Социализация детей с ТМНР через трудотерапию.

Автор: Гребнева Наталья Витальевна

Социализация детей с ТМНР через трудотерапию.

 Одним из важных средств коррекции недостатков психофизического развития личности умственно-отсталых детей является труд. Соответственно одной из форм социальной адаптации, а затем и частичной реабилитации является трудотерапия – то есть использование процедур, связанных с трудовой деятельностью, для формирования у умственно-отсталых детей знаний и навыков,  которые в обычной социокультурной ситуации позволяют им компенсировать дефект.

В нашем детском доме  сложилась определенная система трудового обучения воспитанников. Чтобы добиться положительных результатов в трудовом обучении, работа в этом направлении ведется целенаправленно и систематически. Она включает в себя ручной и хозяйственно-бытовой труду.

 Главным этапом  для развития трудовых навыков  является  формирование умений и навыков самостоятельной работы, которые рассматриваются как педагогическое воздействие, решающее задачу всестороннего развития личности. Основной формой организации самостоятельной деятельности является сотрудничество, где труд рассматривается как средство умственного воспитания, так как способствует развитию внимания, мышления, сообразительности, позволяет ребенку почувствовать свою самостоятельность, уверенность в своих силах.

 Свою  работу по формированию самостоятельной работы детей стараюсь организовать так, чтобы ребенок не являлся пассивным слушателем, воспринимающим объяснение, а активно приобретал знания, умения и навыки в ходе самостоятельной, созидательной деятельности. Где педагог  становится помощником, готовым в нужный момент оказать необходимую помощь,  доброжелательно, ненавязчиво руководит ребенком, становясь посредником между ним и специально подготовленной средой.

Привитие навыков к хозяйственно-бытовому труду начинаю  выполнения простейших индивидуальных поручений. В течение дня стараюсь  для каждого ребенка находить нужное и полезное дело, иногда одно и тоже поручение даю нескольким детям одновременно – это самая первая ступень к коллективному труду – труд рядом.  Стараюсь  приучать детей выполнять работу хорошо, доводить начатое дело до конца, используя  игровые  методы и приемы обучения  для поддержания интереса к труду.

 Знакомлю детей с трудом взрослых, объясняя значение труда в жизни детей, привлекая их к посильному труду на участке детского дома, цветнике.    При организации трудовых действий стараюсь учитывать психические особенности каждого ребенка, обращаюсь с ними как со взрослыми – это повышает интерес к работе, ответственность за порученное дело, за результат своего труда.

   Особое место в организации работы по формированию умений и навыков самостоятельной деятельности отвожу  самообслуживанию.   Стараюсь направить  свое внимание на то, чтобы не подавить стремление к самостоятельности, который является  важном  фактором формирования трудолюбия.

  У некоторых более сохранных детей  есть некоторые навыки и умения занятий ручным трудом, поэтому при организации совместной деятельности  даю  им возможность проявления самостоятельности, активности, закрепляем и совершенствуем навыки работы с бумагой, клеем, тканью, ножницами, помогаю при этом осознать значимость выполненной работы.

   

    Такое организованное трудовое обучение способствует целенаправленной реализации потенциальных возможностей каждого умственно-отсталого ребенка, умелому введение детей в круг трудового общения, доведение до сознания каждого, что его труд необходим.

 

 

 

 

 

 

 

×
×