Автор: Столярова Марина Ивановна
Трансформируемость пространства — возможность изменений предметно–пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей.
При организации непосредственно-образовательной деятельности нужно использовать мобильный материал, который постоянно варьируется, видоизменяется, что позволяет обогатить сюжеты игр, разнообразить образовательное пространство группы.
Многие исследователи отмечают, что пространство группы должно стать полифункциональным, трансформируемым и динамичным. Основной концепт наполнения групповой среды заключается в использовании трансформируемой, мобильной, полифункциональной мебели, соответствующей антропометрическим данным детей и требованиям безопасности и гигиеничности.
Среда должна давать легкие передвижные, переносные конструкции, которые можно легко изменять функционально. Эти конструкции дадут детям самостоятельно обустроить пространство по своему усмотрению.
Помещение игровой комнаты станет более свободным благодаря установке по периметру стеллажного ленточного комплекса, в который входят передвижные рабочие столы, снабженные регулируемыми ножками с колесиками и передвижные модули на колесах. Подобные столы могут легко выдвигать сами дети по мере их необходимости (для настольных игр, занятий, питания и т.д.). Таким же образом дети могут пользоваться и содержимым модулей для хранения, разворачивая ту или иную игру.
Сэкономят драгоценное групповой пространство и штабелируемые стулья. В течение дня надобность в стульях возникает не так часто и их могут заменить мягкие модули, коврики или подушечки, поэтому возможность составить стулья один на один очень необходима.
Новый формат организации группового пространства позволит «разгрузить» помещение игровой комнаты и превратить спальню в большое пространство для игр и занятий детей. (Вариативное использование подиума – для игры, занятий и кинозала)
Конструкция подиума представляет собой прочную площадку (из ярусов), под поверхностью которой обустроены большие ячейки для хранения матрасов.
Преобразовывается и пространство раздевалок: обычные шкафчики для одежды заменены на индивидуальные вешалки и ячейки для головных уборов и личных вещей. Такая замена позволяет значительно увеличить свободную площадь небольшой раздевалки
Таким образом, можно сделать вывод, что использование мобильной и трансформируемой мебели позволяет динамично преобразовывать среду в зависимости от образовательных задач, стоящих перед педагогом; от игровых потребностей ребенка открывать что-то новое, видоизменять среду в зависимости от придуманных сюжетов, самому становиться героем своих фантазий и игр. Следовательно, способствовать формированию познавательной, речевой, двигательной и творческой активности воспитанников.