ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ НА ОСНОВЕ ТРАДИЦИЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ В КУРСЕ «ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ»

Автор: Морозова Анна Павловна

Морозова Анна Павловна,

воспитатель,

БДОУ города Омска «Детский сад №238

 

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ НА ОСНОВЕ ТРАДИЦИЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ В КУРСЕ «ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ»

       Осознание человеком своей религиозной, светской, этнической и культурной идентичности способствует формированию толерантности, патриотического воспитания, предупреждению религиозных и межэтнических конфликтов в социуме [1]. В этой связи перед системой российского образования встает проблема реализации в школьной программе религиозного компонента, отражающего культурную специфику многонационально страны, а не только отдельной конфессии. Одним из таких учебных модулей является курс «Основы религиозной культуры и светской этики» [2]. Как свидетельствует Федеральный государственный образовательный стандарт, предметная область «Основы духовно-нравственной культуры народов России» и учебные курсы, ее составляющие, заявлены как культурологические и направлены на развитие у школьников 10-11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним [3].Если внимательно перечитать эти строки, то можно заметить перевес нравственно-аксиологической составляющей над «знаниевой». Курс создается как площадка демонстрации и передачи системы ценностей детям. Казалось бы, в этом нет ничего порочного, тем более, что планируется курс как поликонфессиональный. Однако, на наш взгляд, реализовать такой подход к преподаванию ОРКСЭ, где равноценными и равнозначными оказываются все мировые религии, в полной мере может лишь профессионально подготовленный учитель, получивший культурологическое образование. К сожалению, на практике курс ведут учителя совершенно не подготовленные, не имеющие полного представления о предмете и о том, как его преподносить детям [4, с 58].

       Мы можем предположить, что на данный период времени сложилась такая ситуация – учителям не хватает дополнительных источников информации, к которым бы они могли обращаться, так как учебникам не хватает глубины, по тем или иным вопросам. И можно было бы предположить, что дополнительную информацию учителя могут черпать из методических журналов, но если же мы обратимся к методическим журналам, то чаще встретим статьи, негативно отзывающиеся об этом предмете, а не объясняющие как с ним работать. Например, газета «1 сентября» статья О. Дашковой «ОРКиСЭ: здравый смысл победил?», автор приводит в пример цитаты известных людей о данном курсе: «Олег Смолин, заместитель председателя Комитета Госдумы по образованию: «Если мы хотим улучшить нравственное состояние наших детей, то самым мощным средством воспитания для нас является великая русская литература, и я убежден, что никакая светская этика и религиозная культура ее не заменят. Из-за того, что вводятся новые предметы, сокращается количество часов на изучение литературы, это ложный путь, попытка насадить идеологию преждевременно – там, где дети еще не созрели для выбора… Мы дали право конфессиям создавать собственные школы, но делить детей в государственных школах по религиозному признаку?..» [5]. Отсюда вывод что педагогов и родителей учеников, читающие методические журналы заранее негативно настраивают. Возможно, нужно изменить подход к преподаванию данного курса. Зачастую, на родительских форумах можно встретить мнение, что на уроках происходит религиозная пропаганда и именно по этой причине многие родители «боятся» ОРКСЭ. Научный сотрудник института философии РАН Р.Г. Апресян пишет: «…подгоняют концепцию курса под требования РПЦ, оставаясь глухими к рекомендациям ученых и педагогов, и фактически согласились с тем, чтобы под видом идеологически нейтрального (или всеядного) предмета в общеобразовательную школу было введено религиозное воспитание» [6]. На наш взгляд, не смотря на негативное отношение к учебникам, пособиям и методическим разработкам нужно искать положительные  моменты. Если мы посмотрим с другой стороны, то увидим, что существуют и плюсы, например: знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур; развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества; обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы; развитие способностей младших школьников к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия [3].

Список использованной литературы.

1.     Метлик И. В. Модель «конфессиональные предметы по выбору в школе. // Время и вера. [Электрон.ресурс] Режим доступа: http://www.verav.ru/common/mpublic.php?num=365

2.     Пресс-служба Министерства образования и науки Российской федерации. «ОРКСЭ». [Электрон.ресурс] Режим доступа: http://mon.gov.ru/press/reliz/6463/

3.     Основы религиозных культур и светской этики. [Электрон.ресурс] Режим доступа: http://orkce.org/

4.     Образовательная область «Духовно – нравственная культура»: опыт, проблемы, перспективы: материалы науч. – практ. конф., 16 -17 октября 2014 г. – Омск : Технотрейд, 2014. 168 с.

5.     Дашковская О. Газета 1 сентября « ОРКиСЭ: здравый смысл победил?». [Электрон.ресурс] Режим доступа: http://ps.1september.ru/view_article.php?ID=201102002

 

6.     Зубец О.П. Заключение по модулю «Основы светской этики». // Институт Философии РАН. [Электрон.ресурс] Режим доступа: http://iph.ras.ru/page50562154.htm

×
×