Автор: Лебедева Светлана Геннадьевна
Normal
0
false
false
false
RU
X-NONE
X-NONE
/* Style Definitions */
table.MsoNormalTable
{mso-style-name:»Обычная таблица»;
mso-tstyle-rowband-size:0;
mso-tstyle-colband-size:0;
mso-style-noshow:yes;
mso-style-priority:99;
mso-style-parent:»»;
mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt;
mso-para-margin-top:0cm;
mso-para-margin-right:0cm;
mso-para-margin-bottom:10.0pt;
mso-para-margin-left:0cm;
line-height:115%;
mso-pagination:widow-orphan;
font-size:11.0pt;
font-family:»Calibri»,»sans-serif»;
mso-ascii-font-family:Calibri;
mso-ascii-theme-font:minor-latin;
mso-hansi-font-family:Calibri;
mso-hansi-theme-font:minor-latin;
mso-bidi-font-family:»Times New Roman»;
mso-bidi-theme-font:minor-bidi;
mso-fareast-language:EN-US;}
Тема : « Познания свойств и отношений между предметами детьми младшего дошкольного возраста, путем использования разнообразных дидактических средств через блоки Дьенеша».
В своей статье хочу представить опыт работы по познанию свойств и отношений между предметами детьми 4 года жизни, путем использования разнообразных дидактических средств.
Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период устанавливается связь ребенка с миром людей, природы, предметным миром.
В жизни детского сада и в домашних условиях часто возникают ситуации, требующие от дошкольников элементарных математических навыков. Чем лучше ребенок овладеет ими, тем результативнее и продуктивнее протекает его деятельность. Ребенка окружает разнообразный предметный мир, каждый предмет отличается своими свойствами, отношениями с другими предметами.
В младшем дошкольном возрасте ребенок знакомится с разновидностями свойств: цветом, формой, величиной, характеристиками пространства и т.д. Он учится воспринимать их проявления, осваивать способы обнаружения, названия, осваивает приемы активного познания свойств предмета. Ребенок познает свойства и отношения между предметами, а это все сенсорное развитие.
Усвоение различных понятий, относящихся к наиболее сложным отраслям человеческого знания, должно опираться на чувственный опыт и житейские представления, которые складываются уже в младшем дошкольном возрасте.
Так как чувственный опыт ребенка является основой для последующего математического развития, дети 3-4 лет сензитивны к развитию наглядно- образного мышления, основой которого являются представления ребенка об окружающем мире.
Дети часто затрудняются в определении формы предметов, некоторые дети и цвета, сомневаются в своих ответах, затрудняются в обобщении предметов по цвету, форме и размеру. Используя различные дидактические игры, занимательные упражнения в работе с детьми , можно исправить сенсорные пробелы знаний у детей. Целью работы станет познание свойств и отношений между предметами детьми 4 года жизни, путем использования разнообразных дидактических средств. Л. А. Венгер занималась проблемами развития перцептивных (обследовательских) действий и развития процесса восприятия, уделяла большое значение познанию ребенком свойств и отношений предметов окружающего мира.
Ознакомление со свойствами предметов детей 3-4 года жизни, путем использования разнообразных дидактических средств относиться к области «Познание». Данная тема хорошо интегрируется с областями «Коммуникация», «Художественное творчество», «Чтение художественной литературы».
Наблюдения за детьми показали, что некоторые дети знают цвет, величину, обобщают предметы по выделенному свойству: все большие, все красные. Но основная масса детей затрудняется в высказываниях и пояснениях, почему ты так сделал. Дети различают 1 и много, считают в пределах от 1 до 5, но некоторые дети нуждаются в помощи взрослого, а проявляют творческую самостоятельность в практической и игровой деятельности .
Цель работы: способствовать познанию детьми свойств и отношений между предметами.
Задачи:
1) Способствовать развитию умения самостоятельно называть свойства предметов, геометрических фигур, выражать в речи способ определения таких свойств, как форма, цвет и размер;
2) Развивать перцептивные (обследовательские) действия;
3) Развивать умение детей, обобщать группы предметов по одному свойству;
4) Воспитывать культуру общения в процессе дидактических игр.
Важную роль в работе с детьми по данной теме, правильно организовать предметно-развивающую среду, которая является обязательным условием развития ребенка. Благоприятная развивающая среда направлена на стимулирование развития ребенка, обеспечение ему самостоятельности, активности в деятельности.
При её создании нужно опираться:
- на особенности развития детей 4-ого года жизни;
- Федеральные требования к основной общеобразовательной программе по разделу «Познание»;
- принципы создания предметно-развивающей среды.
Под обогащенной развивающей средой нужно понимать, что среда должно быть естественная, уютная, рациональная ,насыщенная с разнообразными дидактическими средствами и игровыми материалами. Детей окружают игры, развивающие их мысль и приобщающие к умственной деятельности. Это игры из серии «Сложи узор», «Сложи квадрат», «Пазлы», разрезные картинки, игры, «Геометрическое лото», «Найди в окружающем» и другие.
Большое значение имеют дидактические пособия, помогающие ребенку вычленить предмет, увидеть его во всем многообразии свойств, установить связи и зависимости, определить отношение сходства и различия – это логические блоки Дьенеша. Для усвоения детьми элементарных математических знаний в группе должны быть геометрические фигуры и тела (плоские и объемные), цифры.
Результаты наблюдения за детьми показали, детей интересует разнообразный дидактический материал, особенно логические блоки Дьенеша и игры типа пазлы, в которые вложен элемент самоконтроля.
В дошкольной дидактике имеется большое количество разнообразных дидактических материалов. Наиболее эффективным пособием считаем логические блоки, разработанные психологом и математиком Дьенешем, для подготовки мышления детей и усвоению математики и дидактические игры например:«Найди блок»,«Разложи по клумбам» и тд.
Психологи и педагоги говорили, что одним из средств сенсорного развития, является ознакомление с окружающей действительностью.
Для того, чтобы работа была эффективной, важно установление сотрудничества, доверительного делового контакта взаимодействия с родителями для успешного решения поставленных задач по математическому развитию.
В работе с родителями предлагаю использовать следующие формы:
Ø Родительские собрания, показательные мероприятия, анкетирование, беседы, участие родителей в оснащении группы игровым материалом;
Ø Совместные мероприятия: праздники, развлечения, выставки совместных работ, фотовыставки, обобщение семейного опыта и представление его на педсовете;
Ø Информирование: консультации, памятки, семинары-практикумы, метод. литература.
При помощи таких форм мы приобщаем родителей к совместной педагогической деятельности в воспитании детей.
Из опыта проделанной работы можно сказать , что дети с удовольствием познают свойства предметов, находят отношения между предметами, а это была цель работы.