8 (800) 101-04-53 звонок бесплатный с 6:00 по 21:00

Статья по теме «Использование технологии критического мышления на уроках в начальной школе»

Автор: Петухова Светлана Евгеньевна

 

Статья по теме

«Использование технологии критического мышления на уроках в начальной школе»

 

            Можно ли научиться мыслить более эффективно? Как и другие качества ума, мышление можно развивать. Развивать мышление — значит развивать умение думать. Одним из инновационных методов, позволяющих добиться позитивных результатов в формировании мыслительной деятельности младших школьников, является технология развития критического мышления.

Технология «Развитие критического мышления» разработана американскими педагогами Джинни Стил, Кертис Мередит, Чарльзом Темплом и Скоттом Уолтером.

 

Одна из основных целей технологии развития критического мышления – научить ребёнка самостоятельно мыслить, структурировать и передавать информацию, чтобы другие узнали о том, что нового он открыл для себя.

 

Задачи технологии развития критического мышления:

1. Формирование нового стиля мышления, для которого характерны открытость, гибкость, рефлексивность, осознание внутренней многозначности позиций и точек зрения, альтернативности принимаемых решений.

2. Развитие таких базовых качеств личности, как критическое мышление, коммуникативность, креативность, мобильность, самостоятельность, толерантность, ответственность за собственный выбор и результаты своей деятельности.

3. Развитие аналитического, критического мышления предполагает обучение школьников следующим операциям:

 выделять причинно-следственные связи;

 рассматривать новые идеи и знания в контексте уже имеющихся;

 отвергать ненужную или неверную информацию;

 понимать, как различные части информации связаны между собой;

 выделять ошибки в рассуждениях;

 уметь делать вывод о том, чьи конкретно ценностные ориентации, интересы, идейные установки отражает текст или говорящий человек;

 избегать категоричности в утверждениях;

 быть честным в своих рассуждениях;

 определять ложные стереотипы, ведущие к неправильным выводам;

 выявлять предвзятые отношение, мнение и суждение;

 уметь отличать факт, который всегда можно проверить, от предположения и личного мнения

 

«Критическое мышление» – это технология, которая дает освоение нового способа познания.

 

      Таким образом, критическое мышление – не отдельный навык, а комплекс многих навыков и умений, которые формируются постепенно, в ходе развития и обучения ребенка. Оно формируется быстрее, если на уроках дети являются не пассивными слушателями, а постоянно активно ищут информацию, соотносят то, что они усвоили с собственным практическим опытом, сравнивают полученное знание с другими работами в данной области и других сферах знания (говоря привычным языком, самостоятельно устанавливают внутрипредметные и межпредметные связи).

Говоря иначе, эта технология способствует реализации компетентностного подхода в обучении и воспитании. В изменяющемся мире для учащихся необходимо уметь анализировать информацию и решать, что является главным, уметь выразить своё отношение к новым идеям и знаниям, давать понятие чему-то новому, отвергать неуместную и ненужную информацию.

      Особенностью данной педагогической технологии является то, что учащийся в процессе обучения сам конструирует этот процесс, исходя из реальных и конкретных целей, сам отслеживает направления своего развития, сам определяет конечный результат. Авторы говорят, что мы даём ребёнку не рыбу, а удочку, т.е. что он сам «поймает». «Каждый получает ровно столько, сколько вкладывает сам»

 

     Для того чтобы дать детям возможность активно работать с получаемым знанием, авторы технологии предлагают строить урок по привычной схеме: «введение – основная часть – заключение». Подобная же схема действует и при решении проблем: «введение в проблему – подходы к ее решению – рефлексия результата».

 

    В рамках технологии РКМЧП данные этапы получили несколько иные названия и функции (стадии).

 

Первая стадия – вызов (побуждение), когда определяется тема урока, происходит актуализация имеющихся знаний по теме, выясняется, что дети уже знают об этом или думают, что хотят узнать, или что нужно узнать, и для чего это нужно знать. С этой целью используются разные приемы обучения, например составление кластера или ассоциации, в котором наглядно видна связь ключевого слова темы урока с другими понятиями или явлениями. Роль учителя на этом этапе невелика, дети должны чувствовать себя комфортно. У детей появляется интерес к предмету разговора. На стадии вызова у учащихся есть возможность, используя свои предыдущие знания, строить прогнозы, самостоятельно определять цели познавательной деятельности на данном уроке.

 

Вторая стадия – осмысление (поиск ответов), поиск ответов на вопросы, поставленные в начале урока. Ребенок больше работает самостоятельно, в парах или группах. Если что-то не понятно, то он может обратиться за помощью к учителю. Это этап познания, где учащиеся получают возможность познакомиться с новой информацией, идеями или понятиями, связать их с уже имеющимися знаниями, активно отслеживая своё понимание. Для этого используются самые разнообразные приемы: чтение текста с остановками; составление таблиц, диаграмм Венна, дневников двойной записи; развивающая лекция, изложение в паре, «инсерт» – чтение текста с пометками и т. д.

 

Третья стадия – размышление (рефлексия) – позволяет выяснить, насколько ребенок понял тему. Задаются как закрытые (выражающие одно мнение), так и открытые (выражающие несколько мнений) вопросы. Ответы должны быть по возможности полными ирасширенными. Учащиеся осмысливают все то, что они изучали на уроке, выражают мысли и понятия через информацию, которую они получили. Эта стадия реализуется также с помощью различных приемов: групповой дискуссии, написания мини-сочинения или эссе, пятистишия – синквейна, кластера, дискуссионной карты. Происходит целостное осмысление, обобщение и присвоение полученной информации, выработка собственного отношения к изучаемому материалу, выявление еще непознанного

 

Стадия (фаза)

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Приёмы

 Стадия вызова

Вызов уже имеющихся знаний; задаю вопросы, на которые хочу получить ответ.

Информация, полученная

 на первой стадии, выслушивается, записывается, обсуждается, работа ведется индивидуально – парами – группами.

– Вспоминают и анализируют имеющиеся знания по данной теме;

– систематизируют информацию до ее изучения;

задают вопросы, на которые хотят получить ответы;

– строят предположения о содержании текста, исходя из заголовка, выделенных слов и т.д.;

–публично демонстрируют свои знания с помощью устной и письменной речи.

1. Составление списка известной информации по вопросу.

2. Рассказ-активизация по ключевым словам.

3. Систематизация материала (графическая):  таблицы, кластеры.

4. Верные и неверные утверждения; перепутанные логические цепочки и т.д.

Стадия осмысления

Сохраняю интерес к теме при непосредственной работе с новой информацией.

Непосредственный контакт с новой информацией (текст, фильм, лекция, материал параграфа), работа ведется индивидуально – парами – группами.

– Читают или слушают текст, используя предложенные мной активные методы чтения;

– делают пометки на полях или ведут записи по мере осмысления новой информации.

Методы активного чтения:

-Маркировка с использованием значков «v», «+», «-», «?» (по мере чтения ставятся на полях справа).

– Ведение различных записей типа двойных дневников, бортовых журналов.

3. Поиск ответов на поставленные в первой части урока вопросы.

4. Составление таблиц, диаграмм Венна

Стадия рефлексии

Возвращаю учащихся к первоначальным предположениям, установление причинно– следственных связей между блоками информации;

Творческая переработка, анализ, интерпретация изученной информации, работа ведется индивидуально – в парах – группах

– Соотносят новую информацию со «старой», используя знания, полученные на стадии осмысления;

– классифицируют и систематизируют, рождение новых целевых установок для дальнейшей самостоятельной работы;

– своими словами выражают новые идеи и мысли;

– обмениваются мнениями друг с другом, аргументируя свою точку зрения;

– анализируют собственные

1. Заполнение таблиц, кластеров, внесение изменений, дополнений в сделанные на первой стадии.

2. Возврат к ключевым словам, верным и неверным утверждениям.

3. Ответы на поставленные вопросы.

4. Организация устных и письменных круглых столов.

5. Организация различных видов дискуссий.

6. Написание творческих работ: пятистишия-синквейны, эссе.

7. Исследования по отдельным вопросам темы.

8. Творческие, исследовательские или практические задания на основе осмысления изученной информации.

 

 

 

 

 

СИНКВЕЙН

 

Синквейн (от фр. cinquains, англ. cinquain) — это творческая работа, которая имеет короткую форму стихотворения, состоящего из пяти нерифмованных строк.

Синквейн – это не простое стихотворение, а стихотворение, написанное по следующим правилам:

1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.

2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.

3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.

4 строка – фраза, несущая определенный смысл.

5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).

Составлять cинквейн очень просто и интересно. И к тому же, работа над созданием синквейна развивает образное мышление.

КЛАСТЕР

Кластер — это графическая форма организации информации, когда выделяются основные смысловые единицы, которые фиксируются в виде схемы с обозначением всех связей между ними. Он представляет собой изображение, способствующее систематизации и обобщению учебного материала. 

Кластер как один из методов критического мышления

Современная система образования ориентирована на формирование у учеников самостоятельного мышления. Критическое мышление является педагогической технологией, стимулирующей интеллектуальное развитие учащихся. Кластер — один из его методов (приемов).

                 

 

                     

 

 

«ТОНКИЕ» И «ТОЛСТЫЕ» ВОПРОСЫ

Поэтому для более успешной адаптации во взрослой жизни детей необходимо учить различать те вопросы, на которые можно дать однозначный ответ (тонкие вопросы), и те, на которые ответить столь определенно не возможно (Толстые вопросы). Толстые вопросы – это проблемные вопросы, предполагающие неоднозначные ответы.

«Тонкие” вопросы

«Толстые” вопросы

Вопросы, требующие однословного ответа, вопросы репродуктивного плана.

Кто? (Кто автор рассказа «Злоумышленник»?)

Что?

Когда?

Как звать …?

Было ли …?

Вопросы, требующие размышления, привлечения дополнительных знаний, умения анализировать.

Дайте три объяснения, почему…?

Объясните, почему…?

Почему, вы думаете …?

Почему вы считаете …?

В чём различие …?

Предположите, что будет, если …?

Что, если …?

Может …?

Будет …?

Мог ли …?

Согласны ли вы …?

Верно ли …?

 

ШЕСТЬ  ШЛЯП

Прием «Шесть шляп мышления» был впервые предложен английским психологом и писателем Эдвардом де Боно. Прием помогает развивать параллельное мышление, увидеть ситуацию с различных точек зрения, представить многогранность проблемы и выявить наиболее оптимальный путь ее решения. А основоположники технологии развития критического мышления адаптировали прием «Шесть шляп» для обучения детей. 

Шесть шляп мышления — простой и практический способ, позволяющий преодолеть три фундаментальные трудности, связанные с практическим мышлением: эмоции, беспомощность, путаницу. Метод позволяет разделить мышление на шесть типов, или режимов, каждому из которых отвечает метафорическая цветная «шляпа». Такое деление позволяет использовать каждый режим намного эффективнее, и весь процесс мышления становится более сфокусированным и устойчивым.

Шесть шляп мышления

Красная шляпа. Красный цвет наводит на мысль об огне. Красная шляпа связана с эмоциями, интуицией, чувствами и предчувствиями. Здесь не нужно ничего обосновывать. Ваши чувства существуют, и красная шляпа дает возможность их изложить.

Желтая шляпа. Желтый цвет наводит на мысль о солнце и оптимизме. Под желтой шляпой мы стараемся найти достоинства и преимущества предложения, перспективы и возможные выигрыши, выявить скрытые ресурсы.

Черная шляпа. Черный цвет напоминает о мантии судьи и означает осторожность. Черная шляпа — это режим критики и оценки, она указывает на недостатки и риски и говорит, почему что-то может не получиться.

Зеленая шляпа. Зеленый цвет напоминает о растениях, росте, энергии, жизни. Зеленая шляпа — это режим творчества, генерации идей, нестандартных подходов и альтернативных точек зрения.

Белая шляпа. Белый цвет наводит на мысль о бумаге. В этом режиме мы сосредоточены на той информации, которой располагаем или которая необходима для принятия решения: только факты и цифры.

Синяя шляпа. Используется в начале обсуждений, чтобы поставить задачу мышления и решить, чего мы хотим достичь в результате. Это режим наблюдения за самим процессом мышления и управления им (формулировка целей, подведение итогов и т. п.).

ИНСЕРТ

Приём технологии развития критического мышления. Используется для формирования такого универсального учебного действия как умение систематизировать и анализировать информацию. Авторы приёма — Воган и Эстес.

«Инсерт» — это:

I — interactive — самоактивизирующая

N noting — познавательная

S system системная разметка

E — effective — для эффективного

R — reading — чтения

T — thinking — и размышления

Этапы приема:

1. Учащиеся читают текст, маркируя его специальными значками:

Совет: маркировки в тексте удобнее делать на полях карандашом. Или можно подложит полоску бумаги, чтобы не пачкать учебники.

2. Заполняется таблица

Здесь тезисно записываются термины и понятия, встречающиеся в тексте, которые уже были известны.

Отмечается все новое, что стало известно из текста

Отмечаются противоречия. То есть, ученик отмечает то, что идет вразрез с его знаниями и убеждениями.

Перечисляются непонятные моменты, те, что требуют уточнения или вопросы, возникшие по мере прочтения текста.

 3. Чтение таблицы несколькими учениками (выборочно). Никакого обсуждения, просто зачитывание тезисов.

4. Повторное чтение текста. Эта стадия переводит урок уже в этап осмысления. При этом таблица может пополниться, либо какие-то тезисы уже перейдут из одной колонки в другую.

5. Рефлексия. На данном этапе обсуждаются записи, внесенные в таблицу. Идет анализ того, как накапливаются знания. Путь от старого к новому становится более наглядным и понятным.

 

 

×
×