Автор: ovpryanikova@dim-spo.ru
Normal
0
false
false
false
RU
X-NONE
X-NONE
/* Style Definitions */
table.MsoNormalTable
{mso-style-name:»Обычная таблица»;
mso-tstyle-rowband-size:0;
mso-tstyle-colband-size:0;
mso-style-noshow:yes;
mso-style-priority:99;
mso-style-qformat:yes;
mso-style-parent:»»;
mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt;
mso-para-margin-top:0cm;
mso-para-margin-right:0cm;
mso-para-margin-bottom:10.0pt;
mso-para-margin-left:0cm;
line-height:115%;
mso-pagination:widow-orphan;
font-size:11.0pt;
font-family:»Calibri»,»sans-serif»;
mso-ascii-font-family:Calibri;
mso-ascii-theme-font:minor-latin;
mso-hansi-font-family:Calibri;
mso-hansi-theme-font:minor-latin;
mso-fareast-language:EN-US;}
Пряникова О.В.
ОГБПОУ «Димитровградский технический колледж», Россия, г. Димитровград
Regional state budget professional educational institution «Dimitrovgrad Technical College», Russia, Dimitrovgrad
ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ С РАБОТОДАТЕЛЯМИ.
FORMS OF INTERACTION OF PROFESSIONAL EDUCATIONAL ORGANIZATIONS AND EMPLOYERS.
Аннотация: в статье рассмотрен опыт совместной деятельности образовательных организаций и работодателей, направленной на повышение качества образовательной деятельности и формированию партнерских отношений.
Abstract: the article describes the experience of joint activities of educational organizations and employers aimed at improving the quality of educational activities and the formation of partnerships.
Ключевые слова: обеспечение качества подготовки специалистов, пути совершенствования механизмов взаимодействия ПОО с работодателями.
Профессиональное образование в настоящее время всё в большей степени ориентируется на удовлетворение потребностей рынка труда, конкретных запросов работодателей, становится инструментом решения, первоочередных экономических проблем общества. Растут требования индустрии к квалификации и качеству подготовки специалистов, обостряется конкуренция на рынке труда. Задача обеспечения качества среднего профессионального образования имеет чрезвычайно важное социальное и государственное значение.
Миссия нашего колледжа состоит в обеспечении подготовки специалистов высокого профессионального уровня, практико-ориентированных специалистов в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, требованиями международных стандартов менеджмента качества для реализации и развития кадрового, культурного, научного, производственного потенциала ядерно-инновационного и транспортно-логистических кластеров в регионе, формирование гражданских и нравственных качеств личности.
При этом центральной стратегической задачей колледжа в области обеспечения качества подготовки специалистов является достижение высокого рейтинга выпускника через удовлетворение потребности личности в образовательных услугах в течение всей жизни, обеспечивающих её профессиональное и социальное самоопределение.
В настоящее время колледж осуществляет образовательную деятельность по программам подготовки специалистов среднего звена, по программам подготовки квалифицированных рабочих, служащих; по программам адаптированного профессионального обучения, образовательные программы относятся к 9 укрупненным группам профессий, специальностей и направлений подготовки.
Обязательным разделом образовательных программ, при освоении обучающимися профессиональных компетенций в рамках профессиональных модулей является практика, она представляет собой вид учебной деятельности, направленной на формирование, закрепление, развитие практических навыков и компетенций в процессе выполнения определенных видов работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью.
Колледжем налажены деловые контакты с работодателями городских организаций различных форм собственности, где обучающиеся проходят практику по профилю.
С целью укрепления связи с рынком труда, обеспечения качества подготовки, мы пошли по пути совершенствования механизмов взаимодействия ПОО с работодателями, выделив следующие направления работы по формированию взаимоотношений с потребителями кадров:
— пропаганда рабочих профессий и специальностей среди учащихся школ города и районов населения города;
— привлечение работодателей к активному воздействию по содержанию образовательного и воспитательного процесса
— обсуждения ключевых проблем совместно с Министерством образования и науки Ульяновской области, ведущими специалистами, инженерами и экспертами предприятий города и области;
— мониторинг рынка труда и образовательных услуг
Профориентационная работа:
Взаимодействие с работодателями начинается уже в рамках ранней профессиональной ориентации и продолжается в организации и реализации учебно-воспитательного процесса, логическим завершением которого является трудоустройство выпускников и их дальнейший карьерный рост.
Основными задачами профориентационной работы являются:
— формирование профориентационной стратегии в городе;
— совместная работа с предприятиями по пропаганде рабочих профессий, специальностей;
— организация профориентационных мероприятий для школьников и их родителей;
— профориентационное тестирование и консультирование;
— информационное обеспечение профориентационной работы.
Мероприятия профориентационной направленности включают в себя: экскурсии, интерактивные лекции, тематические встречи с успешными людьми, деловые игры, посещение дошкольных учреждений, мастер-классы, психологическое тестирование, конкурсы, дни открытых дверей.
Большинство мероприятий колледжа уже стали традиционными. Их особенность – насыщенность, использование различных интерактивных форм, широкое привлечение социальных партнеров колледжа.
Привлечение работодателей к активному воздействию по содержанию образовательного процесса:
— участие в разработке и корректировка содержания профессиональных образовательных программ;
-организация производственной практики, заключение договоров на прохождение практики;
-проведение конкурсов профессионального мастерства, Дней карьеры, организация выставок и круглых столов;
— выработка механизмов взаимодействия колледжа и предприятий в направлении совершенствования материально-технического оснащения колледжа.
— оценка качества подготовки специалистов (ГИА);
— стажировка преподавателей.
Сегодня одно из наиболее актуальных направлений взаимодействия производства и образования – это участие работодателей в разработке содержания образования. Если для работодателей участие в разработке содержания образования обеспечивает подготовку кадров в соответствии с задачами технической модернизации и развития предприятия, повышения производительности труда и качества выпускаемой продукции, то для колледжа — учет запросов конкретного производства позволяет готовить специалистов, востребованных на региональных рынках труда, знакомых с особенностями конкретного производства.
Стремительное развитие информационных технологий приводит к тому, что содержание учебных программ надо постоянно обновлять. Действующее законодательство в области образования и организация сетевой формы взаимодействия позволяет обеспечить учет позиции работодателей путем их прямого участия в разработке, экспертизе и реализации ФГОС профессионального образования. Компетентностный подход позволяет целенаправленно готовить специалистов, удовлетворяющих требованиям рынка труда.
Наиболее тесный и взаимопроникающий характер взаимодействие ПОО и работодателей приобретает в процессе прохождения студентами различных практик, которые являются составными частями основных образовательных программ СПО. Именно практики обеспечивают приобретение студентами первого профессионального опыта работы и, тем самым, выступают в качестве ведущего фактора, обеспечивающего эффективное формирование высокого уровня профессиональной компетентности будущих специалистов.
Профессиональные состязания — важный элемент системы мотивации, который в конечном итоге сказывается и на повышении престижа конкретных специальностей и профессий. С целью популяризации и привлечения молодых инициативных людей в рабочие профессии и специальности, повышения их престижа в обществе, привлечения представителей предприятий в колледже ежегодно проводятся конкурсы профессионального мастерства «Мастер – золотые руки» — рамках 1 тура конкурса «Word Skills Russia», конкурса для людей с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья — «Абилимпикс».
Для максимального приближения системы оценивания и контроля уровня освоения компетенций выпускников с условиями их будущей профессиональной деятельности в качестве внешних экспертов, кроме преподавателей профильных дисциплин, к проведению ГИА привлекаются работодатели.
Важным условием повышения качества подготовки специалистов являются педагогические кадры. Поэтому, в колледже проводится целенаправленная кадровая политика. Её основные принципы направлены:
— на сохранение, укрепление и развитие кадрового потенциала;
— на создание квалифицированного коллектива, способного работать в современных социально-экономических условиях;
— на повышение уровня квалификации персонала.
Стажировка преподавателей колледжа проводится в организациях реального сектора экономики, профиль деятельности которых соответствует реализуемым в колледже специальностям и профессиям, с целью освоения инновационных технологий, форм, методов и средств обучения; изучение отечественного и зарубежного опыта оценки уровня квалификации специалистов; выработка предложений по совершенствованию образовательного процесса, внедрению в практику обучения передовых достижений науки, техники и производства.
3.Участие работодателей в организации воспитательного процесса:
— встречи с ветеранами труда,
— круглые столы с выпускниками колледжа
— экскурсии на производство.
Одним из направлений развития системы среднего профессионального образования является совершенствование воспитания как неотъемлемой самоценной части целостного образовательного процесса. Большое воспитательное значение имеют мероприятия с участием работодателей.
Проведение технических семинаров с обсуждением ключевых проблем и запросов на компетенции от современных технологий проходят совместно с Министерством образования и науки Ульяновской области, а также с участием представителей: Регионального объединения работодателей «Союз промышленников и предпринимателей Ульяновской области», группы компаний СИГМА-СИ, ESAB, Linde Gas Rus, промышленных предприятий г. Димитровграда.
Наиболее актуальные задачи, на которых сконцентрировано внимание работодателей: подготовка студентов к реалиям современного рынка труда, обучение правилам поведения в деловой среде, воспитание навыков публичной презентации себя и результатов своего труда, воспитание коммуникационных навыков, навыков командной и проектной работы, воспитание адекватной самооценки и готовность начать работу с низших ступеней карьерной лестницы; разработка системы мер способствующих трудоустройству выпускников по их специальности или профессии.
4.Мониторинг рынка труда и образовательных услуг:
— сотрудничество с центром занятости населения,
— исследования конкурентоспособности колледжа.
Мониторинг рынка труда позволяет выявить потребности территорий в рабочей силе, тенденции ее спроса и предложения, обоснования рациональной структуры и объемов подготовки кадров в ПОО. Колледжем проводится четкая системная работа с Центром занятости населения г. Димитровграда. При содействии Центра организуются экскурсии школьников на предприятия, с целью знакомства их на деле с арсеналом рабочих профессии и условиями труда. Реализуется факультативный курс «Личная стратегия жизни» совместно с Ассоциацией развития города Димитровграда. Масштабные мероприятия — это ярмарки вакансий, организуемые с целью установления прямых контактов между соискателями, опытными специалистами кадрового рынка и работодателями. Для эффективного трудоустройства важен любой опыт: общение с работодателями и отличный шанс изучить рынок труда на практике, определить сферы деятельности.
Обеспечивая информационную открытость колледжа, посредством самоотчётов, демонстрируя качество и результативность многих показателей, характеризующих те или иные направления деятельности: стратегия и управление процессом, информационно-техническое и учебно-методическое обеспечение, уровень развития электронной информационно-образовательной среды, качество оказания информационно-технической поддержки студентов и сотрудников; качество создания интегрированной информационно-коммуникационной системы для обеспечения дистанционного доступа к образовательным ресурсам, мы надеемся на увеличение числа социальных партнеров, повышение их взаимодействия с колледжем; привлечение внимания потенциальных партнеров к проектам, реализуемым в колледже.
Сегодня в дополнение к перечисленным формам сотрудничества добавились новые:
· расширение спектра образовательных услуг, востребованных на рынке труда ресурсным центром колледжа;
· взаимодействие с работодателями на различных этапах реализации образовательной программы: в преподавании дисциплин и модулей; подготовке обучающихся колледжа к участию в чемпионатах профессионального мастерства «WorldSkills Russia» и «Абилимпикс»;
· создание на базе ОГБПОУ ДТК Центра опережающей профессиональной подготовки и центра оценки квалификаций;
· организация государственно-частного партнерства на базе колледжа;
· оказание услуг объективной оценки уровня владения и степени сформированности коммуникативной компетенции по русскому языку трудящимся мигрантам центром тестирования иностранных граждан.
Основной путь развития профессионального образования и выведения его на уровень требований сегодняшнего дня мы видим в интеграции образовательных ресурсов учебного заведения и стратегических работодателей.
Ведь, чтобы отвечать требованиям современности, профессиональное образование призвано предвосхищать основные тенденции будущей реальности и воплощать это будущее в новых формах и технологиях обучения.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК:
1.Димитровградский технический колледж [Электронный ресурс]. − Режим доступа: https://dim-spo.ru/index.php/svedeniya-ob-obrazovatelnoj-organizatsii/dokumenty (05.10.2018 ).