«Семейный очаг»

Автор: Дерюгина Райля Флюровна

Наименование программы

«Семейный очаг»

Автор программы

Дерюгина Р.Ф. специалист по социальной работе

Территориальная реализации программы

г. Октябрьский РБ

Учреждение реализующее программу

ГБУ РБ Западный межрегиональный центр «Семья»

Руководитель программы

Камалова А.Г. заведующий отделения ГБУ РБ Западный МЦ «Семья» в г. Октябрьский

Актуальность проблемы

   Одной из актуальных задач современного российского общества является оказание социальной и педагогической помощи семьям, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). При неуклонном росте числа таких детей, необходимо внимание к каждому из них. Это требует от педагогической общественности развития взаимоотношений образовательной системы и семьи.

    Появление в семье ребенка с отклонениями в развитии вносит коррективы в привычный быт семьи. Правильная оценка родителями семейной ситуации, адекватное воспитание ребенка, регулярное консультирование со специалистами помогают установлению оптимального климата в семье. Ребенок с особыми нуждами способен под влиянием воспитания успешно развиваться в психическом и личностном отношениях.

    Взаимодействие родителей с ребенком происходит в быту, в процессе передачи знаний, опыта в ходе игровой деятельности, на коррекционных и развивающих занятиях. Освоение детьми с ограниченными возможностями социального опыта, включение их в существующую систему общественных отношений требует от родителей определенных знаний, дополнительных мер, средств и усилий. Одной из составляющих реабилитации является ранняя педагогическая помощь ребенку.

    Дети с ограниченными возможностями здоровья могут реализовать свой потенциал лишь при условии вовремя начатого и адекватно организованного обучения и воспитания — удовлетворения как общих с нормально развивающимися детьми, так и их особых образовательных потребностей, заданных характером нарушения их развития.

   Адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья  предусматривает создание для них психологически комфортной коррекционно-развивающей образовательной среды, обеспечивающей адекватные условия и равные с здоровыми детьми возможности для получения образования в пределах образовательных стандартов, лечение и оздоровление, воспитание; для их самореализации и социализации через включение в разные виды социально значимой и творческой деятельности.

    Специалисты центра «Семья» предлагают для семей с ограниченными возможностями здоровья развивать в детях свои способности, реализовывать свои интересы, желания. Тогда в развитии они не будут чувствовать себя  ущемленными, обиженными, обделенными. Каждый ребенок – это личность. Главный девиз педагогов – это личность, которую надо уважать и создать условия для ее развития. Каждый успех ребенка должен вызывать  восторг  у родителей и самих ребят.

   Коррекционная работа дает положительный результат,  когда специалисты и родители действуют согласованно, и только комплексное воздействие способно привести к эффективным результатам. Чем раньше дети с ограниченными возможностями здоровья интегрируются в общество здоровых сверстников, тем терпимее относятся к ним последние.

    Наиболее важной составляющей частью коррекционной работы является разностороннее раскрытие потенциалов ребенка с ограниченными возможностями здоровья, это способствует повышению самооценки и расширению его кругозора

Целевая группа

Дети в возрасте 7-18 лет

Цель программы

   Повышение психолого-педагогической компетентности родителей в вопросах воспитания, развития и социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья и привлечение родителей к совместной деятельности с ребенком.

Задачи программы

1.Формировать у родителей позитивное восприятие личности ребенка с нарушениями развития.

2.Познакомить родителей с эффективными методами детско- родительских взаимодействий, воспитательными приемами, необходимыми для коррекции личности ребенка.

3.Формировать у родителей мотивацию к взаимодействию со специалистами учреждения.

4.Формировать включение детей в социум.

Ожидаемые результаты

1.Желание и положительный настрой у родителей к процессу развития детей, умение видеть достижения каждого ребенка.

2.В  результате реализации программы родители самостоятельно  прогнозируют результат психолого-педагогического влияния на своего ребенка, умеют принимать самостоятельные решения.

3.Увеличение числа семей с детьми с ограниченными возможностями здоровья, позитивной мотивацией совместного взаимодействия.

Целевые индикаторы

  Значение индикатора (показателя)

  Посещение детьми и родителей занятий, мероприятий с положительным мотивационным и психолого-педагогическим настроем на эффективный результат взаимодействий в социуме.

Этапы и сроки реализации

   Организационный 2 недели, практический – долгосрочный, бессрочный, итоговый в конце каждого отчетного периода.

Формы и методы работы

   Организационные;

   Наглядные (показ педагога, пример, наблюдение, рассматривание);

   Словесные (убеждение, поощрение, беседа, объяснение, художественное слово);

   Практические (разъяснение, повторение, показ действий, самостоятельное выполнение).

Мотивационные (убеждение, поощрение, похвала).

   Групповые: консультации, круглые столы, совместные выезды.

   Индивидуальные: беседы, консультации, игры, театральная деятельность.

Ресурсы

   Кадровые, материально-технические, нормативно правовые документы, методические пособия при разработке программы, наглядный и раздаточный материал подготовленный для деятельности в рамках программных мероприятий

Направления и их содержание

   Для достижения поставленной цели данная программа направлена на профилактику социализации детей с ограниченными возможностями здоровья.

1. Развитие комплекса предоставляемых реабилитационных услуг детям с ограниченными возможностями здоровья и их родителям.

2 Развитие у детей с ограниченными возможностями

здоровья и взаимодействие с обычными здоровыми детьми.

3 Развитие у детей восприятия, памяти, внимания, мелкой моторики в процессе совместной деятельности с родителями.

4 Расширение у детей с ограниченными возможностями здоровья опыта ориентировки в окружающем бытовом пространстве, обогащая его разнообразными сенсорными впечатлениями.

5 Развитие у детей с ограниченными возможностями здоровья умения взаимодействовать со здоровыми сверстниками.

Мероприятия программы

  Программа по профилактике социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья с участием родителей и здоровых детей проводится с планом мероприятий.

×
×