Пряникова О.В. ОГБПОУ «Димитровградский технический колледж», Россия, г. Димитровград PryanikovаO.V. Regional state budget professional educational institution «Dimitrovgrad Technical College», Russia, Dimitrovgrad ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ С РАБОТОДАТЕЛЯМИ. FORMS OF INTERACTION OF PROFESSIONAL EDUCATIONAL ORGANIZATIONS AND EMPLOYERS. Аннотация: в статье рассмотрен опыт совместной деятельности образовательных организаций и работодателей, направленной на повышение качества образовательной деятельности и формированию партнерских отношений. Abstract: the article describes the experience of joint activities of educational organizations and employers aimed at improving the quality of educational activities and the formation of partnerships. Ключевые слова: обеспечение качества подготовки специалистов, пути совершенствования механизмов взаимодействия ПОО с работодателями. Профессиональное образование в настоящее время всё в большей степени ориентируется на удовлетворение потребностей рынка труда, конкретных запросов работодателей, становится инструментом решения, первоочередных экономических проблем общества. Растут требования индустрии к квалификации и качеству подготовки специалистов, обостряется конкуренция на рынке труда. Задача обеспечения качества среднего профессионального образования имеет чрезвычайно важное социальное и государственное значение. Миссия нашего колледжа состоит в обеспечении подготовки специалистов высокого профессионального уровня, практико-ориентированных специалистов в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, требованиями международных стандартов менеджмента качества для реализации и развития кадрового, культурного, научного, производственного потенциала ядерно-инновационного и транспортно-логистических кластеров в регионе, формирование гражданских и нравственных качеств личности. При этом центральной стратегической задачей колледжа в области обеспечения качества подготовки специалистов является достижение высокого рейтинга выпускника через удовлетворение потребности личности в образовательных услугах в течение всей жизни, обеспечивающих её профессиональное и социальное самоопределение. В настоящее время колледж осуществляет образовательную деятельность по программам подготовки специалистов среднего звена, по программам подготовки квалифицированных рабочих, служащих; по программам адаптированного профессионального обучения, образовательные программы относятся к 9 укрупненным группам профессий, специальностей и направлений подготовки. Обязательным разделом образовательных программ, при освоении обучающимися профессиональных компетенций в рамках профессиональных модулей является практика, она представляет собой вид учебной деятельности, направленной на формирование, закрепление, развитие практических навыков и компетенций в процессе выполнения определенных видов работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью. Колледжем налажены деловые контакты с работодателями городских организаций различных форм собственности, где обучающиеся проходят практику по профилю. С целью укрепления связи с рынком труда, обеспечения качества подготовки, мы пошли по пути совершенствования механизмов взаимодействия ПОО с работодателями, выделив следующие направления работы по формированию взаимоотношений с потребителями кадров: — пропаганда рабочих профессий и специальностей среди учащихся школ города и районов населения города;  привлечение работодателей к активному воздействию по содержанию образовательного и воспитательного процесса  обсуждения ключевых проблем совместно с Министерством образования и науки Ульяновской области, ведущими специалистами, инженерами и экспертами предприятий города и области;  мониторинг рынка труда и образовательных услуг Профориентационная работа: Взаимодействие с работодателями начинается уже в рамках ранней профессиональной ориентации и продолжается в организации и реализации учебно-воспитательного процесса, логическим завершением которого является трудоустройство выпускников и их дальнейший карьерный рост. Основными задачами профориентационной работы являются: — формирование профориентационной стратегии в городе; — совместная работа с предприятиями по пропаганде рабочих профессий, специальностей; — организация профориентационных мероприятий для школьников и их родителей; — профориентационное тестирование и консультирование; — информационное обеспечение профориентационной работы. Мероприятия профориентационной направленности включают в себя: экскурсии, интерактивные лекции, тематические встречи с успешными людьми, деловые игры, посещение дошкольных учреждений, мастер-классы, психологическое тестирование, конкурсы, дни открытых дверей. Большинство мероприятий колледжа уже стали традиционными. Их особенность – насыщенность, использование различных интерактивных форм, широкое привлечение социальных партнеров колледжа. Привлечение работодателей к активному воздействию по содержанию образовательного процесса: — участие в разработке и корректировка содержания профессиональных образовательных программ; -организация производственной практики, заключение договоров на прохождение практики; -проведение конкурсов профессионального мастерства, Дней карьеры, организация выставок и круглых столов; — выработка механизмов взаимодействия колледжа и предприятий в направлении совершенствования материально-технического оснащения колледжа. — оценка качества подготовки специалистов (ГИА); — стажировка преподавателей. Сегодня одно из наиболее актуальных направлений взаимодействия производства и образования – это участие работодателей в разработке содержания образования. Если для работодателей участие в разработке содержания образования обеспечивает подготовку кадров в соответствии с задачами технической модернизации и развития предприятия, повышения производительности труда и качества выпускаемой продукции, то для колледжа — учет запросов конкретного производства позволяет готовить специалистов, востребованных на региональных рынках труда, знакомых с особенностями конкретного производства. Стремительное развитие информационных технологий приводит к тому, что содержание учебных программ надо постоянно обновлять. Действующее законодательство в области образования и организация сетевой формы взаимодействия позволяет обеспечить учет позиции работодателей путем их прямого участия в разработке, экспертизе и реализации ФГОС профессионального образования. Компетентностный подход позволяет целенаправленно готовить специалистов, удовлетворяющих требованиям рынка труда. Наиболее тесный и взаимопроникающий характер взаимодействие ПОО и работодателей приобретает в процессе прохождения студентами различных практик, которые являются составными частями основных образовательных программ СПО. Именно практики обеспечивают приобретение студентами первого профессионального опыта работы и, тем самым, выступают в качестве ведущего фактора, обеспечивающего эффективное формирование высокого уровня профессиональной компетентности будущих специалистов. Профессиональные состязания — важный элемент системы мотивации, который в конечном итоге сказывается и на повышении престижа конкретных специальностей и профессий. С целью популяризации и привлечения молодых инициативных людей в рабочие профессии и специальности, повышения их престижа в обществе, привлечения представителей предприятий в колледже ежегодно проводятся конкурсы профессионального мастерства «Мастер – золотые руки» — рамках 1 тура конкурса «Word Skills Russia», конкурса для людей с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья — «Абилимпикс». Для максимального приближения системы оценивания и контроля уровня освоения компетенций выпускников с условиями их будущей профессиональной деятельности в качестве внешних экспертов, кроме преподавателей профильных дисциплин, к проведению ГИА привлекаются работодатели. Важным условием повышения качества подготовки специалистов являются педагогические кадры. Поэтому, в колледже проводится целенаправленная кадровая политика. Её основные принципы направлены:  на сохранение, укрепление и развитие кадрового потенциала;  на создание квалифицированного коллектива, способного работать в современных социально-экономических условиях;  на повышение уровня квалификации персонала. Стажировка преподавателей колледжа проводится в организациях реального сектора экономики, профиль деятельности которых соответствует реализуемым в колледже специальностям и профессиям, с целью освоения инновационных технологий, форм, методов и средств обучения; изучение отечественного и зарубежного опыта оценки уровня квалификации специалистов; выработка предложений по совершенствованию образовательного процесса, внедрению в практику обучения передовых достижений науки, техники и производства. 3.Участие работодателей в организации воспитательного процесса: — встречи с ветеранами труда, — круглые столы с выпускниками колледжа — экскурсии на производство. Одним из направлений развития системы среднего профессионального образования является совершенствование воспитания как неотъемлемой самоценной части целостного образовательного процесса. Большое воспитательное значение имеют мероприятия с участием работодателей. Проведение технических семинаров с обсуждением ключевых проблем и запросов на компетенции от современных технологий проходят совместно с Министерством образования и науки Ульяновской области, а также с участием представителей: Регионального объединения работодателей «Союз промышленников и предпринимателей Ульяновской области», группы компаний СИГМА-СИ, ESAB, Linde Gas Rus, промышленных предприятий г. Димитровграда. Наиболее актуальные задачи, на которых сконцентрировано внимание работодателей: подготовка студентов к реалиям современного рынка труда, обучение правилам поведения в деловой среде, воспитание навыков публичной презентации себя и результатов своего труда, воспитание коммуникационных навыков, навыков командной и проектной работы, воспитание адекватной самооценки и готовность начать работу с низших ступеней карьерной лестницы; разработка системы мер способствующих трудоустройству выпускников по их специальности или профессии. 4.Мониторинг рынка труда и образовательных услуг: — сотрудничество с центром занятости населения, — исследования конкурентоспособности колледжа. Мониторинг рынка труда позволяет выявить потребности территорий в рабочей силе, тенденции ее спроса и предложения, обоснования рациональной структуры и объемов подготовки кадров в ПОО. Колледжем проводится четкая системная работа с Центром занятости населения г. Димитровграда. При содействии Центра организуются экскурсии школьников на предприятия, с целью знакомства их на деле с арсеналом рабочих профессии и условиями труда. Реализуется факультативный курс «Личная стратегия жизни» совместно с Ассоциацией развития города Димитровграда. Масштабные мероприятия — это ярмарки вакансий, организуемые с целью установления прямых контактов между соискателями, опытными специалистами кадрового рынка и работодателями. Для эффективного трудоустройства важен любой опыт: общение с работодателями и отличный шанс изучить рынок труда на практике, определить сферы деятельности. Обеспечивая информационную открытость колледжа, посредством самоотчётов, демонстрируя качество и результативность многих показателей, характеризующих те или иные направления деятельности: стратегия и управление процессом, информационно-техническое и учебно-методическое обеспечение, уровень развития электронной информационно-образовательной среды, качество оказания информационно-технической поддержки студентов и сотрудников; качество создания интегрированной информационно-коммуникационной системы для обеспечения дистанционного доступа к образовательным ресурсам, мы надеемся на увеличение числа социальных партнеров, повышение их взаимодействия с колледжем; привлечение внимания потенциальных партнеров к проектам, реализуемым в колледже. Сегодня в дополнение к перечисленным формам сотрудничества добавились новые: • расширение спектра образовательных услуг, востребованных на рынке труда ресурсным центром колледжа; • взаимодействие с работодателями на различных этапах реализации образовательной программы: в преподавании дисциплин и модулей; подготовке обучающихся колледжа к участию в чемпионатах профессионального мастерства «WorldSkills Russia» и «Абилимпикс»; • создание на базе ОГБПОУ ДТК Центра опережающей профессиональной подготовки и центра оценки квалификаций; • организация государственно-частного партнерства на базе колледжа; • оказание услуг объективной оценки уровня владения и степени сформированности коммуникативной компетенции по русскому языку трудящимся мигрантам центром тестирования иностранных граждан. Основной путь развития профессионального образования и выведения его на уровень требований сегодняшнего дня мы видим в интеграции образовательных ресурсов учебного заведения и стратегических работодателей. Ведь, чтобы отвечать требованиям современности, профессиональное образование призвано предвосхищать основные тенденции будущей реальности и воплощать это будущее в новых формах и технологиях обучения. БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК: 1.Димитровградский технический колледж [Электронный ресурс]. − Режим доступа: https://dim-spo.ru/index.php/svedeniya-ob-obrazovatelnoj-organizatsii/dokumenty (05.10.2018 ).

Автор: ovpryanikova@dim-spo.ru

Normal
0

false
false
false

RU
X-NONE
X-NONE

/* Style Definitions */
table.MsoNormalTable
{mso-style-name:»Обычная таблица»;
mso-tstyle-rowband-size:0;
mso-tstyle-colband-size:0;
mso-style-noshow:yes;
mso-style-priority:99;
mso-style-qformat:yes;
mso-style-parent:»»;
mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt;
mso-para-margin-top:0cm;
mso-para-margin-right:0cm;
mso-para-margin-bottom:10.0pt;
mso-para-margin-left:0cm;
line-height:115%;
mso-pagination:widow-orphan;
font-size:11.0pt;
font-family:»Calibri»,»sans-serif»;
mso-ascii-font-family:Calibri;
mso-ascii-theme-font:minor-latin;
mso-hansi-font-family:Calibri;
mso-hansi-theme-font:minor-latin;
mso-fareast-language:EN-US;}

Пряникова О.В.

ОГБПОУ «Димитровградский технический колледж», Россия, г. Димитровград

 

PryanikovаO.V.

Regional state budget professional educational institution «Dimitrovgrad Technical College», Russia, Dimitrovgrad

 

ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ С РАБОТОДАТЕЛЯМИ.

 

FORMS OF INTERACTION OF PROFESSIONAL EDUCATIONAL ORGANIZATIONS AND EMPLOYERS.

 

Аннотация: в статье рассмотрен опыт совместной деятельности образовательных организаций и работодателей, направленной на повышение качества образовательной деятельности и формированию партнерских отношений.

Abstract: the article describes the experience of joint activities of educational organizations and employers aimed at improving the quality of educational activities and the formation of partnerships.

Ключевые слова: обеспечение качества подготовки специалистов, пути совершенствования механизмов взаимодействия ПОО с работодателями.

 

Профессиональное образование в настоящее время всё в большей степени ориентируется на удовлетворение потребностей рынка труда, конкретных запросов работодателей, становится инструментом решения, первоочередных экономических проблем общества. Растут требования индустрии к квалификации и качеству подготовки специалистов, обостряется конкуренция на рынке труда. Задача обеспечения качества среднего профессионального образования  имеет чрезвычайно важное социальное и государственное значение.  

Миссия нашего колледжа состоит в обеспечении подготовки специалистов высокого профессионального уровня, практико-ориентированных специалистов в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, требованиями международных стандартов менеджмента качества для реализации и развития кадрового, культурного, научного, производственного потенциала ядерно-инновационного и транспортно-логистических кластеров в регионе, формирование гражданских и нравственных качеств личности.

При этом центральной стратегической задачей колледжа в области обеспечения качества подготовки специалистов является достижение высокого рейтинга выпускника через удовлетворение потребности личности в образовательных услугах в течение всей жизни, обеспечивающих её профессиональное и социальное самоопределение.

В настоящее время колледж осуществляет образовательную деятельность  по программам подготовки специалистов среднего звена, по программам подготовки квалифицированных рабочих, служащих; по программам адаптированного профессионального обучения, образовательные программы относятся к 9 укрупненным группам профессий, специальностей и направлений подготовки.

Обязательным разделом образовательных программ, при освоении обучающимися профессиональных компетенций в рамках профессиональных модулей является практика, она  представляет собой вид учебной деятельности, направленной на формирование, закрепление, развитие практических навыков и компетенций в процессе выполнения определенных видов работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью.

Колледжем налажены деловые контакты с работодателями городских организаций различных форм собственности, где обучающиеся проходят практику по профилю.

С целью укрепления связи с рынком труда, обеспечения качества подготовки, мы пошли по пути совершенствования механизмов взаимодействия ПОО с работодателями, выделив следующие направления работы по формированию взаимоотношений с потребителями кадров:

 —  пропаганда рабочих профессий и специальностей среди учащихся школ города и районов населения города;

        привлечение работодателей к активному воздействию по содержанию образовательного и воспитательного процесса

        обсуждения ключевых проблем совместно с Министерством образования и науки Ульяновской области, ведущими специалистами, инженерами и экспертами предприятий города и области;

        мониторинг рынка труда и образовательных услуг

Профориентационная работа:

Взаимодействие с работодателями начинается уже в рамках ранней профессиональной ориентации и продолжается в организации и реализации учебно-воспитательного процесса, логическим завершением которого является трудоустройство выпускников и их дальнейший карьерный рост.

Основными задачами профориентационной работы являются:

    формирование профориентационной стратегии в городе;

    совместная работа с предприятиями по пропаганде рабочих профессий, специальностей;

    организация профориентационных мероприятий для школьников и их родителей;

    профориентационное тестирование и консультирование;

    информационное обеспечение профориентационной работы.

Мероприятия профориентационной направленности включают в себя: экскурсии, интерактивные лекции, тематические встречи с успешными людьми, деловые игры, посещение дошкольных учреждений, мастер-классы, психологическое тестирование, конкурсы, дни открытых дверей.

Большинство мероприятий колледжа уже стали традиционными. Их особенность – насыщенность, использование различных интерактивных форм, широкое привлечение социальных партнеров колледжа.

Привлечение работодателей к активному воздействию по содержанию образовательного процесса:

— участие в разработке и корректировка содержания профессиональных образовательных программ;

-организация производственной практики, заключение договоров на прохождение практики;

-проведение конкурсов профессионального мастерства, Дней карьеры, организация выставок и круглых столов;

          — выработка механизмов взаимодействия колледжа и предприятий в направлении совершенствования материально-технического оснащения колледжа.

— оценка качества подготовки специалистов (ГИА);

— стажировка преподавателей.

Сегодня одно из наиболее актуальных направлений взаимодействия производства и образования – это участие работодателей в разработке содержания образования. Если для работодателей участие в разработке содержания образования обеспечивает подготовку кадров в соответствии с задачами технической модернизации и развития предприятия, повышения производительности труда и качества выпускаемой продукции, то для колледжа — учет запросов конкретного производства позволяет готовить специалистов, востребованных на региональных рынках труда, знакомых с особенностями конкретного производства.

Стремительное развитие информационных технологий приводит к тому, что содержание учебных программ надо постоянно обновлять. Действующее законодательство в области образования и организация сетевой формы взаимодействия позволяет обеспечить учет позиции работодателей путем их прямого участия в разработке, экспертизе и реализации ФГОС профессионального образования. Компетентностный подход позволяет целенаправленно готовить специалистов, удовлетворяющих требованиям рынка труда.

Наиболее тесный и взаимопроникающий характер взаимодействие ПОО и работодателей приобретает в процессе прохождения студентами различных практик, которые являются составными частями основных образовательных программ СПО. Именно практики обеспечивают приобретение студентами первого профессионального опыта работы и, тем самым, выступают в качестве ведущего фактора, обеспечивающего эффективное формирование высокого уровня профессиональной компетентности будущих специалистов.

Профессиональные состязания — важный элемент системы мотивации, который в конечном итоге сказывается и на повышении престижа конкретных специальностей и профессий. С целью популяризации и привлечения молодых инициативных людей в рабочие профессии и специальности,  повышения их престижа в обществе, привлечения представителей предприятий в колледже ежегодно проводятся конкурсы профессионального мастерства «Мастер – золотые руки» — рамках 1 тура конкурса «Word Skills Russia», конкурса для людей с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья — «Абилимпикс».

Для максимального приближения системы оценивания и контроля уровня освоения компетенций выпускников с условиями их будущей профессиональной деятельности в качестве внешних экспертов, кроме преподавателей профильных дисциплин, к проведению ГИА привлекаются работодатели.

Важным условием повышения качества подготовки специалистов являются педагогические кадры. Поэтому, в колледже проводится целенаправленная кадровая политика. Её основные принципы направлены:

        на сохранение, укрепление и развитие кадрового потенциала;

        на создание квалифицированного коллектива, способного работать в современных социально-экономических условиях;

        на повышение уровня квалификации персонала.

Стажировка преподавателей колледжа проводится  в организациях реального сектора экономики, профиль деятельности которых соответствует реализуемым в колледже специальностям и профессиям, с целью освоения инновационных технологий, форм, методов и средств обучения; изучение отечественного и зарубежного опыта оценки уровня квалификации специалистов; выработка предложений по совершенствованию образовательного процесса, внедрению  в  практику  обучения  передовых  достижений  науки, техники и производства.

3.Участие работодателей в организации воспитательного процесса:

— встречи с ветеранами труда,  

— круглые столы с выпускниками колледжа

— экскурсии на производство.

Одним из направлений развития системы среднего профессионального образования является совершенствование воспитания как неотъемлемой самоценной части целостного образовательного процесса. Большое воспитательное значение имеют мероприятия с участием работодателей.

Проведение технических семинаров    с   обсуждением  ключевых проблем и  запросов на компетенции от современных технологий проходят совместно с Министерством образования и науки Ульяновской области, а также с участием представителей: Регионального объединения работодателей «Союз промышленников и предпринимателей Ульяновской области», группы компаний СИГМА-СИ, ESAB, Linde Gas Rus, промышленных предприятий г. Димитровграда.

   Наиболее актуальные задачи, на которых сконцентрировано внимание работодателей: подготовка студентов к реалиям современного рынка труда, обучение правилам поведения в деловой среде, воспитание навыков публичной презентации себя и результатов своего труда, воспитание коммуникационных навыков, навыков командной и проектной работы, воспитание адекватной самооценки и готовность начать работу с низших ступеней карьерной лестницы; разработка системы мер способствующих трудоустройству выпускников по их специальности или профессии.

4.Мониторинг рынка труда и образовательных услуг:

— сотрудничество с центром занятости населения,

— исследования конкурентоспособности колледжа.

Мониторинг рынка труда позволяет  выявить потребности территорий в рабочей силе, тенденции ее спроса и предложения, обоснования рациональной структуры и объемов подготовки кадров в ПОО. Колледжем проводится четкая системная работа с Центром занятости населения г. Димитровграда. При содействии Центра организуются  экскурсии школьников на предприятия, с целью знакомства их на деле с арсеналом рабочих профессии и условиями труда. Реализуется факультативный курс «Личная стратегия жизни» совместно с Ассоциацией развития города Димитровграда. Масштабные мероприятия — это ярмарки вакансий, организуемые с целью установления прямых контактов между соискателями, опытными специалистами кадрового рынка и работодателями. Для эффективного трудоустройства важен любой опыт: общение с  работодателями и отличный шанс изучить рынок труда на практике, определить сферы деятельности.

Обеспечивая информационную открытость колледжа, посредством самоотчётов, демонстрируя качество и результативность многих показателей, характеризующих те или иные направления деятельности: стратегия и управление процессом, информационно-техническое и учебно-методическое обеспечение, уровень развития электронной информационно-образовательной среды, качество оказания информационно-технической поддержки студентов и сотрудников; качество создания интегрированной информационно-коммуникационной системы для обеспечения дистанционного доступа к образовательным ресурсам, мы надеемся на увеличение числа социальных партнеров, повышение их взаимодействия с колледжем; привлечение внимания потенциальных партнеров к проектам, реализуемым в колледже.

Сегодня в дополнение к перечисленным формам сотрудничества добавились новые:

·          расширение спектра образовательных услуг, востребованных на рынке труда ресурсным центром  колледжа;

·                 взаимодействие с работодателями на различных этапах реализации образовательной программы: в преподавании дисциплин и модулей; подготовке обучающихся колледжа к участию в чемпионатах профессионального мастерства «WorldSkills Russia» и «Абилимпикс»;

·                 создание на базе ОГБПОУ ДТК Центра опережающей профессиональной подготовки и центра оценки квалификаций;

·                 организация государственно-частного партнерства на базе колледжа;

·          оказание услуг  объективной оценки уровня владения и степени сформированности коммуникативной компетенции по русскому языку трудящимся мигрантам центром тестирования иностранных граждан.

Основной путь развития профессионального образования и выведения его на уровень требований сегодняшнего дня мы видим в интеграции образовательных ресурсов учебного заведения и стратегических работодателей.

 Ведь, чтобы отвечать требованиям современности, профессиональное образование призвано предвосхищать основные тенденции будущей реальности и воплощать это будущее в новых формах и технологиях обучения.

 

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК:

1.Димитровградский технический колледж [Электронный ресурс]. − Режим доступа: https://dim-spo.ru/index.php/svedeniya-ob-obrazovatelnoj-organizatsii/dokumenty (05.10.2018 ).

×
×