Одной из актуальных задач современного российского общества является оказание социальной и педагогической помощи семьям, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). При неуклонном росте числа таких детей, необходимо внимание к каждому из них. Это требует от педагогической общественности развития взаимоотношений образовательной системы и семьи.
Появление в семье ребенка с отклонениями в развитии вносит коррективы в привычный быт семьи. Правильная оценка родителями семейной ситуации, адекватное воспитание ребенка, регулярное консультирование со специалистами помогают установлению оптимального климата в семье. Ребенок с особыми нуждами способен под влиянием воспитания успешно развиваться в психическом и личностном отношениях.
Взаимодействие родителей с ребенком происходит в быту, в процессе передачи знаний, опыта в ходе игровой деятельности, на коррекционных и развивающих занятиях. Освоение детьми с ограниченными возможностями социального опыта, включение их в существующую систему общественных отношений требует от родителей определенных знаний, дополнительных мер, средств и усилий. Одной из составляющих реабилитации является ранняя педагогическая помощь ребенку.
Дети с ограниченными возможностями здоровья могут реализовать свой потенциал лишь при условии вовремя начатого и адекватно организованного обучения и воспитания — удовлетворения как общих с нормально развивающимися детьми, так и их особых образовательных потребностей, заданных характером нарушения их развития.
Адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья предусматривает создание для них психологически комфортной коррекционно-развивающей образовательной среды, обеспечивающей адекватные условия и равные с здоровыми детьми возможности для получения образования в пределах образовательных стандартов, лечение и оздоровление, воспитание; для их самореализации и социализации через включение в разные виды социально значимой и творческой деятельности.
Специалисты центра «Семья» предлагают для семей с ограниченными возможностями здоровья развивать в детях свои способности, реализовывать свои интересы, желания. Тогда в развитии они не будут чувствовать себя ущемленными, обиженными, обделенными. Каждый ребенок – это личность. Главный девиз педагогов – это личность, которую надо уважать и создать условия для ее развития. Каждый успех ребенка должен вызывать восторг у родителей и самих ребят.
Коррекционная работа дает положительный результат, когда специалисты и родители действуют согласованно, и только комплексное воздействие способно привести к эффективным результатам. Чем раньше дети с ограниченными возможностями здоровья интегрируются в общество здоровых сверстников, тем терпимее относятся к ним последние.
Наиболее важной составляющей частью коррекционной работы является разностороннее раскрытие потенциалов ребенка с ограниченными возможностями здоровья, это способствует повышению самооценки и расширению его кругозора
|