8 (800) 101-04-53 звонок бесплатный
с 6:00 по 21:00
?>

Эмоциональное благополучие ребенка в группе во взаимодействии со сверстниками

Автор: Лазарева Анастасия Владимировна

 

Эмоциональное благополучие ребенка в группе во взаимодействии со сверстниками

 

 

 

  Обеспечение эмоционального благополучия детей в семье и детском саду – актуальная задача современности.

 

  Изучением проблемы эмоционального благополучия дошкольников занимались многие исследователи, в том числе: Л.И. Божович, А.В. Запорожец, В.С. Мухина, Г.Г. Филиппова и др. Ученые связывают необходимость создания особых педагогических условий в дошкольном возрасте с новым толчком в межличностных отношениях детей, с появлением у них таких личностных новообразований, как сознательное соподчинение желаний, потребность в социальном общении.

 

  С 1 января 2014 года вступил в силу “Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования”. В нем впервые на законодательном уровне одной из основных задач выдвигается “охрана и укрепление эмоционального благополучия детей”.

 

  Эмоциональное благополучие – это уверенность ребёнка в себе, чувство защищенности, положительное самочувствие от сознания собственных успехов. Эти чувства и ощущения во многом зависят от того, как складываются отношения ребёнка с окружающими людьми и сверстниками. Общение и взаимодействие ребенка со сверстниками способствует развитию социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживанию, формированию готовности к совместной деятельности в группе, формированию уважительного отношения чувства принадлежности к обществу. Сверстники совершенно особым образом и весьма сильно влияют на личность ребенка, его социальное поведение, ценности и систему отношений. В группе сверстников ребенок усваивает важнейшие социальные навыки, которым не смог бы обучится у взрослых: как взаимодействовать с людьми своего возраста, как вести себя с лидером, как противостоять враждебности и доминированию в группе. В позднем детстве сверстники могут помогать друг другу справляться с личными проблемами и тревогами. Положительные взаимоотношения со сверстниками, формируют у ребенка доброту, отзывчивость, искренность, правдивость, а конфликтные — отчужденность, грубость, скрытность, элементы агрессии.

 

  Уже простое наблюдение в любой группе детского сада позволяет обнаружить, что не всегда отношения детей друг к другу складываются благополучно. Одни дети чувствуют себя в группе комфортно, другие оказываются в подчинении у сверстников, что часто приводит к возникновению отрицательных эмоциональных состояний. Конфликтные отношения с детьми приводят к изменениям в поведении ребенка его отношении к сверстнику, и самому себе.

 

  Главной движущей силой развития отношений со сверстниками является совместная игра. С 3-летнего возраста одним из преобладающих типов игр становится групповая ролевая игра, в последствии, она усложняется. В ролевых играх между детьми складываются отношения сотрудничества, взаимопомощи, разделения и кооперации труда, заботы и внимания друг к другу, а также иногда и отношения властвования, даже деспотизма и грубости, то есть такие, в которых формируются как положительные, так и отрицательные эмоциональные качества ребенка. В результате можно сделать вывод, что межличностные взаимоотношения оказывают существенное влияние на формирование ряда устойчивых характеристик, психических процессов, состояний и свойств личности.

 

  В детском коллективе всегда можно выделить два – три ребенка, которые пользуются наибольшей популярностью – лидеры: с ними хотят дружить, сидеть рядом на занятиях, они зачастую организуют игры и выступают в них в главной роли или в роли ведущего. Так же имеются дети, которые вовсе непопулярные среди сверстников – «изолированные»: с ними мало общаются, их не принимают в игры, им не хотят давать игрушки или вообще не замечают. Дети с неблагоприятным положением в группе имеют низкую успешность в деятельности, которая вызывает у них отрицательные эмоции, отказ от работы.

 

  Причин, в силу которых ребенок оказывается «изолированным», много, а следствие одно – изменяется эмоциональное состояние и социальное развитие осуществляется неполноценно. Ребенок с низкой популярностью, не надеясь на сочувствие и помощь со стороны сверстников, нередко становится эгоцентричным, замкнутым, отчужденным. Такой ребенок будет обижаться и жаловаться, хвастать и подавлять других, фальшивить и обманывать. Такому ребенку плохо, и другим с ним тоже плохо. Эта болезнь социализации не должна превратиться в хроническое состояние, не должна сформировать асоциальные свойства личности. Моя задача, как педагога, помочь таким детям реализовать притязание среди ровесников. В своей каждодневной практике нужно проводить своего рода социальные приёмы, чтобы предотвратить эмоциональное неблагополучие ребенка, способствовать развитию у него активности и уверенности в себе.

 

  Для формирования благоприятного микроклимата в группе и улучшения взаимоотношений в детском коллективе мы стараемся создавать определенные условия, такие как:

 

* Во время утреннего приема использовать различные сюрпризные моменты, ритуал приветствия «Комплименты»; подвижные и дидактические игры, такие как: «Ак калач», «Ровным кругом», «Водяной», «Угадай, кто позвал?», «Угадай, кто ушел?». Дети могут приносить в группу любимую игрушку. В начале недели проводится беседа: как ребята провели выходные дни, где были, чем занимались, какие впечатления получили, чему научились, рады ли снова видеть друг друга. Все ребята приветствуют пришедшего после болезни сверстника, дети рассказывают, какие события произошли в детском саду в его отсутствие. Ритуал прощания «До свидания. Завтра ещё приходи».

 

* В группе на диване мы устроили «Уголок уединения», где ребёнок может остаться один, подумать, что ему хочется, что для этого нужно, почему у него плохое настроение.

 

* «Зональность развивающей среды», позволяющая детям рассредоточиться.

 

Разумная занятость детей делается для того, чтобы дети постоянно были чем-либо заняты, также между воспитанниками равномерно распределяются поручения – дежурство во время приема пищи, при подготовке материала к занятиям и уборка его по окончании занятий, посильная помощь при уборке игрушек и расчистке участка от снега, мусора. Совместные постройки из снега. Проведение игр и игровых упражнений направленные на сплочение и  на совместную деятельность детей, на создание коллективных работ по ИЗО деятельности, бисероплетнию.

 

* Применение физминуток во время организованной образовательной деятельности также благотворно влияет на взаимоотношения детей.

 

* Демократичный стиль общения воспитателя –  рядом, вместе, глаза в глаза.

 

* Организовали в группе систему традиций и ценностей, таких как ритуалы начала и завершения дня, традиционные досуговые, групповые мероприятия, празднование дня рождения воспитанников. Проведение социальных бесед: «Как правильно дружить», «Научился сам — научи друга», «Что значит настоящий друг?», «Учись прощать», «Кто такой добрый человек». Заучивание «мирилок». Совместно с детьми «разработали» правила группы «Что можно делать, что нельзя».

 

* Применяем игру «Подарок»: дети дают фишку тому ребенку, с кем ему хочется играть, общаться. Таким образом, определяются количество детей с кем дети хотят играть, а с кем не очень. Дети сами анализируют, почему так случилось. Именно общий разбор поступков объединяет и заставляет задуматься каждого ребенка над своими действиями и над своим «вкладом» в общие хорошие дела всей   группы. Кто-то в ходе игры может поблагодарить своего товарища или попросить прощение.

 

  В ходе наблюдения за дошкольниками в группе и анализируя состояние микроклимата, можно сделать вывод, что:

 

  Во-первых, необходимо создать определенный социальный мир в детском коллективе, подобрать разнообразные занятия, в которых каждый ребенок мог бы реализовать свое притязание на призвание.

 

  Во-вторых, у так называемых «непопулярных» детей специально развивать социальные навыки общения со сверстниками в разных видах игр. Стараться поддерживать инициативу дошкольников, видеть маленький и большой успех каждого ребенка в порученном ему деле, поощрять его.

 

  В -третьих, не стоит забывать о том, что необходимо проводить постоянную работу с родителями. Сообщать об успехах ребёнка, просить хвалить и поощрять малыша дома. Предлагать родителям выполнить совместную работу, в которой ребёнок добьётся успеха. В ходе индивидуальных бесед, родительских собраний проводить интерактивные игры и упражнения, позволяющие взрослым самим почувствовать все то, что чувствует их ребенок. Такая система работы по данной проблеме дает хорошие результаты, способствует развитию взаимопомощи, формированию положительного отношения детей друг к другу.

 

  Когда взрослые ласковы в обращении с ребенком, признают его права, а сверстники хотят с ним дружить, он испытывает эмоциональное благополучие, чувство уверенности, защищенности. И задача педагогов создать такой микроклимат в группе, при котором каждый воспитанник, пребывая в дошкольном учреждении, испытывал благоприятное состояние.

 

 

 

 

 

Для обеспечения эмоционального благополучия детей необходимо:

 

* безусловное принятие каждого ребенка взрослыми для развития у него жизненно важного чувства безопасности и уверенности в себе, в собственных силах;

 

* позитивность окружающей детей обстановки (создание поддерживающей, доброжелательной, искренней, домашней атмосферы в группах);

 

* равенство в отношениях между взрослым и ребенком (организация продук­тивного пошагового сотрудничества, своевременное получение дошкольниками помощи, поддержки и защиты при возникновении потребности в ней);

 

* обеспечение детям возможности свободно перемещаться в пространстве группы, в других помещениях детского сада (например, в музыкальном и физкультурном залах), непосредственно общаться со сверстниками;

 

* гибкий, личностно ориентированный подход: отказ от любых «ярлыков», учет психических и личностных особенностей каждого ребенка, выражающийся, например, в дифференцированном подборе заданий и упражнений, а также индивидуального темпа их выполнения;

 

* тесное профессиональное сотрудничество педагога-психолога, воспитателей и других специалистов детского сада при планировании и организации взаимо­действия с дошкольниками (в частности, при разработке индивидуальных обра­зовательных маршрутов для детей с проблемами со здоровьем и развитием);

 

создание условий для раскрытия личностной индивидуальности воспитанников, т. е. раннее выявление их творческих возможностей и способностей, своевременный мониторинг (периодическое отслеживание динамики), поощрение даже небольших достижений каждого ребенка и его стремления к самостоятельности;

 

* внимательное отношение и чуткая реакция на возникающие детские проблемы, тревоги и страхи;

 

* тактичное общение с ребенком для совместной «переработки» чрезмерно волнующих его впечатлений (часто негативных) с целью их постепенного уменьшения и преодоления, а также повышения самооценки;

 

* конфиденциальность информации об участниках психолого-педагогического взаимодействия, осуществление профессиональной деятельности под девизом «Не навреди!»

 

 

 

ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ РЕБЕНКА В ГРУППЕ ВО ВЗАИМОДЕЙСТВИИ СО СВЕРСТНИКАМИ.

 

Очень часто, мы — взрослые уделяем большое внимание физическому здоровью наших детей, забывая о том, что существует еще и эмоциональное благополучие. Эмоциональное благополучие включает в себя: эмоции, чувства ребенка, осознание своего собственного «Я» и своего места среди сверстников. Эмоциональное благополучие является одним из базисных качеств жизни человека, его фундамент закладывается в дошкольном возрасте и определяет успешность развития ребенка, и зависит от окружающих ребенка взрослых (родителей и близких, воспитателей) от их отношений и реакций на его поведение.

 

В детском возрасте зарождаются и наиболее интенсивно развиваются межличностные отношения: дети дружат, ссорятся, мирятся, обижаются, ревнуют, помогают друг другу, а иногда делают мелкие «пакости». Все эти отношения остро переживаются и несут массу разнообразных эмоций.

 

Между тем опыт первых отношений со сверстниками является тем фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности ребенка. Этот опыт во многом определяет характер отношения человека к себе, к другим, к миру в целом.

 

Общение со сверстниками имеет ряд особенностей, отличающих его от общения со взрослыми: первое, что бросается в глаза, — это чрезвычайно яркая эмоциональная насыщенность общения детей. Они буквально не могут разговаривать спокойно — кричат, визжат, хохочут, носятся, пугают друг друга и при этом захлебываются от восторга. Еще одна важная особенность контактов детей заключается в нестандартности их поведения и в отсутствии всяких правил и приличий. Если в общении с взрослым даже самые маленькие дети придерживаются определенных норм поведения, то при взаимодействии со сверстниками малыши используют самые неожиданные и непредсказуемые звуки и движения. Они прыгают, принимают причудливые позы, кривляются, передразнивают друг друга, трещат, квакают и гавкают, придумывают невообразимые звуки, слова, небылицы и т. п. Такие чудачества приносят им необузданную веселость — и чем чуднее, тем веселее. Подобная свобода, нерегламентированность общения дошкольников позволяет ребенку проявить свою инициативу и оригинальность, свое самобытное начало. Очень важно, что другие дети быстро и с удовольствием подхватывают инициативу ребенка, умножают ее и возвращают в преобразованном виде. Например, один крикнул, другой крикнул и подпрыгнул — и оба хохочут. Одинаковые и необычные действия приносят малышам уверенность в себе и яркие, радостные эмоции. В таких контактах маленькие дети переживают ни с чем не сравнимое ощущение своего сходства с другими.

 

Формы общения со сверстниками:

 

1. Эмоционально — практическая форма общения. (2-4года) — ребенок ждет от сверстников соучастия в забавах и жаждет самовыражения. Ему достаточно, если сверстник присоединился к его игре и усилил веселье. При этом каждый стремиться привлечь внимание к себе.

 

2. Ситуативно-деловая форма общения (4-6 лет) — период расцвета ролевой игры. Сюжетно — ролевая игра становится коллективной. За пределами игры ребята договариваются о распределении ролей, условиях игры.

 

3. Внеситуативно — деловая форма общения (6-7лет) — дети рассказывают о том, где были, что делали, оценивают действия товарища. Становится возможным «чистое общение», не связанное действием или игрой. Все больше наблюдается контактов детей на уровне реальных отношений, все меньше — на игровом уровне. Наряду с потребностью в сотрудничестве, четко выделяется потребность в признании и уважении сверстниками.

 

Проблемные формы отношения к сверстникам:

 

Агрессивные дети: практически все дети ссорятся, дерутся, обзываются и т. д. Обычно с усвоением правил и норм поведения эти непосредственные проявления детской агрессивности уступают место другим, более миролюбивым формам поведения. Однако у определенной категории детей агрессия как устойчивая форма поведения не только сохраняется, но и развивается, трансформируясь в устойчивое качество личности.

 

Обидчивые дети: среди всех проблемных форм межличностных отношений особое место занимает такое тяжелое переживание, как обида на других. В общих чертах обиду можно понимать, как болезненное переживание человеком своего игнорирования или отвержения со стороны партнеров по общению. Непрощенные обиды разрушают дружбу, приводят к накоплению как явных, так и скрытых конфликтов в группе и в конечном итоге деформируют личность человека.

 

Застенчивые дети: застенчивость является одной из самых распространенных и самых сложных проблем межличностных отношений. Известно, что застенчивость порождает ряд существенных трудностей в общении людей и в их отношениях. Среди них такие, как проблема познакомиться с новыми людьми, отрицательные эмоциональные состояния в ходе общения, трудности в выражении своего мнения, излишняя сдержанность, неумелое представление себя, скованность в присутствии других людей и т. д.

 

Демонстративные дети: сравнение себя со сверстником и демонстрация своих преимуществ являются закономерными и необходимыми для развития межличностных отношений. Однако часто демонстративность перерастает в личностную особенность, черту характера, которая приносит массу негативных переживаний человеку. Основным мотивом действий ребенка становится положительная оценка окружающих, с помощью которой он удовлетворяет собственную потребность в самоутверждении.

 

Сравнивая разные типы «проблемных» детей, можно видеть, что они существенно различаются по характеру своего поведения и по степени трудностей, которые они создают для окружающих. Одни из них постоянно дерутся, и приходится все время призывать их к порядку, другие всеми силами стремятся привлечь к себе внимание и выглядеть «хорошими», третьи прячутся от посторонних глаз и избегают всяких контактов.

 

Несмотря на различия в проблемном поведении детей, в основе почти всех проблем лежат сходные причины. В общих чертах суть этих психологических проблем можно определить, как фиксацию ребенка на оценке себя. Главной причиной конфликтов ребенка с собой и с другими является сосредоточенность на собственной ценности и на том, «что я значу для других». Такой ребенок уверен, что окружающие думают только о нем, приписывает им определенное отношение к себе и переживает его как реальное.

 

Специальные исследования показали, что наибольшей популярностью в группе сверстников обычно пользуются именно дети, которые могут помочь, уступить, выслушать, поддержать чужую инициативу. Именно эти качества: чуткость, отзывчивость, внимание к другому — наиболее высоко ценятся в детской группе. Эти качества обычно называют нравственными. Отсутствие этих качеств (нечувствительность и отсутствие интереса к партнеру, враждебность и т. д.), напротив, делает ребенка отвергаемым и лишает симпатии сверстников. Значит, нужно воспитывать не только представления о должном поведении или коммуникативные навыки, но прежде всего нравственные чувства, которые позволяют принимать и воспринимать чужие трудности и радости как свои.

 

Главная целью воспитания гуманных отношений является формирование общности с другими и возможности видеть в сверстниках друзей и партнеров. Чувство общности и способность «увидеть» другого являются тем фундаментом, на котором строится гуманное отношение к людям. Именно это отношение порождает сочувствие, сопереживание, сорадование и содействие.

 

Игры на повышение эмоционального микроклимата в группе помогают детям пережить чувство общности друг с другом, учат замечать достоинства и переживания сверстника и помогать ему в игровом и реальном взаимодействии.

 

Базовые принципы игр:

 

1.                  Безоценочность.

 

2.                  Отказ от реальных предметов и игрушек.

 

3.                  Отсутствие соревновательного начала в играх.

 

Игры на формирование внимания к сверстнику.

 

В таких играх, как «Зеркало», «Испорченный телефон», «Эхо», дети должны повторить действия или слова партнера. Подстраиваясь к другому и уподобляясь ему в своих действиях, они учатся замечать самые мелкие детали движений, мимики, интонаций своих ровесников.

 

Игры на способность к согласованности движений: «Змея», «Скачет, скачет воробей» — эти игры требуют ориентации на действия партнеров и подстройки к ним, что способствует направлению внимания на другого, сплоченности действий и возникновению чувства общности.

 

Игры для погружения детей в общие для всех переживания: «Найдем клад», «Казаки – разбойники» — создаваемое в этих играх мнимое чувство общей опасности объединяет и связывает дошкольников.

 

Ролевые игры: дети оказывают друг другу помощь и поддержку в «трудных» игровых ситуациях (например, в игре нужно помочь перейти улицу старенькой бабушке, или спасти кого-то от дракона, или вылечить ребенка и пр.).

 

Игры на вербальное выражение своего отношения к сверстнику: комплименты, добрые пожелания, подчеркивание достоинств другого и т.д. Посредством данных игр дети учатся видеть и подчеркивать положительные качества и достоинства других детей. Делая сверстнику комплименты, говоря ему свои пожелания, дети не только доставляют ему удовольствие, но и радуются вместе с ним.

 

Игры и занятия, в которых дети оказывают друг другу реальную помощь в совместной деятельности: изготовление общих рисунков, поделок, подарков.

 

В процессе проведения данных игр дошкольники становятся более внимательными друг к другу, замечают действия и настроения других, стремятся помочь и поддержать партнеров. Заметно снижается агрессивность многих проблемных детей, уменьшается число демонстративных реакций, замкнутые, застенчивые дети чаще участвуют в совместной игре. После проведения данных игр дети начинают больше и лучше играть вместе, и самостоятельно разрешать конфликты. И обеспечивается самое главное – признание других и уверенность ребенка в группе сверстников.

 

×
×