Автор: Грибова Вероника Алексеевна
«Адаптация ребенка в детском саду»
Работаю с детьми я довольно давно. Мой педагогический стаж более 14 лет. Через мои руки и мое сердце прошли многие дети, разные, интересные и, конечно любимые. Берешь в свою группу совершенно маленького, беззащитного ребенка. Отдаешь много сил, энергии, заботы, тепла, педагогического мастерства. И когда дети уходят из детского сада в школу, большие, самостоятельные, готовые к учебе в школе, не раз заноет и заболит сердце, так как их любишь всей душой и очень жаль с ними расставаться. Очень сложный и важный период в младшем возрасте – это адаптация детей. В этот период всем тяжело и родителям, и детям, и воспитателям. Очень редко можно встретить родителей, которые с приближением того момента, когда их ребенок должен пойти в ясли или детский сад, не испытывают волнения. Как примут малыша в детском коллективе? Какие отношения сложатся с воспитательницей? Не будет ли он часто болеть? Но больше всего волнений связано с тем, насколько быстро ребенок привыкнет, адаптируется к новой обстановке. Эти волнения имеют перед собой реальные основания, поскольку известно, что изменение социальной среды сказывается и на психологическом, и физическом здоровье детей. Нам воспитателям в это время надо приложить максимум внимания, так как малыши впервые переходят из достаточно замкнутого семейного мира в мир широких социальных контактов. Поначалу в детском саду ребенку все кажется непривычным, его волнует, а иногда пугает новая обстановка: большая гулкая комната, незнакомые дети вокруг, чужие взрослые – воспитатели и няни. На первых порах не привычен и уклад жизни в детском саду: иной режим дня, еда, отличающаяся от домашней, необходимость соблюдения правил поведения, установленных в группе. На эти перемены малыши отвечают по-разному, многие отвечают реакцией осторожности или протеста: становятся робкими, замкнутыми, вялыми, капризными, упрямыми, беспокойными. Часто они упорно не хотят покидать дом, у дверей детского сада в страхе прижимаются к маме или папе. Период адаптации – тяжелое время для малыша, его родителей и персонала группы. Длительность адаптации у детей раннего возраста длится обычно 2-3 недели. Но даже такой относительно короткий срок для ребенка небезобиден. В моей младшей группе адаптационный период затянулся до 3 месяцев. В группе очень много детей с разными индивидуальными особенностями. Много детей капризных, не умеющих выслушивать старших, не знающих меру в том, что можно, а что нельзя. Поэтому приходиться проводить большую воспитательную работу с родителями. И могу сделать такой вывод, что прислушивание к мнению воспитателя, дети этих родителей адаптируются быстрее. От того; насколько ребенок подготовлен в семье к переходу в детское учреждение, зависит и течение адаптационного периода, и дальнейшее развитие малыша. Из опыта работы можно отметить, что в проведении вновь принятых в группу детей можно наблюдать черты свойственные детям раннего возраста. У детей приученных к опрятности, возможно недержание мочи и кала. Случаются и неврогенные нарушения: срыгивание, рвота, временное повышение температуры. Вот в этой ситуации и возникает проблема в отношениях между родителями и воспитателями. В детском саду дети заболевают чаще, чем дома. Это и понятно, так как в группе может быть заболевший ребенок, который становится источником инфекции для других малышей. В период адаптации возможность заболевания ребенка, особенно трудно привыкающего к новым условиям, возрастает, поскольку под влиянием эмоционального напряжения снижаются защитные силы организма. Затрудняет или облегчает привыкание к детскому саду состояние здоровья ребенка? Опыт показывает, что сложнее и дольше протекает процесс адаптации у детей ослабленных, страдающих аллергией, частыми ОРЗ. И наоборот, безболезненнее осваиваются в детском саду дети здоровые, физически крепкие. Они быстрее приобщаются к жизни в коллективе сверстников. Известные трудности в этот период адаптации испытывают дети, привыкшие к общению только с мамой и папой. Замкнутый образ жизни семьи, недоброжелательное отношение к окружающим людям – причины тормозящие образование у малыша умение контактировать с незнакомыми людьми. А это значит, что первые дни пребывания в детском саду он негативно относится к воспитателям, няне, что усложнит уход за ним. Если ребенок очень тяжело переживает разлуку с мамой, давала совет, чтобы первые несколько недель приводили его в детсад папа, бабушка или дедушка, и не оставляли в дошкольном коллективе на целый день, забирали пораньше, чтобы дома создавали спокойный, бесконфликтный климат, щадили ослабленную нервную систему ребенка, в воскресные дни создавали для него режим такой же как и в детский сад. Если малыш любит играть вместе со всеми, спокойно переносить разлуку, может занять себя каким-то делом, обращаясь за помощью в случае необходимости, охотно выполняет просьбы и умеет совершать простые действия по самообслуживанию, хорошо спит и у него не пропадает аппетит, мы можем не тревожиться. Он готов к новым изменениям в своей жизни. В заключение следует отметить, что выработка единых требований к поведению ребенка, согласование воздействий на него дома и в детском саду — это важнейшее условие, облегчающее ему адаптацию к перемене в образе жизни.