Автор: Ракова Татьяна Витальевна
Роль семьи в развитии детской одаренности
Нет волшебства, нет чуда никакого,
Искусство начинается с простого –
К душе ребенка ключик подобрать,
Чтоб смог он целый мир разрисовать…
Увидеть синеву в глазах небес,
Платком акриловым укутать зимний лес,
Смотреть на радугу – наследницу дождя
И в этой радуге увидеть вдруг…себя!
Одаренность человека — это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе огромного внимания. Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним, сделать все необходимое, чтобы он вырос и дал обильный плод. (В. А. Сухомлинский).
Психологические особенности одаренного ребенка
Под термином «одаренность» понимается высокий уровень развития способностей, значительно отличающихся от среднего. Одаренный ребенок обычно выделяется яркими достижениями в том или ином виде деятельности, творчества.
Одаренных детей отличают повышенная познавательная деятельность, а также готовность по собственной инициативе выходить за пределы требований взрослых. Ребенок может часами заниматься любимым делом и не испытывать усталости. Его отличают поразительное упорство и трудолюбие. Но в то же время это может оборачиваться безразличием к тому, что неинтересно. Эти дети отдают предпочтение противоречивой и неопределенной информации, не принимают стандартных, типичных заданий и готовых ответов. Признаки одаренности связаны с высоким уровнем выполнения деятельности. Такой ребенок стремится завершить начатое дело. Причем он не просто создает, а создает новое, меняет привычное. Он часто критичен к результатам своего труда, стремится к совершенству. Одаренные дети опережают других в количестве и силе восприятия окружающих событий и явлений: они больше улавливают и понимают. Они больше видят, слышат и чувствуют, чем другие в тех же условиях, могут следить одновременно за несколькими событиями. Они редко попадают впросак. Из поля их восприятия не выпадают интонации, жесты, позы и модели поведения окружающих людей. Одаренного ребенка нередко сравнивают с губкой, впитывающей самую разнообразную информацию.
Одаренные дети обладают отличной памятью. Большой словарный запас, сопровождающийся сложными синтаксическими конструкциями, умения ставить вопросы чаще всего привлекает внимание окружающих к одаренному ребенку. Маленькие вундеркинды с удовольствием читают словари, энциклопедии, придумывают слова, которые должны, по их мнению, выражать их собственные понятия и воображаемые события, предпочитают игры, требующие активизации умственных способностей. У некоторых одаренных детей явно доминируют математические способности, подавляющие интерес к чтению. Один мальчик в 6-летнем возрасте в уме перемножал трехзначные цифры быстрее, чем взрослый с помощью карандаша и бумаги. В то же время малыш не проявлял никакого интереса к чтению и упрямо сопротивлялся всем усилиям взрослых.
Талантливые дети легко справляются с познавательной неопределенностью. При этом трудности не заставляют их отключаться. Они с удовольствием принимают сложные и долгосрочные задания и терпеть не могут, когда им навязывают готовый ответ.
По отношению к детям с различными проявлениями одаренности часто демонстрируется или восхищение, или, наоборот, настороженное поведение. Бывают такие случаи, когда родители высказывают опасения, не является ли раннее проявление одаренности результатом его болезненного состояния. Имеющиеся в психологии данные о том, что одаренные дети в большинстве своем не отличаются болезненностью или склонностью к нервным срывам. Следует помнить, что по отношению к одаренным детям являются неуместными как неумеренные восторги, так и проявления весьма критического, недоверчивого отношения. Одаренного ребенка никогда не следует выставлять напоказ, делать его предметом гордости и радости. Единственное, что следует поощрять в ребенке, — это его желание познавать окружающий мир, стремиться к дальнейшему развитию, самоопределению, закреплению индивидуальных склонностей и проявлений.
Роль семьи в раскрытии детской одаренности
Огромную роль в раскрытии детской одаренности играет семья. Необходимо понимать, что одаренные дети – это совсем особые дети, которые похожи на сверстников только на первый взгляд. При этом одаренность ребенка может проявиться довольно рано, а может случиться так, что даже родители не заметят необычных способностей своего одаренного сына или дочери, пока не поможет счастливый случай. Поэтому родителям, заинтересованным в развитии и поддержке одаренности ребенка, необходимо присмотреться повнимательнее к своим детям, понаблюдать за их поведением, и если они увидят, что для их ребенка характерно следующее:
· он очень любознателен;
· любит задавать каверзные вопросы и решать трудные задачи;
· его речь очень развита, большой словарный запас;
· во всех вопросах ищет самостоятельные решения, не всегда воспринимает уже готовый родительский ответ;
· настойчив в достижении поставленной цели;
· у него повышенные математические способности в сфере вычисления и логики;
· может концентрировать внимание на интересующем предмете или задаче, но легко бросает то, что показалось понятным, или наскучило;
· обладает богатой фантазией и воображением;
· рано определяет свое призвание, реально оценивает свои возможности, особенности характера;
· его отличает чувство юмора, любит смешные несоответствия, игру слов, шутки, может гримасничать, смешить других, подражая взрослым и т.д., все это подтверждает наличие одаренности у ребенка.
И задача родителей – вырастить своего ребенка счастливым, адекватно реагируя на его способности, не приглушая и не нивелируя его неординарность.
Многие родители заявляют: «Я не хочу, чтобы мой ребенок был одаренным, пусть лучше он будет нормальным, счастливым ребенком, — таким, как все». Или, в ответ на вопрос: «Каково вам воспитывать одаренного ребенка?» — они отвечают, что все было прекрасно до тех пор, пока в школе ребенку не приклеили ярлык одаренного и не сообщили об этом родителям
Действительно ли думающие родители всерьез полагают, что быть одаренным – значит быть ненормальным, не уметь найти места в компании сверстников, быть несчастным? Как ни печально, но таковы широко распространенные стереотипы, порой разделяемые и родителями. Родительское открытие одаренности собственного ребенка должно рождать радостное ожидание и готовность решать связанные с этим проблемы, а не обезоруживающую озабоченность, которая стреноживает живость самой важной для растущего человека связи – связи между родителями и детьми.
Поэтому родителям необходимо с самого раннего возраста уважать ребенка, тактично, в меру подчеркивать в нем его индивидуальность, позволять детям как можно чаще высказывать свои творческие идеи, быть восприимчивым слушателем, одним словом – понять своего неординарного ребенка, быть для него примером и подражанием во всем.
И.П. Павлов писал: «Дети очень тонко перенимают не только привычки и манеры взрослых, но и их эмоции». Дети чувствуют интонацию, мелодику человеческой речи. Ласковый разговор в сочетании с добрыми прикосновениями часто вызывает улыбку. Ласка, доброжелательно реагирующая среда необходимы одаренному ребенку для свободного развития заложенных в нем возможностей, присущей ему от рождения исследовательской активности. А еще родителям нужно чаще и с любовью смотреть детям в глаза, ведь глаза – зеркало души, и если с любовью смотреть в это зеркало, то в ответ можно будет увидеть любовь.
Советы родителям одаренных детей:
· поймите ребенка и осознайте его уникальность;
· помогайте ребенку ценить в себе творческую личность;
· поддерживайте необходимую для творчества атмосферу;
· не перегружайте его, заставляя чрезмерно заниматься любимым делом;
· учите его трудолюбию, терпению, поощряйте за все старания;
· спокойно относитесь к эмоциональным перепадам ребенка;
· не забывайте уделять внимание физической активности малыша;
· создайте доброжелательную атмосферу по отношению к нему;
· учитывайте его индивидуальность, чаще хвалите, тактично обращайтесь с ним;
· считайте себя самым счастливым родителем, безмерно любите своего ребенка.
Список литературы:
1. Рабочая книга школьного психолога / под ред. Доктора психологических наук Дубровиной И.В. – М.: Просвещение. – 1991.
2. Доровской А.И. Сто советов по развитию одаренности детей. М., 1974.
3. Одаренные дети / Общ. ред. Бурменской Г.М. и Слуцкого В.М. – М., 1991.
4. Психология одаренности детей и подростков / под ред. Лейтеса Н.С. – М., 2000.
5. Юркевич В.С. Одаренный ребенок: иллюзии и реальность. Книга для учителей и родителей. М.: Просвещение, Учебная литература. 1996. – 136 с.