Автор: Горбунова Александра Александровна
А.А.Горбунова, воспитатель
МБДОУ «Детский сад №159 «Золотая рыбка»
г. Архангельск
К ВОПРОСУ О ПРИОБЩЕНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ К ЧТЕНИЮ
Полноценно читать – это значит думать над книгой до ее чтения, в процессе чтения и после того, как книга закрыта. Думать о книге и о себе, вживаясь в чужой опыт, приобретать знания о том, что бывает, что в каком случае и как кончается в зависимости от нашего собственного поведения. Думать для того, чтобы определить, кто и почему тебе мил, а кто неприятен; думать над тем, какие люди, события, явления из окружающего мира тебя занимают, а какие нет [3].
Все вышесказанное позволяет нам описать полноценного читателя, охарактеризовать его. Но вот как вырастить этого самого полноценного читателя? Как его сформировать? Когда нужно начинать? И что для этого нужно делать?
Вопрос, касающийся того, когда, как и зачем приобщать ребенка к чтению волнует уже не одно поколение. Ему посвятили ни один свой труд такие психологи, педагоги, ученые, как Е.Е. Кравцова, З.А. Гриценко, Л.М. Гурович, И.И. Тихомирова и другие. Все они говорят нам о том, что ребенка – читателя нужно взращивать с самого его рождения, и достаточно большое внимание стоит уделять этому именно в период дошкольного детства.
Как правило, дети данного возрастного периода посещают дошкольные образовательные организации, поэтому стоит обратиться к основному документу, регламентирующему деятельность этих самых организаций – ФГОС ДО – и понять, какое место в дошкольном образовании отводится чтению (работе с художественными произведениями).
Анализ Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования позволяет говорить о том, что в каждом детском саду реализуется образовательная программа дошкольного образования, содержание которой включает в себя пять основных образовательных областей: социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое и физическое развитие. Работа с художественной литературой возможна при реализации содержания каждой из этих областей, но наибольшее внимание этой работе уделяется при реализации содержания таких образовательных областей как речевое и художественно-эстетическое развитие. [5]
Конечно, приобщением ребенка к художественному тексту активно занимаются и многие современные родители, но они не всегда могут сделать это правильно или в той мере, в которой это требуется. Поэтому, вырастет ли ребенок умным и полноценным читателем, во многом зависит от воспитателя: от того, насколько он компетентен в данном вопросе, и от того, как он организует процесс приобщения ребенка к чтению.
Анализ работ З.А. Гриценко, Е.Е. Кравцовой, И.И. Тихомировой позволил сформулировать основные моменты, касающиеся проведения занятий по приобщению к чтению детей дошкольного возраста, которые необходимо соблюдать.
Зинаида Александровна Гриценко говорит о том, что теперь детскую книгу нельзя рассматривать лишь как средство воспитания, пришло время говорить о начальном литературном образовании дошкольников. А это значит, что организатор детского чтения – воспитатель должен иметь глубокие познания в этом вопросе и быть мастером своего дела. [1]
1. Подготовленность и компетентность воспитателя в вопросах приобщения детей к чтению.
Также З.А. Гриценко говорит о круге детского чтения, приводит обоснование принципов формирования круга детского чтения дошкольников с опорой на возрастные и психологические особенности возраста, дает систему методов приобщения к чтению. [1]
2. Соответствие подобранного текста возрасту ребенка в психологическом и эмоциональном плане.
3. Соответствие возрасту подобранных для занятия методов и форм работы с выбранным текстом.
Кравцова Е.Е. в своей книге «Разбуди в ребенке волшебника» большое значение отводит развитию воображения. Она считает, что, если ребенок не сумел стать волшебником в детстве, не научился воображать, а развитие детского воображения хорошо сочетается с работой над литературными произведениями, начинают расти различные проблемы – беспричинные страхи, отсутствие замыслов, низкая обучаемость и т.д. [2]
Исходя из анализа книги Елены Евгеньевны, можно сказать, что использование именно творческих заданий при работе с художественными текстами будет в большой мере способствовать развитию детского воображения.
4. Использование для анализа, работы над произведением заданий преимущественно творческого характера, способствующих, в том числе, развитию воображения.
Ираида Ивановна Тихомирова, говоря о приобщении ребенка к чтению, делает большой акцент на наличие в предметно-развивающей среде особой «книжной среды»: книжного уголка. Этот уголок позволит детям воспринимать книгу как часть их повседневной жизни, при правильной организации работы с книгами из уголка, позволит поддерживать постоянный интерес к книге. [4]
5. Наличие в предметно-развивающей среде группы особой книжной среды: книжного уголка и организация работы с ним.
Выполнение данных основных моментов и развитая фантазия, на наш взгляд, помогут воспитателю сделать процесс приобщения ребенка к чтению, к работе над художественной литературой наиболее результативным.
Список литературы
1. Гриценко З.А. Детская литература. Методика приобщения детей к чтению: учеб. пособие для студ. фак. дошк. восп. высш. пед. учеб. заведений. М.: Изд. центр «Академия», 2004. 320 с.
2. Кравцова Е.Е. Разбуди в ребенке волшебника: Кн. для воспитателей дет.сада и родителей. –– М.: Просвещение: Учебная литература, 1996. — 160 с.
3. Светловская Н.Н. Разговор по существу или Что такое полноценное чтение в начальной школе с позиции теории формирования читательской самостоятельности / Н. Н. Светловская // Начальная школа. — 2000. — №2. С – 24 – 28.
4. Тихомирова И.И. Психология детского чтения от А до Я: Методический словарь-справочник для библиотекарей. – М.: Школьная библиотека, 2004.- 248 с.
5. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Утвержден приказом Министерства дошкольного образования и науки Российской федерации от 17 октября 2013 года, №1155. – 9с.