Адаптация к ДОУ

Автор: Кутлакаева Кристина Александровна

Успешная адаптация к ДОУ

Говорят:

Наступает новая жизнь, когда ребенок выходит в мир.

И начинается этот большой мир, обычно, с детского сада.

А теперь, давайте вспомним, как вы привели сюда своих детей и какие первые впечатления они получили. Закройте глаза и представьте: Вы попадаете в незнакомый город, с путаницей улиц, наполненных своими жителями, причем они больше вас, а есть просто гиганты. Гиганты проявляют к вам особый интерес, но их намерения пока не ясны- добрые ли они или не очень. Их так много, все о чем-то говорят, бегают, иногда плачут и нет такого места, где можно было бы от всего этого кошмара спрятаться и нет ни одного знакомого, близкого человека, который бы объяснил что это за люди и что за город. Помог, поддержал. ..Открывайте глаза.  Как ваши впечатления…да, картина не самая приятная даже для взрослого человека, и представьте только, что эта страшная ситуация начинает повторяться изо дня в день… и именно она называется первой ступенью адаптации – т.е. погружением. Так вот наша с вами главная и основная задача, как можно быстрее продвинуться ко второй ступени и изменить впечатления детей. Воспитателей превратить в добрых фей, запутанный город – в дом, под названием детский сад, распутать все лабиринты и помочь ребенку привыкнуть ко всему этому, а еще и сделать так, чтобы малыш сам бежал в сад.

Что же такое Адаптация, как вы считаете?

Адаптация – это приспособление к новым условиям. Физиологическое приспособление – режим, питание, температура вокруг…

Психологическое приспособление – общение с детьми, расставание с родителями, новая кроватка…

Социальное приспособление – привыкание к новой роли и статусу.

Конечно же, сталкиваясь с адаптацией, практически все дети переживают сильнейший стресс, который может пагубно отразиться как на физиологических особенностях(болезни)на психологических (капризы, слезы), Социальных(негативизм, замкнутость, отрицание). Поэтому, так важно относиться к процессу адаптации крайне серьезно, ну если вы конечно не хотите столкнуться с различными нарушениями, как следствием не пройденной — не пережитой адаптации.

Конечно же, нет четкой схемы, по которой можно легко, по миновению волшебной палочки адаптировать ребенка, а нет ее всилу того, что все мы разные, также, как и наши дети. У каждого свой темперамент и особенности Н.С. Кто-то активнее, кто-то пассивнее, кто-то умеет легко переключаться на условия и стуации, а кому-то требуется больше времени. Дети по-разному воспринимают пищу, температурные изменения, особенности общения и воспитания. Однако  есть приемы и рекомендации, которые мы с вами, как родители может использовать, чтобы сделать адаптацию более легкой, а момент пребывания ребенка в саду безболезненным и мягким.

Заполняем карточки новой для вас информацией (раздатка)

1.     Во-первых, отдавая ребенка в детский сад, родители должны быть сами готовы. Готовы попрощаться без слез и дрожи в голосе. Отпустить малыша в новый день, полный приключений. Помните, что ваши переживания передаются малышу. Вы должны верить человеку, которому вы передаете на воспитание свое сокровище. И следует помнить о том, что эти люди, воспитатели будут проводить с вашим ребенком, порой, больше времени, чем вы сами. Поверите воспитателям Вы, —  поверят и ваши дети.

2.     Следующий момент, обратите внимание, умеет ли ваш ребенок играть? Малыш, который умеет только бросать и перекладывать игрушки с места на место, наверняка будет скучать в детском саду. Игрушки должны быть наполнены для него смыслом. Куклу можно кормить, одевать, укладывать спать. В игрушечную машину можно погрузить солдатиков и доставить их в другое место. Взрослый должен несколько раз проделать все это вместе с ребенком, причем с полной серьезностью, показывая всю важность этого занятия. Малыш быстро освоит навыки общения с игрушками, и тогда с детском саду он всегда найдет себе интересное дело.

3.     Особое внимание следует обратить на то, умеет ли ваш малыш общаться с детьми или его общение ограничивается лишь толканием, хватанием, кусанием и отбиранием игрушек, кстати, все это характерно для возраста ваших детей, именно сейчас, малыши сталкиваются и переживают первый возрастной кризис – знаменитый кризис 3-х лет. (в раздевалке есть брошюра, если интересно, Вы можете ознакомиться.)

4.     Очень важно, чтобы в окружении ребенка были разные взрослые люди. Чтобы малыш не боялся их, чтобы он также смог доверительно относиться к своим новым взрослым друзьям – воспитателям, именно друзьям, Для этого ни в коем случае нельзя пугать малыша детским садом. Необходимо отзываться о воспитателях, буквально, как о добрых феях, а возникшие вопросы, решать с воспитателем спокойно и доброжелательно. Кстати, именно тогда вы обретете в лице воспитателей надежных партнеров в вопросах воспитания и дальнейшего развития ваших детей.

5.     Еще очень важным моментом является знание и понимание малыша, где мама? мама должна объяснить, что она уходит на скучную работу, будет немножко скучать и обязательно прийдет за малышом тогда-то тогда –то… важно показать малышу, что он тоже стал взрослым и у него появилась своя обязанность-посещать детский сад (аналогия с работой). А забирая ребенка, по пути домой, не тратьте время на болтовню с подружкой, лучше посвятите эти полчаса малышу, побеседуйте с ним о том, как же он провел свой день, во что играл, что интересного видел, с кем успел подружиться, не оставляйте без внимния детское творчество, результаты которго всегда есть в раздевалке, хвалите за это малыша, старайтесь всячески мотивировать и создавать приятное впечатление о садике – это будет лучшей психологической поддержкой для него.

6.      Уходя – уходите.  Усвойте технику позитиного расставания. Ни к чему слишком долгое прощание, также, как и наоборот, слишком быстрое, оно должно быть спокойным, возможно сопровождение ритуалом прощания – поцелуй, рукопожатие …или расстование может принят какую-либо шуточную форму, но при этом нельзя уходить, когда малыш отвлечен или приманен, как часто делают родители, да, ребенок завлечен в ближайшие 6 секунд, а позже его может настичь чувстро предательства или брошенности, поэтому, нельзя обманывать ребенка, что вы скоро вернетесь, говорите правду на доступном для понимания языке.

7.     Есть еще кое-какие мелочи-подсказки для вас: например, 1. гордероб – одежда малыша должна быть максимально простой, ни к чему застежки на молниях или пуговицах. Это позволит малышу скорее стать самостоятельным, хотя бы в рамках самообслуживания. 2. Не делайте перерывов в посещении д.с. без особой причины. Как исключение, за хорошее поведение, за успешную неделю или выполненное обещание, рекомендую устраивать праздничную пятницу, когда можно забрать ребенка до обеда, это будет считаться для него лучшей наградой и настоящим заслуженным выходным. 3. Не оставляйте малыша в ДОУ больше, чем на 8 часов. Не забывайте, что за окном было светло, когда мама привела малыша, а уже вечереет и все темнее и темнее, другие уже дома…так и возникает тоска и чувсто брошенности.  4. Прислушивайтесь к своим воспитателям, к замечаниям и рекомендациям, раз уж они говорят продлеваем на два часа, то продливаем на два часа, или говорят, оставляем сегодня, значит сегодня, и никак иначе…они видят как лучше, они наблюдают за состоянием вашего ребенка, их опыт показывает, что будет лучше именно так, а не иначе.

Ну чтож, давайте по очереди зачитаем по одному показателю из нескольких, которые вы выделили, не повторяясь…

Хотелось бы отметить, что адаптация может иметь три степени тяжести – они на экране.  

В вашей группе мы имеем замечательные показатели, большая часть детей уже адаптированы. У некоторых была легкая адаптация, чему мы были несказанно рады. Средняя часть детей прошли через адаптацию средней тяжести. И четверым ребятам пришлось столкнуться с тяжелой адаптацией.

(На наших глазах, есть живые примеры детей, родители которых не справились и не смогли помочь своему ребенку правильно адаптироваться и, уже сейчас, находясь в старшей группе, ребенок по-прежнему требует своих 50 поцелуев, 5 носовых платков и помахать ручкой…и если мама, торопясь на работу, не выполняет, хотябы одно требование все  это заканчивается истерикой и нежиланием идти в сад на следующий день,а маме, проще его оставить, чем находить 10 аргументов. (пример того, как ребенок пользуется слабостью родителя, проявленной в период адаптации.))

Адаптирован ли ваш ребенок вы можете понять легко (на экране), если он

         Ребенок охотно идёт от мамы к воспитателю

         Улыбается, радуется, когда видит воспитателя

         Успокаивается от общения с воспитателем

         Обращается за помощью к воспитателю

         Ребенок знает расположение и

         назначение комнат в группе (например туалет или спальня)

         Если малыш с радостью и много говорит о детском саде, если спешит туда, если у него там друзья и куча неотложных дел, можно считать, что адаптационный период закончился.

Может ли малыш улыбаться во время адаптации? – может, если будет чувствовать результат слаженных действий заинтересованных в это взрослых – Это касается родителей и воспитателей.

 

Запаситесь терпением, и детский сад будет привычным и уютным миром для вашего малыша!

 

×
×