Автор: Сыроватская Татьяна Михайловна
В современной педагогической науке в самом общем виде универсальные учебные действия осмысливаются учеными как умение учиться, которое связано, как с общеучебными навыками и умениями, так и с коммуникативно-личностными качествами школьников.
В составе основных видов универсальных учебных действий, диктуемом ключевыми целями общего образования, можно выделить четыре блока:
1. «Личностные действия позволяют сделать процесс обучения осмысленным, обеспечивают значимость решения учебных задач, перекликая их с реальными жизненными целями и ситуациями. Личностные действия направлены на ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и т. д.) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.
2. Регулятивные действия обеспечивают возможность управления познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования, прогнозирования, контроля, коррекции своих действий и оценки успешности усвоения.
3. Познавательные действия:
– общеучебные: самостоятельное выделение и формулирование учебной цели, произвольное и осознанное построение речевого высказывания, рефлексия способов и условий действия, их контроль и оценка, выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от условий и др.;
– знаково-символические: замещение, кодирование (декодирование), моделирование;
– логические: анализ объекта; синтез и выбор оснований и критериев для сравнения, классификации; подведение под понятие; выведение следствия; построение логической цепи рассуждения; выдвижение гипотезы; ее обоснование, доказательство и др.;
– постановка и решение проблем: формулирование проблемы, самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
4. Коммуникативные действия обеспечивают возможность учебного сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу, эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками»
В современной педагогической теории и практике огромную популярность у педагогов, занимающихся как теоретическими исследованиями, так и их практической реализацией, приобрели проектные технологии как метод обучения учащихся, в том числе и на этапе начального обучения в школе.
На сегодняшний день отечественными учеными-педагогами проведено множество исследований в области разработки и внедрения метода проектов в практику обучения, где он трансформировался в педагогическую технологию, отвечающую современным требованиям системы образования. Выделяется ряд характерных особенностей этого метода обучения. Прежде всего, это наличие проблемы, которую предстоит решить в ходе работы над проектом. Причем проблема должна иметь личностно значимый для автора проекта характер, мотивировать его на поиски решения. Проект обязательно должен иметь ясную, реально достижимую цель. В самом общем смысле целью проекта всегда является решение исходной проблемы, но в каждом конкретном случае это решение имеет собственное, неповторимое воплощение. Этим воплощением является проектный продукт, который создаётся автором в ходе его работы и также становится средством решения проблемы проекта
Основными характеристиками проекта являются: выяснение исходной проблемы, формулирование цели и создание умозрительного образа проектного продукта – первые характерные особенности проекта. Ещё одно отличие проекта – предварительное планирование работы. Весь путь от исходной проблемы до реализации цели проекта необходимо разбить на отдельные этапы со своими промежуточными задачами для каждого из них; определить способы решения этих задач и найти ресурсы для этого; разработать подробный график работы с указанием сроков реализации каждого этапа. Непременным условием проекта является его публичная защита, презентация результата работы. В ходе презентации автор не только рассказывает о ходе работы и показывает его результаты, но и демонстрирует собственные знания и опыт в решении проблемы проекта, приобретённую компетентность. Элемент самопрезентации – важнейшая сторона работы над проектом, которая предполагает рефлексивную оценку автором всей проделанной им работы и приобретённого в ее ходе опыта.
При определении содержания и организации проектных уроков по различным дисциплинам как условия развития универсальных познавательных действий младших школьников можно выделить следующие принципы:
1. Актуализация вариативных познавательно-коммуникативных ситуаций, способствующих развитию познавательных и коммуникативных универсальных действий учащихся – монологическая речь (выступление-доклад, презентация результатов проектной деятельности группы и т.п.), диспуты и дискуссии в проектной группе, в парах, между проектными группами.
2. Тип проекта должен соответствовать уровню подготовки школьников определенного этапа обучения. Так приоритетным является проведение игровых, творческих и практико-ориентированных проектов, соответствующих возрастным особенностям младших школьников.
Методы и методические приёмы проектной деятельности младших школьников, обеспечивающие развитие познавательных и коммуникативных универсальных действий учащихся.
1. Интерактивные методы обучения в форме совместной познавательно-коммуникативной деятельности учащихся – групповые диспуты и дискуссии в парах, в группах по типам и уровню сложности проектных заданий.
2. Методы проблемного обучения (алгоритм проектной деятельности учащихся в форме проблемных вопросов).
3. Презентация результатов проектной деятельности, публичная защита проекта в форме конференций, докладов, письменных отчетов и т.п.
4. Мониторинг уровня универсальных учебных действий учащихся.
Организация проектной деятельности учащихся начальных классов над разными типами и видами проектов проводится следующим образом:
1. Подготовительный или вводный этап (погружение в проект).
1.1. Выбор темы и ее конкретизация (определение жанра проекта).
1.2. Определение цели, формулирование задач.
1.3. Формирование проектных групп, распределение в них обязанностей.
1.4. Выдача письменных рекомендаций участникам проектных групп (требования, сроки, график, консультации и т.д.).
1.5. Утверждение тематики проекта и индивидуальных планов участников группы.
1.6. Установление процедур и критериев проекта и формы его представления.
2. Поисково-исследовательский этап.
2.1. Определение источников информации.
2.2. Планирование способов сбора и анализа информации.
2.3. Подготовка к исследованию и его планирование.
2.4. Проведение исследования. Сбор и систематизация материалов в соответствии с целями и жанром работы, подбор иллюстраций.
2.5. Организационно-консультационные занятия. Промежуточные отчеты учащихся, обсуждение альтернатив, возникших в ходе реализации проекта.
3Трансляционно-оформительский этап.
3.1. «Предзащита» проекта.
3.2. Доработка проекта с учетом замечаний и предложений.
3.3. Подготовка к публичной защите проекта:
3.3.1. Определение даты и места;
3.3.2. Определение программы и сценария публичной защиты, распределение заданий внутри группы (медиаподдержка, подготовка аудитории, видео- и фотосъемка и т.д.);
3.3.3. Стендовая информация проекта.
4Заключительный этап.
4.1. Публичная защита проекта.
4.2. Подведение итогов, конструктивный анализ выполненной работы.
В таблице 1 представлен алгоритм деятельности учителя и учащихся в технологии проектного обучения в урочной и внеурочной деятельности младшего школьника.(см.Приложение)
Организация работы проектных групп. Каждая группа, участвующая в проекте, получает «План действий учащихся в проекте», включающий в себя:
1. Выбор темы проекта (исследования).
2. Ставим цель. (Для чего я это делаю? Какого результата я хочу достичь?) Записать ответы.
3. Если это исследование, то затем нужно выдвинуть предположение – гипотезу. (Сделай свое предположение о том, какой будет результат и почему?) Записать ответы.
4. Выбираем метод. (Что нужно сделать, чтобы получить результат?) Записать план своих действий, время выполнения каждого шага.
5. Собираем данные (ставим эксперименты, собираем необходимую информацию, материал, оформляем его, сверяем свои действия по времени, которое определили для каждого шага).
6. Получаем результаты. (Если что-то не удалось – это тоже результат).
7. Анализируем результаты. (Сравниваем полученные результаты с данной гипотезой).
8. Делаем выводы. (Планируем дальнейшую деятельность). Даем оценку действиям в группе.
9. Защищаем результат в коллективе. Получаем общую оценку результатов.
Критерии оценивания проектной деятельности учащихся
1. Степень самостоятельности в выполнении различных этапов работы над проектом.
2. Степень включенности в групповую работу и четкость выполнения отведенной роли.
3. Степень коммуникативной активности в ходе выполнения групповой работы над проектом.
4. Практическое использование предметных и общешкольных ЗУН.
5. Количество новой информации, использованной для выполнения проекта.
6. Степень осмысления использованной информации.
7. Уровень сложности и степень владения использованными методиками.
8. Оригинальность идеи, способа решения проблемы.
9. Осмысление проблемы проекта и формулирование цели проекта или исследования.
10.Уровень организации и проведения презентации: устного сообщения, письменного отчета, обеспечения объектами наглядности.
11. Владение рефлексией.
12.Творческий подход в подготовке объектов наглядности презентации.
13. Социальное и прикладное значение полученных результатов.
Для фиксации активности учащихся в ходе выполнения проектной деятельности используется лист наблюдений, в котором фиксируются указанные критерии проектной деятельность учащихся
Методу проектов сегодня отведено ведущее место в обновляющихся школах среди множества методов обучения, так как именно проектная деятельность формирует активную, самостоятельную и инициативную позицию учащихся в учении, развивает умение самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, умение выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения.
В качестве основных достоинств проектного метода можно выделить следующие:
· высокая степень самостоятельности, инициативности учащихся и их регулятивной деятельности;
· развитие социальных навыков школьников в процессе групповых взаимодействий;
· приобретение детьми опыта познавательной деятельности;
· межпредметная интеграция знаний, умений и навыков.
Учитывая безусловные достоинства проектного метода и возрастные возможности младших школьников, реально и целесообразно его применение уже в начальном звене школьного образования.
Работа над проектом способствует формированию ключевых компетентностей учащихся, подготовке их к реальной жизни.
Проектная деятельность заинтересовывает учащихся, если они знают, что их проект будет востребован и оценен. Выбирая тему проекта и выполняя его, школьники учатся выявлять потребности приложения своих сил, находить возможности для проявления своей инициативы, способностей, знаний и умений, проверяют себя в реальном деле, проявляют целеустремленность и настойчивость. Исследование, как тип учебной деятельности представляет собой познание окружающего мира посредством теоретических конструкций — методов, организующих мышление и деятельность познающего. Под учебным проектом понимается совместная обоснованная спланированная и осознанная деятельность обучаемых, которая имеет общую проблему, цель, согласованные методы и направленная на формирование у них определенной системы интеллектуальных и практических умений.
В работе А. Г. Асмолова, регулятивные универсальные учебные действия имеют огромное значение в обеспечении организации учащимся своей учебной деятельности:
1. Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что ещё неизвестно;
• 1 класс — ученик определяет цель учебной деятельности с помощью учителя.
• 2 класс — ученик определяет цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, четко осознает свою цель и структуру найденного способа решения новой задачи.
• 3 класс — столкнувшись с новой задачей, ученик самостоятельно формулирует познавательную цель и строит действие в соответствии с ней, может выходить за пределы требований программы.
• 4 класс — ученик выдвигает содержательные гипотезы, учебная деятельность приобретает форму активного исследования способов действия.
2. Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
• 1 класс — ученик может контролировать свои действия, ошибки исправляет с помощью учителя.
• 2 класс — ученик может самостоятельно контролировать свои действия, самостоятельно исправляет ошибки.
• 3 класс — ученик контролирует собственные действия, при изменении условий вносит коррективы.
• 4 класс — ученик контролирует собственные действия, при изменении условий вносит коррективы в способ действия до начала решения.
3. Оценка — выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения результатов работы;
• 1 класс — ученик работает точно по образцу, может оценить действия других учеников. 2 класс — ученик умеет самостоятельно оценить свои действия и содержательно обосновать правильность или ошибочность результата, соотнося его со схемой действия, может оценить действия других учеников.
3 класс — ученик умеет самостоятельно оценить свои действия и содержательно обосновать правильность или ошибочность результата, соотнося его со схемой действия, самостоятельно обосновывает еще до решения задачи свои силы, исходя из четкого осознания усвоенных способов и их вариаций, а также границ их применения.
•4 класс — ученик умеет самостоятельно оценить свои действия и содержательно обосновать правильность или ошибочность результата, соотнося его со схемой действия, может оценить действия других учеников.
Регулятивные УУД предполагают, что ученик научится определять и формулировать цель своей деятельности самостоятельно и с помощью учителя, планировать действия для решения проблемы (задачи), искать средства её осуществления, сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников (словари, энциклопедии, справочники, электронные диски, Интернет) [2].
1.4 Особенности организации проектной деятельности в начальной школе и влияние метода проектов на формирование регулятивных универсальных учебных действий
Практика показывает, что уже младший школьник, а по некоторым данным и дошкольник, активно включатся в проектную деятельность. Применять технологию проектов в начальной школе следует иначе, чем в средних и старших классах. Начиная знакомить младших школьников с проектной деятельностью, необходимо учитывая уровень их готовности к самостоятельной работе, к сотрудничеству, к анализу и рефлексии.
Прообразом проектной деятельности для младших школьников могут стать проектные задачи
отличие проектной задачи от проекта заключается в том, что при проектировании не задается порядок действий, проектировщики сами определяют весь набор необходимых средств и действий, с помощью которых будет достигнут результат. В проектной же задаче ученикам предлагается весь инструментарий действий.
В начальной школе этапы создания проекта, проектной задачи нужно рассматривать более детально, на каждом из этапов формируются определенные регулятивные универсальные учебные действия.
Погружение в учебный проект в общем виде может состоять из 4 основных этапов:
1 этап — Погружение в проект.
2 этап — Организация деятельности.
3 этап — Осуществление деятельности.
4 этап — Защита проекта (презентация).
1 этап. Формирует такое регулятивное универсальное учебное действие как умение определять цель деятельности. На этом этапе важно выявить исследовательский интерес и предпочтения ребенка. В ходе деятельности происходит адекватный выбор темы будущего исследования. При подборе направления исследования учитываются многие параметры: интерес, желание самого ребенка, его интеллектуальные способности, материальные и технические возможности семьи. На этапе погружения в проект осуществляется деятельность по определению проблемы, целеполаганию, постановке задач, предстоящей деятельности.
2 этап. На 2 этапе формируется целый ряд регулятивных универсальных учебных действий:
· умение планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цели, функции участников, способов взаимодействия;
· умение ставить вопросы — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.
Проведение педагогом занятий с детьми и родителями, как индивидуальных, так и групповых, в ходе которых создаются условия для формирования исследовательских умений, происходит знакомство со структурой исследовательского проекта, методами исследования.
На этом этапе организуется групповая, или индивидуальная работа, которая позволяет всем участникам проектно-исследовательской деятельности обсудить значимые для них вопросы. На этом этапе осуществляется планирование и при помощи педагога разрабатываются программы исследования.
3 этап. Формирует умение определять успешность своего задания в диалоге с учителем.
На этом этапе формулируются цели и задачи исследования. Ведется поиск информации по теме исследования.
Чаще всего ученики ищут информацию в школьных, и домашних библиотеках. Родители помогают искать информацию в Интернете, выходят на сайты общественных организаций, библиотек, ищут видео для презентаций и др. Преимуществом пользуется информация из «живых источников» — благодаря наблюдениям, исследованиям, практическому участию в опытах, и экскурсиям.
Информация обрабатывается с помощью анкетирования, устных и письменных обобщений.
4 этап. Этап защиты проекта. На этом этапе формируются такие регулятивные действия как умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. Презентационный отчет является заключительным и очень важным в проектно-исследовательской работе. Школьники оформляют результаты исследования с помощью компьютерных технологий, рисунков, сочинений, видеофрагментов, фото отчетов, выставок со своими творческими работами и др. Они готовят публичные выступления на классных часах, на школьных конференциях, в которых принимают участие не только дети и их родители, но и учителя старших классов. В ходе конференции обсуждаются результаты проектно — исследовательской работы ставятся задачи для дальнейшего обучения.
Для создания познавательной мотивации, необходимо, чтобы учащийся расценивал собственное участие в проекте как:
— возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности;
— деятельность, позволяющую проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат;
— деятельность, направленную на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися в виде цели и задачи, когда результат этой деятельности носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей [2].
Немаловажную роль играет выбор учебного предмета, по которому создается проект. Если рассматривать такие предметы как русский язык, математика, литературное чтение, то реализация проектной деятельности на этих дисциплинах имеет относительно невысокую эффективность. Поскольку систематическое построение учебной программы — условие высокого качества знаний «на выходе» — диктует жесткий отбор форм и методов обучения. Реализация проектной деятельности по этим дисциплинам лучше всего происходит во внеклассной деятельности, особенно в форме межпредметных проектов.
Наибольшую эффективность имеют такие учебные предметы, как окружающий мир (природоведение), иностранные языки, информатика, изобразительное искусство, технология. Преподавание данных дисциплин не только допускает, но и требует введения метода проекта как в классно-урочную, так и во внеурочную деятельность учащихся.
Таким образом, процесс подготовки проектов в начальной школе состоит из нескольких этапов (погружение в проект, организация деятельности, осуществление деятельности, защита проекта).