Автор: Астахова Валентина Сергеевна
Работа со сказками как основа формирования духовно-нравственных качеств дошкольников
В.С. Астахова, воспитатель
МБДОУ «Детский сад № 6 «Родничок»
г. Мариинск Кемеровской обл.
В настоящее время Россия переживает один из самых непростых исторических периодов. Самая большая опасность, подстерегающая российских граждан не в развале экономике, не в смене политической системе, а в разрушении личности. Специалисты стали говорить о наметившихся негативных тенденциях в сфере нравственного воспитания подрастающего поколения: книги ушли на второй план, их место занял экран телевизора, с которого теперь в жизнь ребенка постоянно входят персонажи сказок, герои мультфильмов, не всегда отличающиеся душевностью или нравственной чистотой. В образовании детей дошкольного возраста взрослые уделяют внимание познавательному развитию. Родители покупают своим детям красочные энциклопедии, водят на дополнительные занятия. На сегодняшний день материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у многих детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Следовательно, интенсивное изменение окружающей жизни, активное проникновение научно-технического прогресса во все сферы диктуют педагогам дошкольных учреждений выбирать более эффективные средства обучения и воспитания.
Духовно-нравственное воспитание дошкольников должно позволить детям наслаждаться спокойствием своего мира. Большой потенциал положительных нравственных поучений несут в себе сказки. Как показывает практика, сказки очень любимы детьми, и воспользоваться этим необходимо. Сказка – это волшебный и увлекательный мир, который манит ребенка удивительными превращениями, приключениями, героями. Каждая сказка обладает своей неповторимостью. Ребенка привлекает невероятность сказочных событий, очарование вымысла, победа добра над злом. В сказках противоборствуют лишь чрезвычайно сильные и очень слабые, невероятно храбрые и невыносимо трусливые герои. С их помощью можно воспитывать такие положительные нравственные качества, как мудрость, мужество, справедливость, доброту, милосердие, долг, отзывчивость, смелость и щедрость, трудолюбие, послушание на основе любви и уважения к родным и близким людям, терпение и др.
В восприятии и оценках литературных произведений дошкольниками преобладают «полярности», «белые» и «черные» тона. Вот почему сказки нужны детям, ведь в своих лучших образцах они, по словам В. Жуковского, нравственно чисты и не оставляют после себя «дурного, ненравственного впечатления».
Сказка – это кладезь мудрости и опыта наших предков. Русская педагогика более ста лет назад отзывалась о сказках не только как о педагогическом средстве, методе. У каждой группы сказок есть своя возрастная аудитория. Детям до 5 лет наиболее понятны и близки сказки о животных и сказки взаимодействия животных и людей. В этом возрасте дети часто представляют себя в виде животных, легко перевоплощаются в них, копируя их манеру поведения. Начиная с 6 лет, ребенок «примеряет» на себя роли человеческих персонажей: Принцев, Царевен, Солдат. Ребенок может идентифицировать себя с главным героем и с другими одушевленными персонажами. При этом развивается способность децентрироваться, вставать на другое место. Благодаря сказкам у ребенка вырабатывается способность сопереживать, сострадать и сорадоваться, без которой человек не человек.
Работу со сказками в процессе общения с детьми можно проводить в различных формах: чтение, пересказ сказок, обсуждение поведения сказочных героев и причин их успехов и неудач, театрализация сказок, проведение конкурса знатоков сказок, выставки рисунков детей по мотивам сказок, сочинение сказок детьми. Очень нравится дошкольникам игра «Салат из сказок». Суть этой игры заключается в следующем: в известную сказку «Колобок» добавляем нового героя, например, лягушку-путешественницу. Задача воспитанников – рассказать сказку с новым героем. Можно добавлять и неодушевленный предмет, например, автомобиль.
На базе сказок и сказочных героев происходит моделирование реальных стрессовых и конфликтных ситуаций. Ребенку легче поверить в сказку, чем в реальные истории и примеры. Поэтому сказочные герои, которые несут добро и наказывают зло, являются хорошим воспитательным примером для ребенка, оставляющим в его душе неизгладимый след. Большую помощь в духовно-нравственном воспитании оказывают психотерапевтические сказки.
Психотерапевтические сказки – это особый вид сказок, которые раскрывают глубинный смысл происходящих событий. Они не всегда однозначны, не всегда имеют традиционно счастливый конец, но всегда глубоки и проникновенны. Эти сказки посвящены проблемам жизни и смерти, отношению к потерям и приобретениям, любви и выбору правильного пути в жизни. Вовремя рассказанная сказка для ребенка значит столько же, сколько консультация для взрослого. Отличие в том, что от ребенка не требуют вслух делать выводы и анализировать, работа идет на внутреннем, подсознательном уровне.
Сказка служит одним из доступных путей переноса своих собственных переживаний на другого, и наоборот, осознание своих собственных чувств через окружающих. Поэтому, воспринимая сказку, дети, во-первых, сравнивают себя со сказочным героем, и это позволяет чувствовать и понимать, что у них не одних есть проблемы и переживания. Во-вторых, посредством ненавязчивых сказочных образов дошкольникам предлагаются выходы из различных сложных ситуаций, пути решения возникших конфликтов, позитивная поддержка их возможностей и веру в себя.
Мониторинговые исследования показывают положительную динамику использования различных приемов работы со сказкой. За 2011-2012 г. качественный показатель социально-нравственного развития воспитанников составлял 42%, в 2012-2013 году – 73%.
Формирование нравственных понятий – очень сложный и длительный процесс. Он требует постоянных усилий от педагога, систематичной и планомерной работы. Современному ребенку мало прочитать сказку, раскрасить ее героев, поговорить о сюжете. С ребенком третьего тысячелетия необходимо осмыслять сказки, вместе и находить скрытые смыслы и жизненные уроки. В этом случае сказка никогда не уведет ребенка от реальности. Наоборот, поможет стать ему в реальной жизни активным созидателем.
Литература
1. Маханева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду: Пособия для работников дошкольных учреждений / М.Д. Маханева.-М.: Сфера, 2001.-128с.
2. Князева О.Л. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: программа/О.Л. Князева, М.Д. Маханева. – СПБ. : Детство – Пресс, 2001.
3. Островская. Л.Ф. Беседа с родителями о нравственном воспитании дошкольника / Л.Ф. Островская. – М. : Просвещение, 1987.