Ситуация успеха на уроках русского языка и литературы в рамках реализации ФГОС ООО

Автор: Абайдулина Алсу Нуричановна

Ситуация успеха на уроках русского языка и литературы в рамках реализации ФГОС ООО

   Добрый день, уважаемые коллеги! Ещё в V веке до н. э. греческий философ Гераклит сказал: «Всё течёт, всё изменяется», это высказывание актуально и сегодня. С внедрением в нашу систему образования  ФГОС  изменился и подход к обучению, целью учителя не просто дать знания ребёнку, а «научить учиться», «научить жить», «научить жить вместе», и даже «научить работать и зарабатывать».

   Наше образовательное учреждение, школа № 21 г. Нижневартовска, — являясь пилотной площадкой, начала вводить ФГОС в основной школе с 2012 года. Мои «первопроходцы» сейчас в 8 классе. Опыт пока небольшой, но есть некоторые наработки.

  Анатоль Франс, французский писатель и критик, очень точно подметил важность необычной подачи учебного материала, сказав: «Лучше усваиваются те знания, которые поглощаются с аппетитом». Несомненно, ребенку будет интересно на том уроке, где он будет ощущать себя успешным. Каким образом сделать урок интересным? Какая технология наиболее полно отвечает современным требованиям урока в рамках реализации ФГОС ООО? Поиски ответов на эти вопросы привели меня к технологии развития  критического мышления. Из всех технологий она, на мой взгляд, самая рациональная, позволяющая осуществить переход от информационно-объяснительной техники обучения к деятельностно — развивающей, формирующей широкий спектр личностных качеств ребёнка. При её использовании нет необходимости заставлять учащихся слушать учителя и верить ему на слово. А работа в коллективе заставляет ребенка взглянуть на себя по-другому, мобилизовать свой потенциал.

   Итак, немного подробнее о технологии критического мышления. Технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо» (РКМЧП) была разработана американскими педагогами. Надо заметить, что в основу технологии положены идеи и положения теории Льва Семёновича Выготского о зоне ближайшего развития и о неразрывной связи обучения и общего развития ребёнка. Ценность данной технологии в том, что она учит слушать и слышать, развивает речь, даёт возможность общения, активизирует мыслительную деятельность, познавательный интерес, побуждает детей к работе. Уходит страх, повышается ответственность ученика за свой ответ, учитель и учащиеся вместе участвуют в добывании знаний.

Цель ТРКМ — развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни, а значит и развитие УУД.

  ТРКМ решает следующие задачи:

  • Формирование нового стиля мышления, для которого характерны открытость, гибкость, рефлексивность, осознание внутренней многозначности позиций и точек зрения, альтернативности принимаемых решений.
  • Развитие таких базовых качеств личности, как критическое мышление,  рефлексивность,  коммуникативность,  креативность, мобильность, самостоятельность, толерантность, ответственность за собственный выбор и результаты своей деятельности.
  • Развитие аналитического, критического мышления.

Данная технология позволяет осуществить моё педагогическое кредо: » Я ничему не учу своих учеников, а только  создаю условия, в которых они сами учатся». Современный  урок — это урок, на котором максимум ребёнка и минимум учителя, урок, на котором  больше работают дети,  а педагог только направляет их работу, урок, на котором нет обязаловки, нет стереотипов. Жан Жак  Руссо  когда-то  отметил: » Ребёнок должен делать то, что он хочет, но хотеть он должен того, чего хочет учитель. Поэтому педагогу так необходимо умело направлять ребёнка, чтобы он думал, что самостоятельно пришёл  до определённой основы, вывел формулу,  сформулировал тему урока».

Чему мы учимся с моими восьмиклассниками с помощью данной технологии, какими приёмами ТРКМ овладели в этом учебном году?

·         Учимся прогнозировать. Приёмы «Верные – неверные утверждения», «Дерево предсказаний» помогают моим ученикам овладеть приёмами прогнозирования.                 

·         Учимся воспринимать информацию. Для осмысления содержания лингвистического текста, обнаружения личностного смысла в тексте использую приём «Инсерт» (чтение с маркировкой текста).

·         Учимся восприятию информации. Приёмы «Мозговой штурм», «Знаю – хочу узнать – узнал» для этого наиболее эффективны.  

·         Учимся  задавать  вопросы. Приёмы «Толстые и тонкие вопросы», «Кластер» использую не только на уроке, но и в домашнем задании. 

·         Творчески интерпретируем информацию. Очень часто использую приём «Синквейн» – творческую  форму рефлексии, которая способствует умению резюмировать информацию, излагать сложные идеи, чувства и представления в кратких выражениях.  

   В отличие от традиционного современный урок даёт возможность учащимся самим прийти к открытию нового знания через практическую направленность. Учитель не наставник, а друг, помогающий справиться с возникшими проблемами на уроке. Таким образом, реализация ФГОС в большей степени зависит от учителя, который перестанет быть единственным носителем знаний, а будет выполнять роль проводника в мире информации.

   Изучив и сравнив федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения и технологию развития критического мышления, я пришла к выводу, что именно эта технология позволяет реализовать основные концепции нового стандарта. Использование в учебном процессе технологии развития критического мышления способствует формированию социально адаптированной, самостоятельно мыслящей, толерантной личности. Критическое мышление – это способность ставить новые вопросы, вырабатывать разнообразные аргументы, принимать независимые продуманные решения. Все эти качества востребованы обществом. В век динамичных изменений главным становится умение учиться самостоятельно.

   Не секрет, что одной из проблем современного цивилизованного общества является потеря интереса к слову не только как к способу передачи информации, но и как к форме самовыражения. Живое слово обесценивается, теряет позиции на фоне визуализации информации. Потому перед учителем русского языка прежде всего стоит задача вернуть утраченный интерес к слову как к культурологическому явлению посредством воспитания у обучающихся читательской культуры и, соответственно, интереса к процессу чтения. Именно технология развития критического мышления способна реализовать данную задачу. Особенно важно, что инновационный подход к обучению позволяет так организовать учебный процесс, что ребёнку урок и в радость, и приносит пользу, не превращаясь просто в забаву или игру. И, может быть, именно на таком уроке, как говорил Цицерон, «зажгутся глаза слушающего о глаза говорящего».

×
×