Развитие творческих способностей учащихся через коллективную деятельность на уроках изобразительного искусства

Автор: Калинина М. А.

 

 

 

 

 

 

Доклад на тему:

«Развитие творческих способностей учащихся через коллективную деятельность на уроках изобразительного искусства»

 

 

 

 

 

Подготовила:

учитель изобразительного искусства

Калинина М.А.

 

 

 

 

 

 

 


В настоящее время формирование культуры общения – одна из актуальных проблем воспитания подрастающего поколения. Рассматривая коллективную деятельность как продуктивное общение, педагоги высоко оценивают ее роль в развитии социальной активности. В коллективной деятельности социальная активность проявляется в двух формах: общение и общественно значимый результат. Общение в процессе коллективной деятельности – это средство передачи полезной информации и практического опыта, средство формирования культуры, развития творческих способностей.

Коллективная деятельность – это равноправное взаимодействие учащихся, направленное на согласование и объединение общих усилий с целью достижения высокого уровня активности, коллективной общности и индивидуальной удовлетворенности, проявляющейся в адекватной оценке себя и других, реализация творческого потенциала и комфортности.

 

Функции коллективной изобразительной деятельности.

 

Коллективная изобразительная деятельность рассматривается как продуктивное общение, в котором осуществляются следующие функции:

— информационная – обмен чувственной и познавательной информацией;

— контактная – готовность к приему и передаче информации;

— координационная – согласование действий и организация взаимодействия;

— перцептивная – восприятие и понимание друг друга;

— развивающая – изменение личностных качеств участников деятельности.

Одна из актуальных задач эстетического воспитания – развитие у детей способности к восприятию прекрасного в себе самом, в другом человеке и в окружающем мире. Художественная деятельность как неотъемлемая часть процесса эстетического воспитания представляет собой совокупность трех видов деятельности: восприятие (потребление искусства), эстетические знания (искусствознание) и непосредственная художественная деятельность, направленная на созидание прекрасного в себе и вокруг себя. Если учесть, что человек живет среди людей и является носителем национальной и социальной культуры общества, то его эстетические взгляды и суждения во многом созвучны с общественными представлениями о прекрасном. Для понимания и приятия чужого эстетического опыта, для апробации личных эстетических суждений и результатов художественного творчества надо обладать коммуникативными способностями, т. е. способностью к общению, в том числе и в эстетической деятельности.

Совместная эстетическая деятельность способствует формированию у учащихся положительных взаимоотношений со сверстниками, умения сотрудничать, понимать и ценить художественное творчество других. В процессе совместной художественной деятельности на уроках изобразительного искусства ученики приобретают и совершенствуют опыт эстетического общения. Чем совершеннее общение на уроке, тем активнее протекает процесс взаимообмена чувственными представлениями, знаниями и умениями, тем богаче становится эмоционально – интеллектуальный опыт каждого участника общения.

Использование коллективного творчества учащихся на уроках изобразительного искусства позволяет развивать творческие способности каждого учащегося. Применение коллективных методов работы способствует общекультурному развитию личности, формированию мировоззрения учащегося, его стремлению к познанию, творчеству, самосовершенствованию. Коллективная деятельность помогает ученикам лучше узнать и понять друг друга, формирует взаимоуважение, способствует сплочению и развитию коллектива. В процессе творческой коллективной работы ученики самостоятельно регулируют творческий процесс, путем распределения обязанностей. Роль учителя сводится к указанию правильного направления деятельности.

Формы коллективной изобразительной деятельности.

 

В методике преподавания изобразительного искусства известны три классификации коллективных форм изобразительной деятельности.

Автор одной из классификаций — М. Н. Турро, исследовавший еще в 70-е гг. 20 в. образовательные и воспитательные возможности коллективных работ по изобразительному искусству в начальных классах. В основу его классификации коллективных работ были положены особенности организации совместной изобразительной деятельности учащихся. Он выделил три основных формы коллективной изобразительной деятельности: фронтальная, комплексная, коллективно-производственная.

Фронтальная форма, при которой коллективная работа представляет собой соединение индивидуальных рисунков учащихся, сделанных с учетом поставленной учителем задачи или со знанием замысла общей композиции. Процесс совместной деятельности наблюдается лишь в конце урока, когда индивидуально выполненные части, элементы композиции собираются и единое целое.

Комплексная форма предполагает выполнение коллективной работы на одной плоскости, когда каждый учащийся делает свою часть задания, имея представление об общем результате и согласовывая свою деятельность с тем, что делают другие.

Коллективно-производственная форма, при которой деятельность детей строится по принципу конвейера, когда каждый делает только одну определенную операцию в процессе изготовления изделия.

 

Результативность использования коллективной деятельности на уроках изобразительного искусства.

 

В результате использования на уроках изобразительного искусства коллективной деятельности наблюдается рост качества обучения по предмету. Отстающие учащиеся стали проявлять больший интерес к творческой деятельности. Классы, в которых чаще применяется данный вид деятельности, регулярно становятся победителями в конкурсах школьных газет. Коллективная изобразительная деятельность способствует развитию творческих способностей учащихся. Это проявляется при подготовке школьных мероприятий. Например, оформление актового зала к вечеру встреч выпускников, разработка и изготовление декораций к конкурсу школьных театров.

×
×