Автор: Курлыкина Елена Павловна
800×600
Normal
0
false
false
false
RU
X-NONE
X-NONE
MicrosoftInternetExplorer4
/* Style Definitions */
table.MsoNormalTable
{mso-style-name:»Обычная таблица»;
mso-tstyle-rowband-size:0;
mso-tstyle-colband-size:0;
mso-style-noshow:yes;
mso-style-priority:99;
mso-style-parent:»»;
mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt;
mso-para-margin:0cm;
mso-para-margin-bottom:.0001pt;
mso-pagination:widow-orphan;
font-size:10.0pt;
font-family:»Times New Roman»,»serif»;}
Учёт нейропсихофизиологических особенностей восприятия информации детьми как условие организации образовательного процесса
учитель МБОУ СОШ № 39 г. Белгорода
Курлыкина Елена Павловна
«Дети усваивают информацию из окружающего мира множеством способов:
с помощью зрения, слуха, запахов и т.д. Но умственное развитие каждого ребёнка происходит по индивидуальной схеме, и, как правило, один из способов усвоения информации у ребёнка доминирует. Понять, какой именно – значит помочь ребёнку быстрее и лучше познать мир максимально развив его умственные способности».
А.Л.Сиротюк
В современной педагогике широко обсуждается идея организации образовательного процесса с учётом нейропсихофизиологических особенностей восприятия информации детьми. Анализ данных исследований навели на мысль организовать коррекционную работу с учётом таких особенностей.
Существуют различные системы восприятия информации (модальности): зрительная (визуальная), слуховая (аудиальная) и двигательная (кинестетическая). У детей в начальной школе преимущественно развита та или иная система восприятия.
От того, какой канал у ребёнка ведущий, зависит усвоение многих важных навыков, например, чтения или письма. В обучении можно представлять информацию детям, используя все каналы восприятия: и зрение, и слух, и кинестетический канал. Тогда у каждого из них есть шанс усвоить хотя бы часть этих сообщений. Следует помнить о том, что, несмотря на доминирование одного канала восприятия информации, остальные можно и нужно развивать с помощью своевременно разработанных профилактических мероприятий. Это позволит разгрузить ведущий канал, что приведёт к снижению утомляемости и повышению работоспособности ребёнка.
Адаптированный мной дидактический материал учитывает модальности учащихся 1 класса Дидактический материал – образный, представленный в образах, воспринимаемый органами чувств; также, знаковый, вербальный, закодированные знания в знаковой форме; овеществлённый, можно осязать, ощущать.
Считаю, что при использовании данного материала растёт интерес к изучаемым темам, развивается память, экономится время на занятиях, т.к. в случае затруднения может быть использована «подсказка», по которой учащиеся быстро воспроизведут нужную информацию, включаются в творческую деятельность, учатся думать.
Работа с данным материалом позволит успешно решить проблему подготовки детей к обучению грамоте, осуществить профилактику фонематической дисграфии в более короткие сроки.
Материал может быть использован на занятиях по обучению грамоте в ДОУ, при работе с детьми с ФФНР (фонетико-фонематическое недоразвитие речи), на коррекционно-логопедических занятиях с учащимися с ЗПР.
Обозначать твердые и мягкие согласные цветовыми символами в работе с учащимися с ЗПР нецелесообразно. Дети нередко ошибаются в построении звуковой модели слова, поскольку цвет не ассоциируется в их сознании с существенными признаками звука гласного и согласного (твёрдого, мягкого). В работе с учащимися с ЗПР необходимо опираться на то, что у них более развито. Поэтому имеющиеся традиционные цветные фишки (синий – твёрдый согласный, зелёный – мягкий согласный) можно модифицировать. К синей фишке прикреплён камушек (или любой твёрдый предмет), к зелёной – пёрышко (поролон). Таким образом, в работу по определению твёрдости и мягкости согласного звука включался тактильный анализатор. Данный материал даёт возможность «увидеть» и кинестетически «ощутить» дифференцируемые звуки (раздаточный материал).
При знакомстве с двумя группами звуков русского языка также можно использовать символы звуков, изображённые в виде человечков-звуков в цветной одежде. В красной одежде гласный звук, в синей – твёрдый согласный звук, в зелёной – мягкий согласный звук. «Звуки-человечки» адаптированы к особенности типа модальности. Зелёный человечек дополнен медальончиком из мягкого материала (поролон, вата, пёрышко), синий человечек медальончиком из твёрдого предмета (камушек, монетка) (демонстрационный материал). Гласный с широко открытым ртом.
Для учащихся-визуалов вместо тактильного анализатора используется зрительный. В работе используется «образ» мягкого согласного звука в виде рисунка пёрышка, и «образ» твёрдого согласного звука рисунок молотка, камня. Данный материал даёт возможность «увидеть» и кинетически «ощутить» дифференцируемые звуки.
При изучении темы «Парные и непарные согласные» использую схематический рисунок согласного звука. Парные звуки изображаются двумя человечками, которые держатся за руки, согласный звонкий непарный звук, согласный глухой непарный – один человечек. Этот дидактический материал создан с опорой на эмоции (Парные согласные изображены улыбающимися, объясняя, что он радуется, так как у него есть пара), им весело вместе, а непарные имеют грустное выражение лица. Используемые пособия заставляют ребенка сочувствовать, сопереживать, жалеть. Влияние на эмоции способствует более ясному, четкому и яркому восприятию информации. С помощью ассоциаций у учащихся формируется словесно – логическая память. Они уже сами анализируют, сравнивают, сопоставляют, т.е. мышление и восприятие идут в тесной связи.
В работе с визуалами главная опора делается на зрительно-образную память. «Звучащие» и «незвучащие» коробочки используются в работе с детьми-кинестетами. На коробках буквы, соответствующие звонким или глухим согласным звукам.
Использование в коррекционной работе данного дидактического материала в течение четырёх лет обеспечило коррекцию фонематического восприятия и способствовала устранению фонематической дисграфии, связанной с недоразвитием фонематического восприятия Опыт работы позволяет сделать вывод, что коррекционно-развивающая работа с учащимися с ЗПР требует особого внимания со стороны всех участников педагогического процесса, специализированной помощи и индивидуального подхода. Знание причин трудностей встречающихся у детей при овладении навыками письма, умение своевременно выявить и обеспечить квалифицированную помощь позволяют не осложнять и без того нелёгкий процесс формирования навыков письма и чтения, от которого во многом зависит успех освоения других дисциплин школьной программы.