Автор: Данейкина Мария сергеевна
Проблема формирования и оценки жизненных компетенций воспитанников с интеллектуальной недостаточностью
В федеральном государственном стандарте специального образования представлены два взаимосвязанных и взаимодействующих компонента: компонент «академический» и компонент «жизненной компетенции».
Это свидетельствует о том, что все без исключения дети с ограниченными возможностями здоровья (вне зависимости от того, в каком образовательном учреждении они обучаются) должны получить возможность не только усвоить материал по общеобразовательным дисциплинам, но и, в первую очередь, овладеть социальным опытом, необходимым для самостоятельной жизнедеятельности.
Именно поэтому, формирование жизненных компетенций у детей с интеллектуальными нарушениями – это не только приоритетное, но и обязательное направление работы любого образовательного учреждения.
Авторы стратегии модернизации содержания образования приводят следующие базовые жизненные компетенции, которыми должен овладевать современный школьник:
— в сфере самостоятельной познавательной деятельности.
— в сфере гражданско-общественной деятельности.
— в сфере социально-трудовой деятельности.
-в бытовой сфере.
-в сфере культурно-досуговой деятельности.
Жизненные компетенции рассматриваются, как готовность ребенка использовать усвоенные знания, умения, способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач.
Приобретение этих компетенций базируется на опыте деятельности
воспитанника в конкретных ситуациях.
В связи с практической ориентированностью современного образования основным результатом деятельности образовательного учреждения должна стать не только система знаний, умений и навыков сама по себе, но и набор жизненных компетенций:
· готовности видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем;
· осознавать свою роль и предназначение;
· уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения;
· осведомленность воспитанника в особенностях национальной и общечеловеческой культуры, духовно-нравственных основах жизни человека и человечества;
· осведомлённость в культурологических основах семейных, социальных, общественных явлениях и традициях,
· знание способов организации своего свободного времени.
Предлагаем рассмотреть, наиболее актуальные на наш взгляд направления воспитательской деятельности по формированию жизненных компетенции воспитанников с интеллектуальной недостаточностью:
№ П/П Направления воспитательной работы |
Требования к воспитательным результатам |
Развитие представлений о собственных возможностях и ограничениях, о насущно необходимом жизнеобеспечении |
|
Развитие адекватных представлений о собственных возможностях и ограничениях, о насущно необходимом жизнеобеспечении, способности вступать в коммуникацию с взрослыми по вопросам медицинского сопровождения и созданию специальных условий для пребывания ребенка в школе, представлений о своих нуждах и правах в организации обучения.
|
· Умение адекватно оценивать свои силы, понимать, что можно и чего нельзя: в еде, в физической нагрузке, в приеме медицинских препаратов, осуществлении вакцинации.
· Умение пользоваться личными адаптивными средствами в разных ситуациях (слуховой аппарат, очки, кресло, капельница, катетер, памперсы и др.)
· Понимание ребенком того, что пожаловаться и попросить о помощи при проблемах в жизнеобеспечении – это нормально, необходимо, не стыдно, не унизительно. Умение адекватно выбрать взрослого и обратиться к нему за помощью, точно описать возникшую проблему, иметь достаточный запас фраз и определений (меня мутит, терпеть нет сил, у меня болит…, извините, эту прививку мне делать нельзя, извините, сладкие фрукты мне нельзя, у меня аллергия на…)
· Умение выделять ситуации, когда требуется привлечение родителей, и объяснять учителю (работнику школы) необходимость связаться с семьей для принятия решения в области жизнеобеспечения
· Умение обратиться ко взрослым при затруднениях в учебном процессе, сформулировать запрос о специальной помощи (можно я пересяду, мне не видно, я не разбираю этого шрифта, повернитесь пожалуйста, я не понимаю, когда не вижу Вашего лица и т.д. |
Дифференциация и осмысление картины мира |
|
Расширение и обогащение опыта реального взаимодействия ребенка с бытовым окружением, миром природных явлений и вещей, формирование адекватного представления об опасности и безопасности |
· Адекватность бытового поведения ребенка с точки зрения опасности/безопасности и для себя, и для окружающих; сохранности окружающей предметной и природной среды.
· Использование вещей в соответствии с их функциями, принятым порядком и характером наличной ситуации.
· Расширение и накопление знакомых и разнообразно освоенных мест за пределами дома и школы: двор, дача, лес, парк, речка, городские и загородные достопримечательности и др. |
Формирование целостной и подробной картины мира, упорядоченной во времени и пространстве, адекватно возрасту ребенка. Формирование умения ребенка устанавливать связь между ходом собственной жизни и природным порядком. |
· Умение ребенка накапливать личные впечатления, связанные с явлениями окружающего мира, упорядочивать их во времени и пространстве. Умение устанавливать взаимосвязь порядка природного и уклада собственной жизни в семье и в школе, и вести себя в быту сообразно этому пониманию (помыть грязные сапоги, принять душ после прогулки на велосипеде в жаркий летний день, и т.д.). · Умение устанавливать взаимосвязь порядка общественного и уклада собственной жизни в семье и в школе, соответствовать этому порядку |
Формирование внимания и интереса ребенка к новизне и изменчивости окружающего, к их изучению, понимания значения собственной активности во взаимодействии со средой |
· Развитие у ребенка любознательности, наблюдательности, способности замечать новое, задавать вопросы, включаться в совместную со взрослым исследовательскую деятельность.
· Развитие у ребенка любознательности, наблюдательности, способности замечать новое, задавать вопросы, включаться в совместную со взрослым исследовательскую деятельность.
· Развитие активности во взаимодействии с миром, понимание собственной результативности.
· Накопление опыта освоения нового при помощи экскурсий и путешествий. |
Развитие способности ребенка взаимодействовать с другими людьми, осмыслять и присваивать чужой опыт и делиться своим опытом, используя вербальные и невербальные возможности (игра, чтение, рисунок как коммуникация и др.)
|
· Умение передать свои впечатления, соображения, умозаключения так, чтобы быть понятым другим человеком.
· Умение принимать и включать в свой личный опыт жизненный опыт других людей.
· Умение делиться своими воспоминаниями, впечатлениями и планами с другими людьми |
Дифференциация и осмысление адекватно возрасту своего социального окружения, принятых ценностей и социальных ролей |
|
Формирование знания о правилах поведения в разных социальных ситуациях и с людьми разного социального статуса, со взрослыми разного возраста и детьми (старшими, младшими, сверстниками), со знакомыми и не знакомыми людьми. |
· Знание правил поведения в разных социальных ситуациях с людьми разного статуса: с близкими в семье; с учителями и учениками в школе; с незнакомыми людьми в транспорте, в парикмахерской, в театре, в кино, в магазине, в очереди и т.д |
Освоение необходимых ребенку социальных ритуалов |
· Умение адекватно использовать принятые в окружении ребенка социальные ритуалы.
· Умение корректно выразить свои чувства, отказ, недовольство, благодарность, сочувствие, намерение, просьбу, опасение. |
Освоение возможностей и допустимых границ социальных контактов, выработки адекватной дистанции в зависимости от ситуации общения. |
· Умение проявлять инициативу, корректно устанавливать и ограничивать контакт.
· Умение не быть назойливым в своих просьбах и требованиях, быть благодарным за проявление внимания и оказание помощи.
· Умение применять формы выражения своих чувств соответственно ситуации социального контакта. |
Расширение и обогащение опыта социального взаимодействия ребенка в ближнем и дальнем окружении. |
· Расширение круга освоенных социальных контактов |
Овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни |
|
Формирование активной позиции ребенка и веры в свои силы в овладении навыками самообслуживания: дома и в школе, стремления к самостоятельности и независимости в быту и помощи другим людям в быту |
· Прогресс в самостоятельности и независимости в быту |
Освоение устройства домашней жизни, разнообразия повседневных бытовых дел (покупка продуктов, приготовление еды, покупка, стирка, глажка, чистка и ремонт одежды, поддержание чистоты в доме, создание тепла и уюта и т.д.), предназначения окружающих в быту предметов и вещей. Формирование понимания того, что в разных семьях домашняя жизнь может быть устроена по-разному |
· Представления об устройстве домашней жизни. Умение включаться в разнообразные повседневные дела, принимать посильное участие, брать на себя ответственность в каких-то областях домашней жизни. |
Ориентировка в устройстве школьной жизни, участие в повседневной жизни класса, принятие на себя обязанностей наряду с другими детьми |
· Представления об устройстве школьной жизни. Умение ориентироваться в пространстве школы и попросить о помощи в случае затруднений, ориентироваться в расписании занятий. Умение включаться в разнообразные повседневные школьные дела, принимать посильное участие, брать на себя ответственность. Прогресс ребенка в этом направлении |
Формирование желания участвовать в устройстве праздника, понимания значения праздника дома и в школе, стремления порадовать близких, понимание того, что праздники бывают разными. |
· Стремление ребенка участвовать в подготовке и проведении праздника, прогресс в этом направлении |
Овладение навыками коммуникации |
|
Формирование знания правил коммуникации и умения использовать их в актуальных для ребенка житейских ситуациях |
· Умение решать актуальные житейские задачи, используя коммуникацию как средство достижения цели (вербальную, невербальную)
· Умение начать и поддержать разговор, задать вопрос, выразить свои намерения, просьбу, пожелание, опасения, завершить разговор
· Умение корректно выразить отказ и недовольство, благодарность, сочувствие и т.д.
· Умение получать и уточнять информацию от собеседника.
· Освоение культурных форм выражения своих чувств. |
Расширение и обогащение опыта коммуникации ребенка в ближнем и дальнем окружении |
· Расширение круга ситуаций, в которых ребенок может использовать коммуникацию как средство достижения цели |