8 (800) 101-04-53 звонок бесплатный
с 6:00 по 21:00
?>

Интегрированный урок истории и географии «Восстание под предводительством Емельяна Пугачёва.»

Автор: Орлова Лариса Иннокеньевна, Дмитриева Татьяна Симфориановна

Normal
0

false
false
false

RU
X-NONE
X-NONE

/* Style Definitions */
table.MsoNormalTable
{mso-style-name:»Обычная таблица»;
mso-tstyle-rowband-size:0;
mso-tstyle-colband-size:0;
mso-style-noshow:yes;
mso-style-priority:99;
mso-style-qformat:yes;
mso-style-parent:»»;
mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt;
mso-para-margin-top:0cm;
mso-para-margin-right:0cm;
mso-para-margin-bottom:10.0pt;
mso-para-margin-left:0cm;
line-height:115%;
mso-pagination:widow-orphan;
font-size:11.0pt;
font-family:»Calibri»,»sans-serif»;
mso-ascii-font-family:Calibri;
mso-ascii-theme-font:minor-latin;
mso-hansi-font-family:Calibri;
mso-hansi-theme-font:minor-latin;
mso-bidi-font-family:»Times New Roman»;
mso-bidi-theme-font:minor-bidi;
mso-fareast-language:EN-US;}
table.MsoTableGrid
{mso-style-name:»Сетка таблицы»;
mso-tstyle-rowband-size:0;
mso-tstyle-colband-size:0;
mso-style-priority:59;
mso-style-unhide:no;
border:solid windowtext 1.0pt;
mso-border-alt:solid windowtext .5pt;
mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt;
mso-border-insideh:.5pt solid windowtext;
mso-border-insidev:.5pt solid windowtext;
mso-para-margin:0cm;
mso-para-margin-bottom:.0001pt;
mso-pagination:widow-orphan;
font-size:11.0pt;
font-family:»Calibri»,»sans-serif»;
mso-ascii-font-family:Calibri;
mso-ascii-theme-font:minor-latin;
mso-hansi-font-family:Calibri;
mso-hansi-theme-font:minor-latin;
mso-bidi-font-family:»Times New Roman»;
mso-bidi-theme-font:minor-bidi;
mso-fareast-language:EN-US;}

Тема урока: Восстание под предводительством Емельяна Пугачёва.

Цель: Показать размах войны, её стихийный характер, причины поражения и историческое значение.

Задачи:

Образовательные: закрепить представления и понятия учащихся о положении крестьян в XVIII веке.

Коррекционно-развивающие: развивать умения давать характеристику исторической личности на примере Е.И.Пугачёва; продолжать развивать умение работать с исторической картой.

Воспитательные: воспитывать у учащихся чувство гордости, уважения к русскому народу, Отечеству.

Основные знания:

1773-1775гг. – крестьянская война под предводительством Е.И.Пугачёва; предводитель Е.И.Пугачёв. 245 лет со дня восстания под предводительством Е.И.Пугачёва.

Основные термины и понятия: дезертирство.

Оборудование и материалы:

— карта «России с конца XVIII в. до 60х годов XVIII в.» ;

— портрет Пугачёва Е.И.;

— выступление учителя географии;

— сюжетно-ролевая игра;

— использование мультимедийной презентации.

Тип урока: сообщение новых знаний, интегрированный урок (история, география).

 

 

 

 

 

Ход урока.

 

Этап урока

 

Деятельность учителя

 

Деятельность учащихся

Оргмомент

 

 

 

Актуализация знаний, объявление темы.

 

 

 

 

 

Слайд 1.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 2.

Вступительное слово учителя:

     В XVIII веке Екатерина пожаловала вольности дворянству. Дворяне были освобождены от обязательной военной и гражданской службы, получили разные привелегии.

     — Скажите, улучшилась ли жизнь крепостных крестьян?

     Крепостное право в XVIII веке ещё больше усилилось. Крестьяне работали на барском поле почти всю неделю. Крестьяне превратились в полную собственность помещиков. Крепостных продавали, выменивали на вещи, проигрывали в карты и дарили. За любую провинность жестоко наказывали. Жаловаться крестьянам было запрещено законом, изданным при Екатерине II. Притеснения помещиков вызывали недовольства крестьян.

Наиболее известным было восстание под предводительством Е.И.Пугачёва.

Сообщение темы урока:

«Восстание под предводительством Емельяна Пугачёва».

 В этом (2018) году исполняется 245 лет восстанию под предводительством Е.И.Пугачёва. (1773 год).

 

 

 

Слушают.

 

 

 

 

Отвечают.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Записывают в тетрадь.

 

 

 

Изучение нового материала. Слайд 3.

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 4.

 

План-вопросник:

1.     Когда проходило восстание?

2.     Кто возглавил восстание?

3.     Внешность Пугачёва.

4.     Сведения о жизни Пугачёва.

5.     Где проходило восстание?

6.     Итоги восстания

 

Чтение  рассказа для дополнительного чтения: Е.И. Пугачёв – «император Пётр III» на стр. 176.

Рассматривание портрета Е.И.Пугачёва.

Учитель даёт краткие сведения о Е.И.Пугачёве.

Работа с текстом стр. 172, чтение абзацев.

 

 

Беседа по вопросам:

1.     Опишите внешность Пугачёва. Демонстрация портрета.

2.     Что известно о жизни Пугачёва?

 

 

 

Словарная работа: дезертировать.

 

 

 

3.     Почему Пугачёв провозгласил себя императором Петром III?

 

Работа с текстом.

 

— Почему вспыхнуло восстание крестьян?

 

 

 

 

 

 

4.     Кто участвовал в восстании?  (Крестьяне, повстанцы, рабочие, крестьяне нерусских народов).

 

Знакомятся с планом.

Слушают учителя.

Записывают в тетради:

с 1773-1775 гг – казак Емельян Иванович Пугачёв.

 

 

 

 

Уеники читают указанные абзацы.

Участвуют в беседе.

Находят нужный абзац, зачитывают.

Находят объяснение слова в учебнике.

Находят в тексте.

Записывают в тетради: усиление крепостного гнёта, притеснение нерусских народов.

 

Слайд5.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 6.

Выступление  учителя географии – «народы Поволжья, Приуралья»

      К восставшим примкнули народы Поволжья: башкиры., татары, чуваши, мордва, удмурты, марийцы. Жизнь

Среди других народов Поволжья были калмыки. Предки калмыков – монголы-ойраты жили в Центральной Азии. На Волге они появились на рубеже 16-17 веков.

 

Учитель показывает на карте территорию Поволжья и Приуралья

 

Ход восстания.

Показывает на карте районы кресьянского восстания, движение пугачёвских войск. (Отход пугачёвских  войск к Казани.)

 

От Казани Пугачёв вместе с повстанцами двинулся в Поволжские леса, где им приходилось скрываться. 

Слово географа.

    На территории  Поволжья расположены возвышенности, большая часть территории находится в лесной зоне, где произрастают хвойные и широколиственные  леса. Обратите внимание на красоту природы. В лесах много клёнов и дубов. На одном из таких высоких дубов Пугачёв просматривал, не скачет ли царская конница. Сейчас этот дуб является памятником. Он так и называется «Пугачёвский дуб». Сейчас к этому дубу приходят много людей, поскольку на этой территории находится санаторий.

 

Первичное закрепление.

Сюжетно-ролевая игра.

— Дети разбиваются на 2 группы:

           1). Историки (2-3 человека)

           2). Очевидцы (остальные)

           3). Современники (2 человека)

Слово историкам.

1.     Какую тему мы сегодня изучаем?

2.     Какое значение имеет эта тема в истории нашего государства?

Слово очевидцам событий.

1.     Когда происходило восстание?

2.     Кто возглавил восстание?

3.     Почему оно вспыхнуло?

4.     Кто участвовал ввостании?

5.     Показать на карте территорию восстания.

6.     Чем закончилось восстание?

Слово современникам.

1.     Происходят ли подобные события в нашей жизни в современное время?

 

 

 

 

 

 

Отвечают на вопросы.

 

 

Отвечают на вопросы.

 

 

 

 

 

 

Отвечают на вопросы.

 

Подведение итогов урока.

Комментарии, объявление оценок.

Слушают.

Домашнее задание.

Сообщение домашнего задания.

— Прочитать текст учебника, дать ответы на план-вопросник. Стр.172-175.

Записывают.

Индивидуальное задание.

Сообщение индивидуального задания.

-Прочитать указанные абзацы, дать ответы на первый, второй, третий вопросы плана-вопросника.

 

 

×
×