиенические навыки у детей раннего возраста».

На третьем году жизни продолжается период интенсивного развития самостоятельности во всех сферах жизни и деятельности ребенка. «Я сам», — говорит кроха и выдергивает свои ручки из ваших, чтобы помыть их, или хватает тряпку, чтобы вытереть лужу со стола

 Очень важно не упустить этот период, когда ребенок так стремится к самостоятельности. Именно сейчас он очень хочет учиться застегивать пуговицы, умываться и одевать варежки, а также пылесосить, подметать и мыть посуду, и как раз сейчас — наиболее благоприятное время для формирования навыков самообслуживания и бытовых умений.

Конечно, маме проще сделать все  самой, так и быстрей, и бесхлопотней. Но если в этот период ребенок не приобретет основных умений и навыков, если родители будут делать за него то, что он может сделать сам или чему он сейчас готов и способен научиться, то в дальнейшем его стремление, такое естественное для этого возраста, сильно снизится или вовсе угаснет.

В дальнейшем малыш будет ждать помощи от окружающих и, более того, он будет требовать её.

Родителям необходимо оказывать ребенку небольшую помощь, выполняя за него самую трудную часть работы. Например, для того чтобы ребенку было проще снять с себя носки, немного стяните каждый носок с ножки, или наполовину вставьте пуговицу в петлю, чтобы малышу осталось лишь слегка потянуть, и она расстегнулась. Сначала пусть малыш научится самостоятельно раздеваться, а уж затем — одеваться, так как это ему будет легче.

Воспитывайте у ребенка любовь к порядку. Предлагайте ребенку помочь вам, когда вы убираете квартиру, развешиваете одежду, расставляете в коридоре обувь…

Воспитывайте у ребенка привычку к опрятности: помогайте пользоваться носовым платком, салфеткой, обращайте внимание малыша на его одежду (если она мокрая или запачкана, предложите её сменить), учите беречь вещи.

Прививайте крохе навыки культурного поведения: спокойно сидеть за столом, пользоваться салфеткой, тихо разговаривать

Пусть малыш лучше плохо, но сам умоется или причешется, чем вы раз за разом будете делать это за него, отбивая желание пробовать свои силы. И обязательно хвалите малыша за любые усилия Любое действие осваивается детьми, прежде всего, при постоянном повторении. По мере овладения ребенком необходимыми навыками родителям останется только напоминать ребенку о последовательности действий, ненавязчиво контролировать и подсказывать.

Будьте постоянны, систематичны и последовательны, соблюдайте ежедневно повторяющиеся ритуалы приема пищи, отхода ко сну, собирания на прогулку и т.д. Ритуалы помогают ребёнку настроиться на определенные действия.

Ребёнок в 2 года может:

      Есть аккуратно, не обливаясь;

      При умывании тереть ладони, части тела, вытирать при помощи взрослого;

      Самостоятельно одеваться (натягивать носки,шапку,обувь( при незначительной помощи взрослого),частично раздеваться;

      Знать места хранения одежды, обуви, игрушек , посуды и т.д;

      Пользоваться носовым платком (при напоминании);

      Контролировать физиологические потребности.

      Здоровается, прощается, благодарит.

в 2 года и 6 месяцев:

      одеваться и раздеваться с небольшой помощью взрослого

      расстегивать и застегивать одну — две пуговицы;

      Здоровается, прощается, благодарит.

в 3 года:

      одеваться с небольшой помощью взрослого, а раздеваться самостоятельно;

      складывать свою одежду перед сном;

      застегивать несколько пуговиц, завязывать (связывать) шнурки;

      знать назначение многих предметов и их местонахождение;

      выполнять поручения из 2–3 действий («отнеси», «поставь», «принеси»);

      уметь мыть руки с мылом, умываться, вытираться полотенцем;

      замечать беспорядок в своей одежде, пользоваться носовым платком;

      регулировать свои физиологические потребности;

      вытирать обувь при входе в квартиру;

      аккуратно есть, правильно держать ложку, пользоваться салфеткой;

      не выходить из-за стола до конца еды и не мешать за столом другим;

      говорить слова благодарности, здороваться, прощаться.

      Соблюдает правила поведения в обществе: не мусорит на улицах, не обижает животных, не ходит по газонам и т.д.

 

×
×