Здоровьесберегающие технологии на уроках русского языка

Автор: Белоусова Светлана Викторовна

  1. Здоровьесберегающие технологии    
    на уроках русского языка

    Всем известно, что здоровье – это величайшая ценность, основа для самореализации и главное условие для выполнения людьми их социальных и биологических функций. Именно в школьный период формируется здоровье человека на всю последующую жизнь. Конечно, многое зависит от семейного воспитания, но, учитывая, что дети проводят в школе значительную часть дня, заниматься их здоровьем должны и мы, педагоги. В настоящее время просто необходимо разрабатывать и внедрять в школьный процесс здоровьесберегающие технологии. Термин «здоровьесбережение» включает систему мер, направленных на профилактику так называемых «школьных болезней» и улучшение здоровья учащихся и учителей. Как учитель я должна в рамках здоровьесберегающих технологий создавать комфортные условия для учебы, чтобы уроки русского языка и литературы рождали в каждом ребенке положительные эмоции, благотворно влияющие на здоровье.Думается, многие согласятся со мной, что мы, учителя, давая детям знания, забираем у них здоровье. ( Конечно, не по своей вине.) Поэтому необходимо строить урок, чтобы детям было интересно и комфортно. И в этом мне помогают ситуации успеха на уроке: прежде всего атмосфера доброжелательности, реальная помощь в продвижении к успеху, снятие страха, педагогическая поддержка, высокая мотивация, экспрессивное воздействие, оценивание.

     

     

     

     

     

     

     

     

    Краткое экспрессивное воздействие

     

    Создание ситуации успеха на уроке

     

     

     

     

     

     

     

     

    Атмосфера доброжелательности на уроке

     

     


    .

     

     

    Высокая мотивация

     

     

     

    Реальная помощь в продвижении к успеху

     

     

     

    Оценивание

     

     

     

    Снятие страха

     

     

     

    Педагогическая поддержка

     

     

     

     

     

     

     

     


    В современной школе очень много детей со слабым здоровьем. А сохранение и укрепление здоровья учащихся – необходимый фактор успешности в обучении.

    Уже не секрет, что   80% неуспевающих в школе имеют отклонения со стороны нервно-психологического развития, со стороны органов чувств (зрения, слуха). На мой взгляд, существуют два пути сохранения здоровья детей:

    1.     Построение обоснованного учебно-воспитательного процесса.

    2.     Обучение детей укреплению собственного здоровья (формирование культуры здоровья).

    Строить учебно – воспитательный процесс нужно, соблюдая санитарно – гигиенические нормы, сохраняя положительный психологический микроклимат в классе. В свою очередь расписание уроков должно быть составлено с учетом степени трудности предметов, чередуя умственную и физическую деятельности.

                       Утомление снижает работоспособность человека. Возникает истощение внутренних ресурсов, которое проявляется в трех уровнях: поведенческом ( снижение производительности труда, уменьшение скорости и точности работы), физиологическом ( затруднение выработки условных связей, увеличение инертности в динамике нервных процессов), психологическом ( снижение чувствительности, нарушение внимания, интеллектуальных процессов, сдвиги в эмоционально – мотивационной сфере).

                    При подготовке к уроку я учитываю  динамику работоспособности на уроке:  1 – 4 минуты – организационный момент;5 – 20 минуты – самая высокая работоспособность ( новый материал, самостоятельная работа);21 – 35 минуты – снижение работоспособности ( физкульт. минутка, закрепление материала);36 – 45 минуты – полное утомление ( подведение итогов урока, объяснение дом.зад.).Если представить динамику активности на уроке, то она будет выглядеть примерно так:

     

     

     

     

    Технологии дифференцированного обучения

     

     Мы знаем, что существует очень много здоровьесберегающих технологий, и все они направлены на то, чтобы снизить процент больных детей. Здоровьесберегающие технологии представлены на этой схеме:

     

     

    Интегральная технология (В.В.Гузеев)

     

     

     

     

    Технологии уровневой дифференциации на основе обязательных результатов (В.В.Фирсов)

     

     

     

     

    Технологияуровневой дифференциации Пикан В.В.

     

     

     

     

    Технология поэтапного обучения  (Н.И.Палтышев)

     

     

     

     

    Технология внутриклассной дифференциации (Н.П.Гузик)

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     


    На следующей таблице вы видите технологии индивидуализации обучения:

     

     

    Технологии индивидуализации обучения

     

     

     

     

    Адаптивная система обучения(А.С.Границкая)

     

     

     

     

    Технологияиндивидуализированного обучения (Инге Уит)

     

     

     

     

    Технология обучения на основе индивидуально-ориентированного учебного плана   (В.Д.Шадриков)

     

     

     

     

    Технология проектного обучения

     

     

     

     

    Технология программированного обучения

     

     

     

    Информационная технология обучения

     

     

     

     

    Технология коллективного способа обучения (В.Дьяченко)

     

     

     

     

    Технология модульного обучения

     

     

     

     

    Технология В.М.Монахова

     

     

     

     

    Технология проблемно-модульного обучения

     

     

     

    Технология развивающего обучения Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова

     

     

     

     

    Система развивающего обучения В.Занкова

     

     

     

    Технология технического творчества (ТРИЗ, Альтшуллер Г.)

     

     

     

     

    Технология творческого развивающего обучения (И.П.Волков)

     

     

     

     

     

    Технология воспитания общественного творчества (И.П.Иванов)

     

     

     

     

     

     

    Система музыкально-творческого образования (Д.Кобалевского)

     

     

     

     

     

     

    Система художественного воспитания (Неменского)

     

     

     

     

     

    Система формирования литературного творчества (В.Левина)

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     


    Каждый учитель на уроке должен учитывать методы свободного выбора (свободная беседа, выбор действия, его способа, выбор приемов взаимодействия, свобода творчества и т.д.);

    активные методы (ученики в роли учителя, обучение действием, обсуждение в группах, ролевая игра, дискуссия, семинар, ученик как исследователь и др.);

    методы, направленные на самопознание  и развитие (интеллекта, эмоций, общения, воображения, самооценки, взамооценки и др.)Вашему вниманию хочу представить план – анализа урока с позиций здоровьесберегающих технологий профессора Н.К. Смирнова, зав. кафедрой психолого – педагогических технологий охраны и укрепления здоровья Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования.

    Он считает, что в кабинете должны существовать гигиенические  условия: чистота, температура и свежесть воздуха, рациональность освещения класса и доски, отсутствие монотонных, неприятных звуковых раздражителей и т.п. Необходимо учитывать разные виды учебной деятельности, используемые учителем: опрос учащихся, письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, решение примеров, задач, практические занятия и т.д.  Норма – 4-7 видов за урок. Конечно, должны применяться разные виды преподавания: словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная  работа и др. Норма – не менее трех видов за урок. Чередуются разные виды преподавания не позже чем через 10-15 минут.  Необходимо задействовать методы, способствующие  активизации инициативы творческого самовыражения учащихся, которые позволяют им реально превратиться из «потребителей знаний» в субъектов деятельности по их получению и созиданию. Важно соблюдать  длительность применения технических средств обучения в соответствии с гигиеническими нормами. Норма – 8-10 минут.  Учитель должен уметь пользоваться видеоматериалами для инициирования дискуссии, обсуждения, привития интереса к познавательным программам. Желательно, чтобы  позы  учащихся чередовались  в зависимости от характера выполняемой работы.   Физкультминутки и физкультпаузы  обязательны на уроках. Норма – на 15-20 минут урока по 1 минуте из трех  легких упражнений с 3-4 повторениями каждого). В содержательную часть урока нужно включать вопросы, связанные со здоровьем и здоровым образом жизни. У учащихся, благодаря правильно составленному плану урока с позиций здоровьесберегающих технологий, возникнет больше шансов заинтересоваться изучаемым предметом, появится желание больше узнать. Благоприятный климат на уроке, конечно, содействует только позитивным эмоциям.  Еще одно очень важное условие для учащихся – умение предупреждать микроконфликты, которые вносят определенный дискомфорт на уроке. Учитель на уроке должен быть доброжелательным и улыбчивым к ученикам. Непосредственно на учебную работу ученик должен затратить 60 -80 %. Когда наступает утомляемость, сразу снижается учебная деятельность учащихся. Это наступает не ранее чем  за 5 – 10 минут до окончания урока.Очень быстрый темп заключительной части приводит к нежелательным показателям: нет времени на вопросы учащихся, на объяснение домашнего задания.

    Таким образом, перед вами  интегральный показатель эффективности проведенного занятия – состояние и вид учеников, выходящих с урока:

     

     

     

     

     

    Утомленное, растерянное, агрессивное, «взвинченное» и т.д.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    Спокойно-деловое,удовлетворенное,умеренно- возбужденное состояние школьников

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     


    А сейчас предлагаю вашему вниманию урок по теме «ПРАВОПИСАНИЕ ПРИСТАВОК  ПРИ-    И    ПРЕ- на основе здоровьесберегающих технологий».

    Цели:

    1. Создать условия  для формирования навыков   правописания  гласных в приставках пре- и при-.

     2. Развивать умение выделять в тексте слова с приставками при- и пре-.

    3. Различать и правильно их писать.

     4. Формировать у учащихся чувство уверенности в своих силах, воспитывать культуру здоровья, личностные качества, способствующие его сохранению и укреплению.

    ЗАДАЧИ:
    Образовательные:
    — сформировать представление о правописании приставок при- и пре.
    — показать условия правильного выбора букв е — и в приставках при-, пре-.    

    Развивающие:
    Обеспечить развитие у обучающихся умений классифицировать факты, делать обобщающие выводы;
    — содействовать развитию орфографической зоркости, умению творчески подходить к решению учебных задач;
    — развивать умения применять знания в новой учебной ситуации;
    — отрабатывать навыки самостоятельной работы;
    — совершенствовать навыки исследовательской деятельности: анализ, синтез, сравнение, сопоставление и др.;
    — создавать условия  развития у обучающихся  умения работать со временем;
    — развивать коммуникативные, регулятивные, познавательные универсальные учебные действия.

    Воспитательные:
    — формировать положительное отношение к знаниям.
    — воспитывать чувство уважения к богатству родного русского языка. 

    Планируемые результаты 

    Личностные:

    — формирование устойчивого интереса к творческой деятельности, проявления креативных  способностей;

    — воспитание интереса и уважения к родному языку, ценностного отношения к слову;

    — создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества;

    .

         Предметные: осуществляют выбор приставки пре-(при-) в зависимости от значения, научатся объяснять написание гласных в приставках.

    Метапредметные:

    Познавательные: структурируют знания, осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме, читают и слушают, извлекая нужную информацию, объясняют языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования значения слова.

    Регулятивные: осознают  самого себя как движущую силу своего обучения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции, принимают и сохраняют учебную задачу, планируют свое действие в соответствии с поставленной задачей, вносят необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок, адекватно воспринимают оценку учителя и товарищей.

    Коммуникативные: организовывают и планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, взаимодействуют с партнерами по обмену информацией, выражают готовность к обсуждению разных точек зрения, умению слышать и слушать.

    Какие методы и формы обучения будут применяться на данном уроке ?

     Методы и формы обучения:

     частично-поисковый;

     наглядно-словесный;

     методы самостоятельной работы:

     индивидуальная, парная, групповая

    Технологии:

    здоровьесбережения,

        исследовательской

        деятельности

          1 этап урока.

         Формирование психологического настроя на урок.

          Ребята, представьте себе полянку, на которой растет мягкая трава, мы с вами сидим на ней как на перине, над нами склоняет головку полевой цветок, слышится пение птиц, стрекотание кузнечиков, ваши глаза закрыты, и вы чувствуете, как нежные лучи солнца гладят ваш лоб, щеки, дотрагиваются до ваших губ и рисуют улыбку… Вам хорошо, приятно… Затем наступает ночь. Тишина кругом… Но с восходом солнца все просыпается, и мы с вами тоже оказываемся в мгновение ока уже не на поляне, в кабинете русского языка и литературы. Давайте улыбнемся  и скажем друг другу: «Доброе утро!» Я рада вас всех видеть, думаю, что сегодняшний день принесет нам  всем радость общения друг с другом. Мне очень хочется, чтобы мы с вами во время работы на уроке покорили сегодняшнюю вершину. Успехов вам и удач!

    Выявление места и причины затруднения.

    Сегодня, перед тем, как прийти к вам на урок, я получила необычную телеграмму. Но вот беда, буквы в словах куда — то подевались. Все же попробуем прочитать  эту загадочную телеграмму.

         Друзья мои! Я пр…ближаюсь к вам. Я скоро пр…еду в гости. Но в пути возникли непр…двиденные обстоятельства, поэтому пр…шлось задержаться. Вот Осень скоро уйдет. И я пр…ложу все усилия, чтобы пр…ступить к своим обязанностям. До скорой встречи и пр…красного всем настроения. Ваша Зима.

         Ребята, вы обратили внимание на слова, в которых пропущены буквы. Что это за морфемы? Какую орфограмму мы будем изучать? Какую цель поставим перед собой? ( Научиться правильно писать приставки пре- и при-.)

    Определение темы урока. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения.

    2 этап. Формирование новых знаний и умений

    Изучение теоретического материала.  На доске написаны глаголы с приставками –при и –пре.

    Прибежать                                             Прехорошенькая

    Приколоть                                              Премилый

    Приморский                                           Прервать

    Пришкольный                                        Преградить

    Присесть                                                   Преобразовать

    1.Какое значение имеют приставки в этих словах?

    2.Какой вывод можно сделать о правописании этих приставок ?

    Рассказ учащихся сопровождается выполнением заданий, предложенных учителем.

    3 этап .

      Первичное закрепление.

    Задания

    1. Запишите слова, обозначающие приближение: человека, птицы, рыбы, автомобиля.

    2. Присоедините предметы при помощи веревки, молотка, иголки с ниткой.

    3. Запишите слова, называющие край при море, огород при усадьбе, участок при школе.

    4. Запишите слова, обозначающие действия: немного поднял, немного хромает, слегка дотронулся.

    5. Выпишите слова с приставкой пре- из данного стихотворения.

    В прекрасном замке на горе

    Жила-была приставка ПРЕ-

    Особа преотважная,

    Важная-преважная,

    Гордая-прегордая,

    Добрая-предобрая.

    Её считали очень мудрой

    И называли все Премудрой.

    Был у нее прелестный пудель.

    Прекрасный пес по кличке Дудель

    Он преспокойно спал у двери,

    Когда вошла приставка ПЕРЕ-

    Она сказала: «На заре я уезжаю, друг мой ПРЕ-,

    Меня не будет два-три дня,

    Ты поработай за меня.

    Позаменяй меня, прошу.

    Спокойной ночи, я спешу».

    — О каком значении приставки ПРЕ — говорится в данном стихотворении? ( Ответы учащихся)

    4 этап. Физкультминутка. Учащиеся встают и выполняют упражнения: сначала топнули, а потом слегка притопнули, хлопнули, а потом немного прихлопнули и т.д.

    Не топнуть, а (притопнуть),

    Не хлопнуть, а (прихлопнуть),

    Не гнуться, а (пригнуться)

    Не сесть, а (присесть)

    Какую приставку имеют все глаголы? С каким она значением?

    5 этап. Закрепление материала.

       Задание: замените выражение одним прилагательным с приставкой пре- или при-. Устно объясните написание.

        Крепость, которую нельзя взять (неприступная). Враги, которых нельзя примирить (непримиримые). Равнина, которой не видно конца (беспредельная). Противоречия, которые нельзя устранить (непреодолимые).

    6 этап. Дыхательная медитация.

    Встать прямо. Поворот головы вправо – вдох, поворот головы влево — вдох. Выдох в промежутке между вдохами.

    Выполняют упражнение. Делают 8 вдохов.

    7 этап. Самостоятельная работа

     А теперь давайте проверим, как вы усвоили материал по теме «Правописание приставок ПРЕ- и ПРИ-»

    Предлагаю вам ответить на вопросы теста.

    1 вариант

    1. Укажите неправильное объяснение значения приставки

    1) ПРИшить – «присоединение»

    2) ПРИоткрыть – «неполнота действия»

    3) ПРИморский – «близость к чему-либо

    4) ПРЕуспевать – «неполнота действия»

    2. В какой строке все слова пишутся с буквой И:

    1) пр…образовать, пр..волжский, пр..близить

    2) пр..смотреться, пр..ключение, пр..готовит

    3) пр..гордый, пр..ставить, пр..кратить

    4) пр..обрести, пр..ятный, пр..подаватель

    3. В какой строке все слова пишутся с буквой Е:

    1) пр..ладить, пр..влечь, пр..забавный

    2) пр..увеличить, пр..мудрый, пр..неприятный

    3) пр..сесть, пр..винтить, пр..спокойный

    4) пр..брежный, пр..ползти, пр..градить

    4. Укажите ряд, в котором все слова имеют приставку ПРИ-

    1) пр..следовать, пр..льщать, пр..крутил

    2) пр..делать, пр..образиться, пр..грады

    3) пр…храмывал, пр..вести,

    пр..расти

    4) пр..подняться, пр..ключение, пр..забавный

    5. Укажите ряд, в котором все слова имеют приставку ПРЕ-

    1) пр..красная, пр..рвать, пр…бежать

     

    2) пр..зрение, знаки пр..пинания, пр..плыть

    3) пр..милый, пр..добрый, пр..восходить

    4) пр..глушить, пр..задуматься, пр..сложная

    2 вариант

    1. Укажите неправильное объяснение значения приставки

    1) ПРИпаять – «присоединение»

    2) ПРИсесть – «приближение»

     

    3) ПРИшкольный – «близость к чему-либо»

    4) ПРЕувеличить – равно значению «очень»

    2. В какой строке все слова пишутся с буквой И:

    1) пр..гнать, пр..хорошенький, пр..топывать

    2) пр..винтить, пр..ехать. пр..строить

    3) пр..одолеть, пр..седать, пр..пухнуть

    4) пр..мирить, пр..мерзнуть, пр..огромный

    3. В какой строке все слова пишутся с буквой Е:

    1) пр..выкать, пр..вратить, пр..клеить

    2) пр..нарядить, пр..усадебный, пр..терпевать

    3) пр..неприятный, пр..интересный, пр..рвать

    4) пр..града, пр..дорожный, пр..тронуться

    4. Укажите ряд, в котором все слова имеют приставку ПРИ-

    1) пр..ползти, пр..вивка, пр..школьный

    2) пр..крываешься, пр..зирать, пр..личный

    3) пр..открыть, пр..давить, пр..мудрый

    4) пр..метный, пр..вратить, пр..чудливый

    4. Укажите ряд, в котором все слова имеют приставку ПРИ-

    1) пр..ползти, пр..вивка, пр..школьный

    2) пр..крываешься, пр..зирать, пр..личный

    3) пр..открыть, пр..давить, пр..мудрый

    4) пр..метный, пр..вратить, пр..чудливый

    5. Укажите ряд, в котором все слова имеют приставку ПРЕ-

    1) пр..крутить, пр..смотреть, пр..добрый

    2) пр..противный, пр..злой, пр..градить

    3) пр..уральский, пр..возносить, пр..возмочь

    4) пр..веселый, пр..теснять, пр..надлежать

    Учащиеся выполняют задание.

    8 этап. Физкультминутка .

    Задание: объясните смысл афоризма  А. Моссо.

    Физические упражнения могут заменить множество лекарств. Но ни одно лекарство в мире не может заменить физические упражнения.

    Упражнение для глаз можно выполнить во время самостоятельной работы.

    Любопытная Варвара

    Смотрит влево, смотрит вправо…

    А потом опять вперед –

    Тут немного отдохнет.

     

    Теперь Варвара смотрит вверх!

    Выше всех, все дальше вверх!

    Возвращается обратно –

    Расслабление приятно.

    Шея не напряжена, а расслаблена.

     

    А теперь посмотрим вниз –

    Мышцы шеи напряглись!

    Возвращаемся обратно –

    Расслабление приятно.

     А сейчас резко зажмурьте глаза и резко их откройте.

    9. Итог урока. Рефлексия

    Над чем работали в течение урока?

    За что вы могли бы похвалить  себя?

    Что удалось на уроке?

    Если вы усвоили тему, покажите восклицательный знак.

    Если у вас есть вопросы, покажите вопросительный знак.

    10 этап. Выставление отметок.

    Домашнее задание.

    Составить словарный диктант ( Пре- и При-)

    Найдите 2 – 3 загадки о сахаре, запишите их. Полезен или вреден сахар? Свой ответ обоснуйте.

    Итак, задача учителя – дать каждому ученику возможность пережить радость достижения, осознать свои возможности, поверить в себя.

    Успех в учении – один из источников внутренних сил ученика, рождающий энергию для преодоления трудностей, желание учиться.

     Недаром  В.А.Сухомлинский говорил:

    «…ребенок должен быть убежден, что успехом он обязан прежде всего самому себе. Помощь учителя, какой бы  эффективной она ни была, все равно должна быть скрытой. Стоит ребенку почувствовать, что открытие сделано с подачи учителя … радость успеха может померкнуть».

    Таким образом, работа по здоровьесбережению должна проводиться систематически и целенаправленно, что является важным условием успешной деятельности по охране и укреплению здоровья детей.

    Используемая литература.

    1. Белая А.Я., Мирясов В.И. Пальчиковые игры для развития речи, изд-во «Астель», 2001.

    2. Беспалова Е.В. Факторы, негативно влияющие на здоровье ребенка. Справочник классного руководителя,  № 3, 2008.

    3. Газета «Здоровье детей», № 1, 2005, изд-во «Первое сентября», Москва.

    4. Газета «ПедСовет», № 4, 2006.

    5. Дереклеева Н. И. Справочник классного руководителя. 5-11 классы. Москва,  «Вако», 2004.

    6. Зуева С.В. Рациональное питание. Классный руководитель, № 4, 2008.

    7. Савина. Пальчиковая гимнастика. Образовательные проекты, изд-во «Астель», 2001.

    8. Санпины.

    9. Стрельникова. Дыхательная гимнастика. Москва, 1997.

    10. Сулина И. Физкультуру не любить – под собою сук пилить. Воспитание школьников,  № 8, 2007.

    11. Ткачук М. Влияние положительных эмоций на здоровье школьников. Воспитание школьников,  № 9 2007.

     

     

     

     

     

×
×