Автор: Волкова Диана Валерьевна
Д.В. Волкова
Особенности организации работы в ОГБПОУ «Ульяновский колледж культуры и искусства»по профилактике экстремизма.
Мы живем в сложном и постоянно меняющемся мире, в котором проблема национального, этнического, социального и политического экстремизма стоит особенно остро.
В составе современной Российской Федерации более ста этносов, в том числе около тридцати наций. Взаимоотношения между различными нациями этническими и религиозными группами всегда отличались своим противоречивым характером – тяготением к сотрудничеству и периодическими взрывами конфликтности. В настоящее время одной из актуальных проблем в России является экстремизм среди подростков и молодежи.
Организация работы в ОГБПОУ «Ульяновский колледж культуры и искусства» по профилактике экстремизма, как и любая профилактическая работа, должна начинаться с анализа исходной ситуации. Для этого проводятся социологическое исследование, анкетирование, интервью и другие способы опроса студентов, родителей и педагогов с целью выяснения наличия либо отсутствия проблемы, её глубины, актуальности для конкретной аудитории, осведомленности всех участников по данной теме и т.п. Следующим этапом организации профилактической работы в ОГБПОУ «Ульяновский колледж культуры и искусства» является планирование деятельности с учащимися, родителями и педагогами по трем направлениям: Информационно-просветительская деятельность – деятельность, направленная на пропаганду знаний социального и психологического характера.
Интерактивная деятельность – деятельность, которая построена в режиме активного общения и ведет к взаимопониманию, взаимодействию, к совместному решению общих, но значимых для каждого участника задач. Альтернативная деятельность – деятельность, организованная и направленная на развитие позитивной активности всех участников процесса обучения и досугового процесса, и не упоминает впрямую данное социальное явление. Грамотно спланированные и организованные уроки и досуговые мероприятия в ОГБПОУ «Ульяновский колледж культуры и искусства» позволяют:
• укоренить в учреждении нетерпимости к агрессии, насилию, межнациональной розни;
• выработать умения решать конфликты ненасильственным путем;
• выработать терпимое, доброжелательное отношение к людям, независимо от их национальности, вероисповедания, социальной принадлежности, вкусов и интересов;
• воспитывать понимание недопустимости экстремистских настроений, так как они ведут к терроризму, локальным войнам и расколу общества, противостояние в котором может привести к непоправимым последствиям;
• воспитывать навыки понимания красоты и мудрости национальных обрядов посредством изучения культурологических традиций, уклада жизни, особенностей разных народов.
Таким образом, данная комплексная работа в колледже помогает в определенной степени снизить тот негативный эффект, который испытывает общество и государство в связи с проявлениями экстремизма. Ведь от того, как эффективно образовательные учреждения будут строить профилактическую работу, во многом зависит будущее России.
На заключительном этапе организации профилактической работы ОГБПОУ «Ульяновский колледж культуры и искусства» осуществляется мониторинг эффективности, как самих мероприятий, так и результатов профилактической деятельности с целью внесения необходимых коррективов в планирование работы на следующий период.
Условиями эффективной профилактики среди студентов являются: организация ранней профилактики, ее системность и целенаправленность; сочетание индивидуальных форм работы и комплексного подхода к проведению воспитательных и профилактических мер; непрерывность процесса профилактической деятельности; направленность на всех участников данного процесса.
В современных условиях наиболее эффективным является использование интерактивных методов – например, модели открытого обсуждения, развивающей в учащихся умение спорить, дискутировать и решать конфликты мирным путем. В ОГБПОУ «Ульяновский колледж культуры и искусства» проводятся тренинговые занятия, деловые игры, диспуты, дискуссии, проблемные семинары, творческие лаборатории, ролевое моделирование, конкурсы творческих работ, волонтерское движение и т.п.
Таким образом, с целью эффективной профилактики экстремизма в колледже с ребятами используются самые разнообразные формы занятий, которые предполагают создание условий для:
• формирования ориентации у студентов на ценности ненасилия, толерантности, справедливости, законности как нравственную основу поведения в социальных конфликтах и как принцип их конструктивного разрешения;
• развития критического мышления, навыков групповой работы, формирования умения вести диалог и аргументировать свою позицию, находить компромиссные решения обсуждаемых проблем;
• воспитания терпимости к чужому мнению; формирование коммуникативных связей в среде сверстников, в семье, в социуме;
• формирования системы нравственных ценностей на основе распространения этнокультурных традиций всех участников данного процесса;
• формирования позитивной «Я — концепции» у молодёжи по выработке у них адекватной самооценки. В основу деятельности педагога должно быть положено живое общение и умение выстраивать доверительные, неформальные отношения с учащимися – это путь к доброжелательному взаимодействию, пониманию, путь к диалогу, в котором и педагог, и студент являются субъектами конструктивной деятельности.
Отсутствие проявлений экстремистского характера среди студентов ОГБПОУ «Ульяновский колледж культуры и искусства»свидетельствует об успешности предпринимаемой профилактической работы.
Список литературы
1.Абдулатипов Р. Г. Проблемы профилактики экстремизма // Этнопанорама, 2002, № 2 с. 74.
2. Антонян Ю. М. Экстремизм и его причины/ Ю. М. Антонян. – М: Логос, 2010.- 288 с. – ISBN: 978-5-98704-502-2.
3. Власов. В. И. Экстремизм: сущность, виды, профилактика/В. И. Власов. М,: Изд-во РАГС, 2003. – 175 с.
4. https://www.cultpro73.ru
5. https://vk.com/club42535560
6.http://lesou1.ru/publ/stranichka_psikhologa/polezno_znat/profilaktika_ehkstremizma_v_podrostkovoj_srede/4-1-0-1