Учим детей сочинять стихи

Автор: Коткова Надежда Григорьевна

Стишки-малышки

Добрый день, дорогие друзья! Сегодня я бы хотела вам написать о детском  творчестве. Все  маленькие дети по-своему талантливы. У каждого есть свои способности, порой не заметные. А то, каким вырастет ребёнок, в первую очередь зависит от взрослого. Творческие  способности нужно развивать с раннего детства, ведь творчество — основа будущей успешной жизни.  

Сама я пишу стихи и поэтому решила попробовать развивать творчество у наших деток посредством сочинения стихов.

Работая методистом в дошкольной группе, я заметила, что дети очень любят различные рифмованные выражения: считалки, дразнилки,  заклички, мирилки  и другие. Для того, чтобы игра стала намного интересней обычной, мы подбирали к ней стишки.  Ведь даже незнакомые слова, сложенные в рифму, запоминаются быстрее. А за счёт пополнения словарного запаса происходит и развитие речи малыша. Рифмованные сочетания слов вызывают в воображении ребёнка  яркие красочные образы, учат смело и быстро мыслить, находить верные образные выражения и расширяют кругозор малыша. Именно поэтому, чем раньше научить его мыслить рифмами, тем ярче и яснее он будет выражать своё мнение. Уже в три года  дети могут досказывать строчку из стихотворения. Для того, чтобы познакомить ребенка с рифмой,  мы использовали загадки, ответ которых рифмован, например:

В кладовой шуршала мышка, Под сосной лежала -…(шишка).

Живёт в нашем доме Гарик, У него есть синий…(шарик).

 Капризуля наша Маша, У неё в тарелке …(каша).

Стоит в деревне старый дом, В сети к нам попался -…(сом).

В сказке очень чудный гном, Зимой ребята лепят -…(ком).

А ещё  использовали игру «Найди лишнее». Предлагали ребёнку из четырёх слов, например, дом, сом, нож, гром найти лишнее. А когда ребенок отвечал, спрашивали его, почему слово «нож» лишнее, чем оно отличается от других. Придумывать рифмы для детей — это такая же интересная игра, как и многие другие.  Занимаясь с малышами, я заметила, что многие дети хотят сами сочинить хотя бы четверостишье. Но возможности у всех разные. Взрослый должен помочь малышу, поддержать его стремление. Одни дети сами могут сочинить стишок, если им подобрать рифму. Другие — сами выберут тему для него, но будут затрудняться с подбором рифмы. Третьи — без проблем выберут тему и сами раскроют её при помощи рифмованных строчек. Поэтому мы знакомили малышей не только со сказками, но и с поэзией (короткие стихи, отрывки из сказок А. С. Пушкина, потешки, считалки, скороговорки,  чистоговорки,  короткие песенки), всё это наполняет окружающий мир детей красотой поэтического слова.

Мы в первую очередь хвалили ребёнка за стишок, даже если он получился  не совсем складный и ни в коем случае не  говорили малышу, что стих плохой. Это может обидеть его, понизить самооценку. В таком случае у ребёнка пропадёт желание развивать своё творчество. Темой для стихотворения может быть всё, что окружает малыша и привлекает его внимание: друзья, семья, игрушки, животные… Придумывая четверостишье, например, про друга, ребёнок анализирует его качества, учится наблюдать, а благодаря этому развивается его мышление. Детям дошкольного возраста свойственно быстро сочинять и так же быстро забывать собственное сочинительство, поэтому  мы их напечатали и завели альбом стихов с картинками. Этим мы помогаем детям оставить в памяти  и  на всю жизнь  приятные минутки своего счастливого детства, проведенного в детском саду.

Предлагаем вашему вниманию некоторые стишки-малышки, сочиненные нашими маленькими детками, при  поддержке взрослых.

Мои игрушки

1.Круглый мячик,

Как калачик,

Прыг-скок, прыг-скок,

Скачет мячик между ног.

 

2.А моя игрушка,

Для меня подружка,

Зовут куклу Машей,

Кормлю ее я кашей.

 

3.Я люблю играть в машинки,

Разноцветные кабинки,

Би-би-би, би-би-би!

Эй! С дороги уходи!

 

4.С другом в кубики играли,

Друг на друга их мы клали.

Получился у нас дом,

Будут  гномы жить  в нем.

 

Домашние животные

1.У меня есть дома кошка,

На ногах у ней сапожки,

Хвостик черный, белые уши,

Молочко любит она кушать.

 

2.А у нас живет бычок,

У него рыженький бочок,

Маленькие рожки,

В копыта одеты ножки.

 

3.Во дворе живет собака,

Она большая забияка,

Громко лает, но не кусает,

А в дом никого не пускает.

 

4.Рано, рано поутру,

Поет петух ку-ка-ре-ку!

Спать совсем нам не дает,

Все поет, поет, поет!

 

5.У лошадки жеребенок,

Он как маленький ребенок,

От мамочки не отходит,

Целый день за нею ходит.

 

Цветы

1.На прогулку в сад пошли,

И цветочки там нашли,

Красивые ромашки

В беленьких рубашках.

 

2.В саду ландыши растут,

Люди их берегут.

Рвать не надо их в букет,

Пусть растут еще сто лет!

 

3.На полянку мы пришли,

Там мы василек нашли,

Красивый синенький цветочек!

Как будто бабушкин платочек!

 

Наш огород

1.В садике свой огород,

Много там чего растет:

Свекла, лук, морковь, капуста-вот!

Будем кушать круглый год!

 

2.Лук вчера мы посадили,

И водичкою полили,

Чтобы вырос покрупней

Для салата и для щей!

 

 

3.Огурцы взошли на грядке,

Друг за другом по порядку,

Чтоб хорош был урожай,

Их почаще поливай!

 

4.Помидоры бывают разные:

Розовые, желтые, красные.

Солнышко! По жарче грей!

Чтоб они спели побыстрей!

 

Спасибо за внимание!

С уважением Надежда Коткова

×
×