Автор: Сараталикова Марина Менглибиевна
Использование игр народов мира в работе с детьми дошкольного возраста в контексте с ФГОС»
Подготовила:
воспитатель МБДОУ «Детский сад «Снегурочка»,
ЯНАО, город Новый Уренгой
Сараталикова Марина Менглибиевна
В настоящее время актуальной является задача сохранения национальных традиций, формирования национального самосознания человека. В нашем детском саду, как и во многих других в наше время, вместе воспитываются дети разных национальностей. Мы стараемся сделать наш детский сад действительно добрым, теплым, светлым для всех, кто по тем или иным причинам приехал в наш город и живет вместе с нами.
Для того чтобы по воспитанию толерантности у дошкольников была плодотворной, мы проводим большой спектр мероприятий. Это недели национальной кухни, фестиваль народов мира, праздники, игры народов мира.
В своей работе мы широко используем игры народов мира для приобщения детей дошкольного возраста к традициям разных народов.
Игры разных народов вобрали в себя лучшие национальные традиции. В них ярко отражается образ жизни людей, их труд, быт, национальные устои. В народных играх много юмора, шуток, задора, что делает их особенно привлекательными для детей. Доступность и выразительность народных игр активизирует мыслительную работу ребенка, способствует расширению представлений об окружающем мире, развитию психических процессов. В народных играх есть все: и фольклорный текст, и музыка, и динамичность действий, и азарт. В то же время они имеют строго определенные правила, и каждый играющий приучается к совместным и согласованным действиям, к уважению всеми принятых условий игры. В таких играх можно отличиться, если это не нарушает установленного порядка – в этом и заключается педагогическая ценность народных игр.
Игры планируются и проводятся в непосредственно – организованной деятельности, совместной деятельности, в повседневной жизни ребят, на прогулке, на праздниках и развлечениях. В подборе игр принимают участие воспитатели и специалисты: музыкальный руководитель отслеживает музыкальный репертуар; инструктор по физическому воспитанию продумывает комплекс разучиваемых движений; воспитатели корректируют систему языка, развивают навыки связного высказывания. Для работы составлена картотека игр.
На праздниках и развлечениях также использую народные игры. К ребятам приходят различные персонажи из сказок, которые играют с ними в подражательные игры — «Петя-петушок»; хороводные – «Заинька» (Россия), «Коза» (Россия), «Подними платок» (Дагестан); игры-забавы – «Бабка-ежка» (Россия), «Колдун» (Украина), «Сторож» (Эстония); игры-состязания – перетягивание каната, борьба и т.д. в такие игры вовлекаются не только дети, но и воспитатели, и другие сотрудники детского сада.
В повседневной жизни, особенно на прогулке, наши воспитанники любят играть в так называемые дворовые игры: «Салочки» (Россия), «Море волнуется» (Россия), «Краски» (Россия), «Фанты» (Россия), «Телефон» (Россия), «Заяц – месяц» (Белоруссия), «Стрелок» (Башкирия), «Слепой медведь» (Дагестан).
Использование народных игр в работе с детьми позволяет донести до детей самобытность русского народа и народов мира, колорит многих обычаев, своеобразие языков, сформировать интерес к народным культурам, к ее традициям.
Опыт работы с детьми показывает, что в последнее время дети все реже играют в обычные «дошкольные игры». Редко встречаются оригинальные идеи в играх, интересные повороты в их сюжетах. Часто игры дошкольников однообразны, без яркости и вдохновения, которые так присущи детскому восприятию окружающего мира. Дети встречаются с трудностями, когда нужно проявить воображение и фантазию, придумать что-то свое.
Большая работа ведется с родителями по данному направлению. Ведь не секрет, что большинство родителей убеждены, что просто играть, баловать, разговаривать с ребенком совершенно недостаточно. Чтобы идти в ногу со временем, с малышом «надо заниматься». Таким образом, в тот период, когда у ребенка в норме должно развиваться правое (художественное, синтетическое) полушарие головного мозга, то есть формируется целостная картина мира, его загружают ненужными на тот момент знаковыми системами (буквами, цифрами), стимулируя тем самым левое (аналитическое) полушарие, на работе которого и так построена система школьного образования.
Вот и получается, что дети умеют писать и читать, а с образным мышлением остается какая-то недоработка, и умение видеть мир ярко, образно, уходит вместе с детской непосредственностью.
Важно развивать у дошкольников внимательность, творческое воображение, познавательную активность, коммуникативные навыки, способность рассуждать, анализировать и сравнивать, обобщать и выделять существенные признаки предметов. Приобретенные навыки в дальнейшем помогут ребенку успешно овладеть новыми знаниями. И формировать эти навыки надо незаметно для ребенка, в игре. Поэтому широко используем игры на становление познавательных процессов.
Например:
Игры на развитие различных видов памяти: «Запоминалки», «Чего не стало», «Телеграмма», «Художники» и другие.
Игры на развитие коммуникативных навыков и эмоциональной сферы ребенка: «Ласковые шаги», «Подарок», «Добрые волшебники», «Паровозик с именем», «Комплименты» и другие.
Игры на развитие мыслительных операций: «Лишнее слово», «Говори наоборот», «Четвертый лишний», «Хитрые задачки», «Подбери словечко», «Быль и небыль», «Загадочные слова» и другие.
Игры на развитие воображения: «Что было», «Что будет», «Кто придумает конец, тот и будет молодец» и другие. Игры на снятие эмоционального напряжения.
В такие игры дети играют с удовольствием и интересом, они становятся увереннее в себе, своих силах. Причем это сказывается как в общении со сверстниками, так и в поведении на других занятиях. У них развиваются навыки общения, формируются предпосылки дальнейшей успешной учебной деятельности.
Развивающее значение игры многообразно. В игре ребенок познает окружающий мир, развиваются его мышление, чувства, воля, формируются взаимоотношения со сверстниками, происходит становление самооценка и самосознания. Через игру ребенок входит в мир взрослых, овладевает духовными ценностями, усваивает предшествующий социальный опыт. Можно считать, что ребенок получает впервые урок коллективного мышления.
Разучивая с детьми игры народов мира, мы формируем представление о традициях разных народов, целостную картину мира, побуждаем интерес к поисковой и исследовательской деятельности, жизненном укладе разных народов, способствуем формированию исторического сознания, культурно – исторической памяти, а также учит понимать язык предметов как носителей закодированной информации своей исторической эпохи.
Ведь как сказал К.Д. Ушинский «Воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у других народов»