Проблема формирования и оценки жизненных компетенций воспитанников с интеллектуальной недостаточностью

Автор: Данейкина Мария сергеевна

Проблема формирования и оценки жизненных компетенций воспитанников с интеллектуальной недостаточностью

В федеральном государственном стандарте специального образования представлены два взаимосвязанных и взаимодействующих компонента: компонент «академический» и компонент «жизненной компетенции».

 Это свидетельствует о том, что все без исключения дети с ограниченными возможностями здоровья (вне зависимости от того, в каком образовательном учреждении они обучаются) должны получить возможность не только усвоить материал по общеобразовательным дисциплинам, но и, в первую очередь, овладеть социальным опытом, необходимым для самостоятельной жизнедеятельности.

Именно поэтому, формирование жизненных компетенций у детей с интеллектуальными нарушениями – это не только приоритетное, но и обязательное направление работы любого образовательного учреждения.

Авторы стратегии модернизации содержания образования приводят следующие базовые жизненные компетенции, которыми должен овладевать современный школьник:

— в сфере самостоятельной познавательной деятельности.

— в сфере гражданско-общественной деятельности.

— в сфере социально-трудовой деятельности.

-в бытовой сфере.

-в сфере культурно-досуговой деятельности.

Жизненные компетенции рассматриваются, как готовность ребенка использовать усвоенные знания, умения, способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач.

Приобретение этих компетенций базируется на опыте деятельности

воспитанника  в конкретных ситуациях.

В связи с практической ориентированностью современного образования основным результатом деятельности образовательного учреждения должна стать не только система знаний, умений и навыков сама по себе, но и  набор жизненных компетенций:

·        готовности видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем;

·        осознавать свою роль и предназначение;

·         уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения;

·        осведомленность воспитанника в особенностях национальной и общечеловеческой культуры, духовно-нравственных основах жизни человека и человечества;

·        осведомлённость в культурологических основах семейных, социальных, общественных явлениях и традициях,

·        знание  способов организации своего свободного времени.

 

Предлагаем рассмотреть, наиболее актуальные на наш взгляд направления воспитательской деятельности по формированию жизненных компетенции воспитанников с интеллектуальной недостаточностью:

 

№ П/П

Направления

воспитательной работы

Требования к воспитательным результатам

Развитие представлений о собственных возможностях и ограничениях, о насущно необходимом жизнеобеспечении

Развитие адекватных представлений о собственных возможностях и ограничениях, о насущно необходимом жизнеобеспечении, способности вступать в коммуникацию с взрослыми по вопросам медицинского сопровождения и созданию специальных условий для пребывания ребенка в школе, представлений о своих нуждах и правах в организации обучения.

 

·        Умение адекватно оценивать свои силы, понимать, что можно и чего нельзя: в еде, в физической нагрузке, в приеме медицинских препаратов, осуществлении вакцинации.

 

·        Умение пользоваться личными адаптивными средствами в разных ситуациях (слуховой аппарат, очки, кресло, капельница, катетер, памперсы и др.)

 

·        Понимание ребенком того, что пожаловаться и попросить о помощи при проблемах в жизнеобеспечении – это нормально, необходимо, не стыдно, не унизительно. Умение адекватно выбрать взрослого и обратиться к нему за помощью, точно описать возникшую проблему, иметь достаточный запас фраз и определений (меня мутит, терпеть нет сил, у меня болит…, извините, эту прививку мне делать нельзя, извините, сладкие фрукты мне нельзя, у меня аллергия на…)

 

·        Умение выделять ситуации, когда требуется привлечение родителей, и объяснять учителю (работнику школы) необходимость связаться с семьей для принятия решения в области жизнеобеспечения

 

·        Умение обратиться ко взрослым при затруднениях в учебном процессе, сформулировать запрос о специальной помощи (можно я пересяду, мне не видно, я не разбираю этого шрифта, повернитесь пожалуйста, я не понимаю, когда не вижу Вашего лица и т.д.

Дифференциация

и осмысление картины мира

Расширение и обогащение опыта реального взаимодействия ребенка с бытовым окружением, миром природных явлений и вещей, формирование адекватного представления об опасности и безопасности

·        Адекватность бытового поведения ребенка с точки зрения опасности/безопасности и для себя, и для окружающих; сохранности окружающей предметной и природной среды.

 

 

·        Использование вещей в соответствии с их функциями, принятым порядком и характером наличной ситуации.

 

 

·        Расширение и накопление знакомых и разнообразно освоенных мест за пределами дома и школы: двор, дача, лес, парк, речка, городские и загородные достопримечательности и др.

Формирование целостной и подробной картины мира, упорядоченной во времени и пространстве, адекватно возрасту ребенка. Формирование умения ребенка устанавливать связь между ходом собственной жизни и природным порядком.

·        Умение ребенка накапливать личные впечатления, связанные с явлениями окружающего мира, упорядочивать их во времени и пространстве. Умение устанавливать взаимосвязь порядка природного и уклада собственной жизни в семье и в школе, и вести себя в быту сообразно этому пониманию (помыть грязные сапоги, принять душ после прогулки на велосипеде в жаркий летний день, и т.д.).

·        Умение устанавливать взаимосвязь порядка общественного и уклада собственной жизни в семье и в школе, соответствовать этому порядку

Формирование внимания и интереса ребенка к новизне и изменчивости окружающего, к их изучению, понимания значения собственной активности во взаимодействии со средой

·        Развитие у ребенка любознательности, наблюдательности, способности замечать новое, задавать вопросы, включаться в совместную со взрослым исследовательскую деятельность.

 

·        Развитие у ребенка любознательности, наблюдательности, способности замечать новое, задавать вопросы, включаться в совместную со взрослым исследовательскую деятельность.

 

·        Развитие активности во взаимодействии с миром, понимание собственной результативности.

 

·        Накопление опыта освоения нового при помощи экскурсий и путешествий.

Развитие способности ребенка взаимодействовать с другими людьми, осмыслять и присваивать чужой опыт и делиться своим опытом, используя вербальные и невербальные возможности (игра, чтение, рисунок как коммуникация и др.)

 

·        Умение передать свои впечатления, соображения, умозаключения так, чтобы быть понятым другим человеком.

 

·        Умение принимать и включать в свой личный опыт жизненный опыт других людей.

 

·        Умение делиться своими воспоминаниями, впечатлениями и планами с другими людьми

Дифференциация и осмысление адекватно возрасту своего социального окружения, принятых ценностей и социальных ролей

Формирование знания о правилах поведения в разных социальных ситуациях и с людьми разного социального статуса, со взрослыми разного возраста и детьми (старшими, младшими, сверстниками), со знакомыми и не знакомыми людьми.

·        Знание правил поведения в разных социальных ситуациях с людьми разного статуса: с близкими в семье; с учителями и учениками в школе; с незнакомыми людьми в транспорте, в парикмахерской, в театре, в кино, в магазине, в очереди и т.д

Освоение необходимых ребенку социальных ритуалов

·        Умение адекватно использовать принятые в окружении ребенка социальные ритуалы.

 

·        Умение корректно выразить свои чувства, отказ, недовольство, благодарность, сочувствие, намерение, просьбу, опасение.

Освоение возможностей и допустимых границ социальных контактов, выработки адекватной дистанции в зависимости от ситуации общения.

·        Умение проявлять инициативу, корректно устанавливать и ограничивать контакт.

 

·        Умение не быть назойливым в своих просьбах и требованиях, быть благодарным за проявление внимания и оказание помощи.

 

 

·        Умение применять формы выражения своих чувств соответственно ситуации социального контакта.

Расширение и обогащение опыта социального взаимодействия ребенка в ближнем и дальнем окружении.

·        Расширение круга освоенных социальных контактов

Овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни

Формирование активной позиции ребенка и веры в свои силы в овладении навыками самообслуживания: дома и в школе, стремления к самостоятельности и независимости в быту и помощи другим людям в быту

·        Прогресс в самостоятельности и независимости в быту

Освоение устройства домашней жизни, разнообразия повседневных бытовых дел (покупка продуктов, приготовление еды, покупка, стирка, глажка, чистка и ремонт одежды, поддержание чистоты в доме, создание тепла и уюта и т.д.), предназначения окружающих в быту предметов и вещей. Формирование понимания того, что в разных семьях домашняя жизнь может быть устроена по-разному

·        Представления об устройстве домашней жизни. Умение включаться в разнообразные повседневные дела, принимать посильное участие, брать на себя ответственность в каких-то областях домашней жизни.

Ориентировка в устройстве школьной жизни, участие в повседневной жизни класса, принятие на себя обязанностей наряду с другими детьми

·        Представления об устройстве школьной жизни. Умение ориентироваться в пространстве школы и попросить о помощи в случае затруднений, ориентироваться в расписании занятий. Умение включаться в разнообразные повседневные школьные дела, принимать посильное участие, брать на себя ответственность. Прогресс ребенка в этом направлении

Формирование желания участвовать в устройстве праздника, понимания значения праздника дома и в школе, стремления порадовать близких, понимание того, что праздники бывают разными.

·        Стремление ребенка участвовать в подготовке и проведении праздника, прогресс в этом направлении

Овладение навыками

коммуникации

Формирование знания правил коммуникации и умения использовать их в актуальных для ребенка житейских ситуациях

·        Умение решать актуальные житейские задачи, используя коммуникацию как средство достижения цели (вербальную, невербальную)

 

·        Умение начать и поддержать разговор, задать вопрос, выразить свои намерения, просьбу, пожелание, опасения, завершить разговор

 

·        Умение корректно выразить отказ и недовольство, благодарность, сочувствие и т.д.

 

·        Умение получать и уточнять информацию от собеседника.

 

·        Освоение культурных форм выражения своих чувств.

Расширение и обогащение опыта коммуникации ребенка в ближнем и дальнем окружении

·        Расширение круга ситуаций, в которых ребенок может использовать коммуникацию как средство достижения цели

 

×
×