Эволюция отношения общества и государства к лицам с отклонениями в развитии

Автор: Сыроватская Татьяна Михайловна

     Исследование эволюции отношения общества и государства к лицам с отклонениями в развитии от античных времен до наших дней позволило выде­лить переломные моменты, разграничивающие пять периодов эволюции, и периодизировать этот процесс. Он охватывает временной отрезок в два с половиной тысячелетия  — путь общества от ненависти и аг­рессии до терпимости, партнерст­ва и интеграции лиц с отклоне­ниями в развитии.

В эволюции отношения общества и государства к лицам с отклонениями в развитии в России воспроизводятся все те же периоды, что и в европейской цивилизации, но со значительным отставанием в масштабе исторического времени, вследствие чего в 90-е годы XX века Россия и Западная Европа псреживают разные пери оды эволюции отношения.

   Первый период — от агрессии и нетерпимости к осознанию необходи­мости заботиться о людях с отклонениями в развитии. Условной границей периода в Западной Европе является первый прецедент государственной заботы об инвалидах — открытие в Баварии первого приюта для слепых в 1198 г. В Рос­сии же прецеденты возникновения первых монастырских приютов приходятся на 1706-1715 гг. и связаны с реформами Петра.

   Второй период — от осознания необходимости призрения лиц с откло­нениями в развитии к осознанию возможности обучения хотя бы части из них. Условной границей периода в Западной Европе можно считать переос­мысление во Франции гражданских прав людей с сенсорными нарушениями и первые прецеденты открытия в Париже специальных школ: для глухонемых (1770) и для слепых (1784). В России прецеденты открытия первых специаль­ных школ (в Петербурге: для глухих — 1806 и для слепых — 1807 гг.) связаны со знакомством императора Александра 1 с западным опытом и приглашением французского тифлопедагога Валентина Гаюи для работы в Россию.

   Третий период — от осознания возможности к осознанию целесооб­разности обучения трех категорий детей: с нарушениями слуха, зрения, умственно отсталых. Условной границей периода в Западной Европе можно считать последнюю четверть XIX века — время принятия в западноевропейских странах Законов об обязательном всеобщем начальном образовании и на их ос­нове законов об обучении глухих, слепых и умственно отсталых детей. Это время создания параллельной образовательной системы — системы специально­го образования для трех категорий детей. В России оформление параллельной образовательной системы с теми же тремя типами специальных школ прихо­дится на  советский период — 1927-1935-е гг. и связано с Законом о всеобуче.

   Четвертый период — от осознания необходимости обучения части аномальных детей к пониманию необходимости обучения всех аномаль­ных детей. Он приходится в Западной Европе на период от начала XX в. до конца 70-х гг. и характеризуется там развитием законодательной базы специ­ального образования, структурным совершенствованием национальных систем (в некоторых странах имеется до 20 типов спецшкол). Существенно расширяет­ся охват специальным обучением нуждающихся детей. К концу 70-х гг. специ­альным образованием в странах Западной Европы охватывается от 5 до 15 % де­тей школьного возраста. В России же дифференциация системы, ее структурное совершенствование, переход от 3 к 8 типам спецшкол и 15 видам специального обучения осуществляется в 50-90-е гг. Однако специальным образованием на территории СССР было охвачено не более 3% детей школьного возраста, а спе­циальные образовательные учреждения и дефектологические кадры крайне не­равномерно распределялись по территории страны.

Для Западной Европы 70-е гг. можно считать условной нижней границей четвертого периода эволюции. В ситуации экономического роста развития де­мократии и либерально-демократических настроений, проведения активной ан­тидискриминационной государственной политики на смену старой парадигме общественного и государственного сознания «полноценное большинство» -«неполноценное меньшинство» приходит новая — «единое сообщество, вклю­чающее людей с различными проблемами». При таком понимании вычленение, социальное маркирование национальных, этнических, политических, религиоз­ных, сексуальных, а также физически и интеллектуально неполноценных меньшинств становится недопустимым, что и фиксирует законодательство, но уже не на уровне отдельно взятой европейской страны, а на уровне мирового сообщества. Применительно к лицам с нарушениями в развитии — это Деклара­ции ООН «О правах умственно отсталых лиц» (1971), «О правах инвалидов» (1975). За этими декларациями последовали национальные антидискриминационные законодательные акты. Идеи интеграции лиц с отклонениями в развитии в 70-е гг. возникают и реализуются в контексте общественного противостояния любому проявлению дискриминации.     Закладываются основы формирования новой культурной нормы — уважения к различия между людьми. В этом контексте спецшколы, интернаты признаются учреждениями сегрегационными, а изолированная от массовой система специального образования — дискриминационной. Помещение в нее ребенка рассматривается как нарушение его прав и  навешивание социального «ярлыка». Первые прецеденты закрытия специальных школ в Западной Европе приходятся на 70-е гг.

В России же такая смена отношения совпадает с распадом СССР и кардннальным изменением устройства государства. Объявив себя демократическим государством, РФ в 1991 г. ратифицировала Конвенции ООН «О правах ребен­ка», «О правах инвалидов», «О правах умственно отсталых лиц». Тем самым  государство продекларировало смену отношения к инвалидам, их гражданским  правам, что даёт основание утверждать: переход в новый период эволюции, осуществленный в Европе в ходе эволюционного развития демократических го­сударств в условиях экономического подъема в  70-е гг. в России начался на два десятилетия позже, и был обусловлен кардинальной сменой общественного устройства, ценностных ориентации государства, и совпал с глубоким эконо­мическим кризисом в стране в целом.

 

   Пятый период эволюции — от изоляции к интеграции. Интеграция  инвалидов в общество является в Западной Европе ведущей тенденцией этого пе­риода эволюции, базирующейся на их полном гражданском равноправии и но­вой философии общества. Период характеризуется в западноевропейских стра­нах перестройкой в 80-90-е гг. организационных основ специального образова­ния, сокращением числа специальных школ и резким увеличением количества специальных классов в общеобразовательных школах, перестройкой взаимоот­ношений массового и специального образования.

 

Период

Западная Европа

Россия

1

9-8 вв. до н.э. – нач. 12 в.

996 -1715

2

12 в. – конец  18 в.

1706 -1806

3

конец 18 в. – нач.

20 в.

1806 — 1927

4

Нач. 20 в. – 70-е гг. 20 в.

1927 — 1991

5

70 -е гг. — ?

1991- ?

×
×